Тема 7. Социальные конфликты.

Литература

Семья как социальный институт.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов.

Понятие, виды и функции социальных институтов.

Литература

 

Основная:

12. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

13. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

14. История социологии. Мн., 1998.

15. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

16. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.

17. Радугин А.А., Радугин С.А. Социология. Курс лекций. М., 2004.

18. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

19. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

20. Социология /Под ред. А.Н.Елсукова. Мн., 2000.

21. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

22. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

23. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

 

Дополнительная:

9. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995, 1999.

11. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология.1999. № 1.
С. 35-57.

12. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

13. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.

14. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

15. Социологический словарь. Мн., 1991.

16. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

 

Тема 6. Социальные институты и социальные организации

1. Понятие, виды и функции социальных институтов.

2. Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов.

3. Семья как социальный институт.

4. Социальные институты в современном белорусском обществе.

 

 

Социальный институт - устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

Категория "социальный институт" является одной из основных категорий социологии. В ней отражаются определенные организационные формы социальных действий и процессов, общие роли социальных общностей и групп. Простейшие виды и взаимодействия - это те "кирпичики", из которых складываются сложные социальные институты. Возникновение социальных институтов прямо детерминировано образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям ("табель о рангах"), с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и, вместе с тем, инструментом их формирования. М. Барбер метко назвал социальные институты "фабриками" по воспроизводству социальных связей. Их можно считать нормативными, так как содержание этих связей устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.
Социальный институт - это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений в них и подготовкой кадров. Социальный институт объективирован, структурирован, функционален. Успех деятельности института зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, его организации, и от признания его престижа (Я. Щепаньский).
Нашему пониманию социального института не противоречат трактовки западных социологов. В книге М. Тейлора, Л. Рин, С. Розенталя, К. Догби "Введение а социологию" социальный институт рассматривается как "набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества".
Социологическая характеристика социального института дана в американском "Современном социологическом словаре" А. и .Дж. Теодорсонов, где он рассматривается как взаимосвязанная система "социальных ролей и норм, созданная и действующая для удовлетворения важных социальных потребностей и функций".
В английском словаре по социологии отмечается, что термин "институт" широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. Он имеет главное значение в социальной структуре. Подобно термину "роль", понятие "институт" направлено на установление образцов поведения. Но институт рассматривается как более общее, высшего порядка объединение, включающее множество ролей.
Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов:
1)экономические институты, которые служат производству .и распределению ценностей и услуг;

2) политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью;

3) институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов;

4) институты родства, которые связаны с браком, семьей и социализацией молодежи;

5) культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Авторы исходят из того, что институционализация - это процесс, посредством которого социальная практика становится настолько регулярной, что появляется возможность описывать ее как институт.

 

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

 

При всем различии социальных институтов они имеют общие типологические признаки и прежде всего цель деятельности. Институты могут быть монофункциональными (реализуют какую-нибудь одну функцию) и полифункциональными (реализуют ряд основных и неосновных функций). Институт всегда имеет позицию и как мы показали, набор выполняемых им ролей. Эти роли в одном и том же институте могут быть амбивалентными, т.е. содержать в себе противоречивые, но взаимопроникающие значения (примером служит армия). Обязательными для института являются санкции (наказание или поощрение), обеспечивающие поддержку желаемого поведения и ограничение при помощи власти всего того, что мешает нормальному функционированию социальной системы. Несомненно, основой взаимодействия института с общественной средой является реализация его главной функции - обеспечение условий для удовлетворения конкретных социальных потребностей. Они в процессе общественного функционирования меняются. Соответственно этому меняются содержание деятельности социального института и способ его связи с обществом.
Для социологии как науки весьма важен анализ ситуации, когда социальные потребности не находят соответствующего отражения в деятельности института. Возникают, как говорят социологи, "дисфункции", т.е. институт перестает соответствовать общественным потребностям. Социология призвана проникать в истоки, находить формы проявления возникающих противоречий и пути их разрешения. Например, фиксируется неясность цели института, размываются функции, падает его авторитет среди населения. Устранить эти деформации непросто. Сложность состоит в том, что однажды возникнув, социальный институт и в условиях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать "на себя", на свои интересы, не совпадающие с общественными. "Свои" интересы всегда имеют конкретного носителя. Подобная персонификация социального института - признак его вырождения, источник дезорганизации, социальной несправедливости по отношению к основной массе.
В западной социологии сложился целый ряд направлений "институциональной социологии", бюрократии и рациональности (М. Барбер, Р. Бендикс, П. Блау, М. Дюверже. С. Липсет, Р. Миллс, Т. Парсонс и др.). Объективная дифференциация социальных институтов позволяет говорить об их особой стратификации и мобильности.

 

Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Семья- это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.
Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).
В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.
1) Семья как социальный институт.
В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.
2) Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

Существует множество определений семьи в социологии. А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства".
Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.
В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная - это брак одного супруга с несколькими.
1) Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
2) для варварства характерен парный брак, т.е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).
Полигамия бывает двух видов:

1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат);

2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей).

Экзогамия- промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).
Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия- в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.
По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию - браки межнациональные или внутринациональные.
Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).
На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы.

В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений- родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья - это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).

Функции семьи
В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.
Специфическиефункции:
1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи - это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2,5 детей в семье, или 1(4-двухдетных семей, а 1(3- трёхдетных семей, 20% - четырёхдетных, 7% -пятидетных, или 14% -бездетных или однодетных;
2) функция содержания и социализации детей - остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетнимиипрестарелыми.
Неспецифическиефункции:
1) экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
2)передача собственности, статуса;
3) организация отдыха досуга;
4) первичного социального контроля.
В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.

Таким образом, социальные институты- это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

Основная:

24. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

25. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

26. История социологии. Мн., 1998.

27. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

28. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.

29. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

30. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

31. Социология /Под ред. А.Н.Елсукова. Мн., 2000.

32. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

33. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

34. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

 

Дополнительная:

17. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

18. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995, 1999.

19. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология.1999. № 1.
С. 35-57.

20. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

21. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.

22. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

23. Социологический словарь. Мн., 1991.

24. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

 

 

1. Понятие, причины, виды и субъекты социальных конфликтов.

2. Динамика социальных конфликтов.

3. Массовые действия. Виды и формы протекания конфликтов.