Виды социологических исследований. Теоретическая подготовка исследовательской программы.
Тема 9. Виды и типы социологического исследования.
Литература
Основная:
10. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.
11. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
12. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Мн., 1999.
13. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.
14. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.
15. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.
16. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.
17. Смелзер Н. Социология. М., 1984.
18. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.
Дополнительная:
15. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
16. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
17. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.
18. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.
19. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.С. 35-57.
20. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. М. - Мн., 1997.
21. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.
22. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.
23. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
24. Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2000.
25. Социологический словарь. Мн., 1991.
26. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.
27. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.
Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997
Раздел III. Прикладная социология
1. Виды социологических исследований. Теоретическая подготовка исследовательской программы.
2. Методы сбора социальной информации.
3. Способы анализа и интерпретации данных.
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.
Эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте.
В зависимости от конкретных задач исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.
Разведывательное или пилотажное исследование — это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики. Разведывательное исследование помогает получить оперативную социологическую информацию. Проводить такое исследование важно в тех случаях, когда впервые начинают изучать данную проблему.
В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые(точечные) или повторные.Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.
Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовыеисследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают когортные тренды и исторические тренды.
Объектом когортныхтрендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследований выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.
Объектом историческихтрендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.
Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в различных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.
Панельные исследования— это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике,
В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария исследования, сохранением выборки в течении всего времени исследования и соответствия этой выборки генеральной совокупности.
Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации — социальный мониторинг. Социальный мониторинг представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга — это программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации. Техническое обеспечение мониторинга — это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр, связанный с более мелкими вычислительными центрами на местах. При мониторинговой системе исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные обследования и экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.
Целью описательного исследования является получение эмпирической информации, дающей общее, относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Задача аналитического исследования — выявление причин, противоречий, характера и способа их разрешения. В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальныеисследования.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования);
2) основной (проведение эмпирического исследования);
3) завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:
1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли
показатель, количественно или качественно характеризующий
данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы
проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.;
3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации,
которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные
компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных
проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые
или опытные практики.
Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность
производства, высокая социально-психологическая напряженность в
трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных при
мерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая?
Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.
3)Владение проблемой. Является ли проблема «открытой»
(знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?
4)Абсолютная и относительная величина. Насколько важна
проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного
рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении?
Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на
людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в
целом? Что может получить организация от ее решения?
5)Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает
периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась,
усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации.Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Объект и предмет исследования.Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предполагает своего носителя — определенную социальную общность. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем примере это может быть коллектив предприятия, который организационно подразделяется на коллективы цехов, смен, бригад. Подразделения предприятия пространственно обособлены, имеют определенные пространственно-географические границы и т.д.
Операционализация исследования— необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:
1)Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
2)Это дает возможность вести анализ практических проблем
на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное
обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.
3)Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с
помощью количественных, статистических показателей.
Операционализация исследования включает в себя ряд процедур. Первая из них — интерпретация понятий. Смысл этой процедуры — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под тем или иным термином или понятием. Это важно потому, что большинство понятий многозначно, имеет множество смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе. Главное назначение этой процедуры осуществить перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных терминах.
Следующая процедура — это операционализация понятий,предусматривающая совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социологическом исследовании, расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. С этой целью используется структурная интерпретация понятий, в ходе которой осуществляется деление объема понятий по правилам, аналогичное тем, которые приняты в формальной логике. В случае аналитического исследования, кроме структурной интерпретации понятий следует провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему связи понятий с внешними объектами и внутренним субъективным фактором.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны количественному учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности являются понятиями-индикаторами.При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования—это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
2. Методы сбора социальной информации.
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное место в этом разделе занимает определение обследуемой совокупности. Социолог должен решить исследовать ли весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — выборочным. Если объект исследования небольшой (например 200-500 человек), то его изучение может быть сплошным. Но если объект исследования достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего применяется выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой.В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью.
Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы ее исследования на всю генеральную совокупность. Правомочность такой экстраполяции становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности выборки и проблемы репрезентативности.Решение первой проблемы предполагает установление адекватности задач исследования выборочной процедуре, включающей в себя: обоснование типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые нужно учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Следовательно решение второй проблемы связано с тем, в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности с заданной точностью.
В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическоеисследование; статистические методы (квотные), методы случайностной (вероятностной) выборки и т.д. Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки—это общее число единиц исследования, включенное в выборочную совокупность. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, от требуемой степени точности ее результатов. Объем выборки рассчитывается по специальным формулам. В программе исследования социолог обязан указать, какие методы отбора применяются в выборке. Если же отбор является многоступенчатым, то следует указать, сколько ступеней отбора применяют в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и каков тип отбора применяется на каждой ступени, какова единица наблюдений на последней ступени выборки.
Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует еще раз подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.
Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.
Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны
обеспечиваться в ущерб качеству данных;
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои
четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Документ — это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В социологии под документом подразумевают те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах.
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный.Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качественногоанализа документов. Неформализованный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. При его осуществлении существует большая возможность субъективистского подхода.
Как альтернатива, а может быть и дополнение способу качественного анализа документов был разработан формализованный метод количественного анализа или контент-анализ.Этот метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то. что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.
Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения.
И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
Самым распространенным методом получения социологической информации является анкетный опрос,который осуществляется с помощью хорошо отработанного инструмента — анкеты.Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Достоверность и надежность информации в анкетном опросе зависит от формы и типа вопросов, а также последовательности, в которой они задаются.
Анкета имеет определенную структуру, связанную с основными фазами опроса: адаптацией (формированием общей положительной установки к опросу), достижением цели исследования (сбором необходимой информации), завершением опроса (снятием напряжения). В соответствии с этими целями анкета обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В ней кратко говорится о целях и задачах исследования, сообщается, как будут использованы ее результаты. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты.
Основная часть содержит вопросы, направленные на получение необходимой информации. Поскольку в исследовании, как правило, ставится несколько задач, то решение каждой из задач должен соответствовать свой блок вопросов.
В заключительной части содержится так называемая паспортичка, где выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемого: его пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место работы и т.д. Здесь же, как правило, респонденту предлагается высказать свое мнение по теме опроса и выражается благодарность за участие в исследовании.
В социологии отработаны определенные правила составления анкеты:
· анкета должна быть максимально компактной. Время ее заполнения не должно превышать 30-40 минут. В противном случае
респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;
· вопросы должны быть четкими, ясными, понятными опрашиваемым, в них не должно содержаться двусмысленности;
· вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь
должна идти об установлении того или иного факта (события), а уж
потом о его оценке;
· важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемуся в
анкете, не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию вопросы должны следовать за более простыми;
· первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;
· трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы,
отвечая на них, респондент сумел «включиться» в тему исследования.
Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты, ключевую роль здесь также играют задаваемые вопросы. Вопросы анкеты и интервью классифицируются по ряду оснований: содержанию, форме, функции.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Здесь можно выделить вопросы о фактах и об отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, о поведении в прошлом и настоящем. Например, вопросы о фактах призваны дать объективные сведения об отвечающем на анкету респонденте (его пол, возраст, профессия, доход и т.д.). Цель такого рода вопросов чаще всего в том, чтобы отсеять тех лиц, которые не могут дать нужную для исследования информацию.
По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые», «прямые» и «косвенные». Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответа и дают возможность свободно высказывать свое мнение. Например, «Что Вам не нравится в Вашей работе (учреждении)?
«Закрытые» вопросы предлагают респонденту варианты ответов, и он должен выбрать один или несколько из них.
«Открытые» вопросы дают респонденту возможность подробно изложить свое мнение, но создают трудности в обработке, так как они плохо поддаются формализации. Достоинство «закрытых» вопросов в их однозначной интерпретации, но здесь социолог как бы навязывает свое мнение респонденту. Чтобы дать максимальную возможность респонденту высказать свое мнение перечень вариантов ответов в конце дополняется позициями: Чтобы Вы еще хотели отметить? Имеется ли у Вас иное мнение? допишите ... Это вариант «полузакрытых» вопросов.
Второй тип вопросов по форме — прямые и косвенные. Прямой вопрос может звучать так: Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег? Косвенный же вопрос на эту тему может быть сформулирован следующим образом: Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?
По своим функциям вопросы делятся на основные и контрольные. Основные вопросы — это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопросы выступают как проверочные к основным. Если основной вопрос формулируется так: В какой мере Вы удовлетворены своей работой?, токонтрольный вопрос может быть сформулирован иначе: Хотели бы Вы сменить свою работу? Разновидностью контрольных вопросов являются «вопросы-ловушки». Они предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Для повышения эффективности контроля вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга.
Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный планего проведения. В этот план закладываются основные мероприятия и сетевой график работ. Наличие такого плана позволяет более или менее точно определить затраты времени, сил, средств и объем работы, распределить ее по исполнителям в определенной последовательности, скоординировать взаимодействие исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного использования его возможностей.
Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков: сетевого плана-графика, подготовки поля исследования, подготовки группы исследователей, проведения самого исследования, организации обработки и анализа социологической информации, подготовки итогового отчета.