ОБРАЗОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Сложившейся в России порядок образования юридических лиц характеризуется отсутствием разрешительной системы. Как правило, для создания юридического лица не требуется разрешения государственного органа. Такой порядок в доктрине гражданского права принято называть явочным . Смысл его заключается в признании права создавать юридические лица определенных в законе организационно-правовых форм. Это делает излишним получение индивидуальных разрешений на образование юридического лица. Оно создается учредителями в явочном порядке. Это не исключает государственный контроль над созданием юридических лиц, который осуществляется иными, чем разрешение, способами. Не путать с лицензией, которая является не разрешением на создание юрид.лица, а разрешением на занятие им определенным видом деятельности.

Процесс создания ЮЛ распадается на две стадии :

1. Учреждение, т.е. принятие учредителем (учредителями) решения о создании ЮЛ. Это, в свою очередь, сложный процесс, который начинается с определения состава учредителей (это м.б. граждане, ЮЛ, публичные образования, субъекты, зарегистрированные в качестве предпринимателей, количество может различаться); выбор ими вида создаваемого юридического лица, а внутри вида – организационно-правовую форму; подготовка и принятие учредительных документов (устава, учредительного договора. Учредительный договор – соглашение учредителей, которое они заключают и в котором определяют обязанности по созданию ЮЛ, условия передачи ему имущества, условия участи в деятельности ЮЛ, распределение прибыли и убытков, выход из состава участников (п.2 ст. 52 ГК РФ). Устав утверждается учредителем или учредителями на общем собрании. У него иные задачи – определить статус организации. Это своего рода публичный меморандум, посредством которого ЮЛ информирует всех остальных о себе – наименовании, месте нахождения, органах управления (виды, порядок формирования, компетенция).

Зачастую процесс учреждения на этом и заканчивается. Исключение составляет коммерческие организации для создания которых закон требует формирование уставного (складочного) капитала, т.е. действий по объединению имущества, его передачи. Поэтому надо не только заявить о своих планах в отношении капитала, но и оплатить полностью или в части, которую требует законодатель (50 или 10 %). Противоречивость такого требования. Выход из положения – открытие временных счетов, предъявление доказательств существования неденежного вклада.

2.Этап государственной регистрации ЮЛ. Ст. 51 ГК РФ предлагает новые принципы такой регистрации : полнота (всеохватность); единый регистрирующий орган (орган юстиции); единый реестр; открытость (публичность) данных о госрегистрации. Перед законодателем была еще одна проблема – определить роль регистратора. Два возможных варианта. Первый – установить заявительный порядок, когда достаточным был бы набор соответствующих учредительных документов, с необходимыми разделами («по составу»), когда регистратор не оценивает ни их законность, ни их достоверность. За все несет ответственность сам заявитель. Второй – регистратор должен проверять документы на законность, вникать в их суть. Победила вторая тенденция. В ст.51 ГК РФ определено, что отказ в регистрации возможет принарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. (но не целесообразность).

Ст. 51 ГК принятие специального закона о регистрации юридических лиц, что и было сделано 8 августа 2001 г. До введения в действие этого закона ( т.е.1 июля 2002 г.) (ст.27 ФЗ «О регистрации») в соответствие со ст.8 Вводного закона применяется действующий ранее порядок регистрации ЮЛ. Основные характеристики нового порядка :

А)Осуществлять его будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;

Б)Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего органа ЮЛ в 5-дневный срок с момента представленияч документов;

В)Такими документами являются : заявление о регистрации, решение о создании ЮЛ, учредительные документы, документ об оплате пошлины (перечень исчерпывающий). Их можно предъявить лично или отправить по почте.

Г)Основания отказа в регистрации – (?) ст.23 ФЗ непредставление необходимых документов и представление документов в ненадлежащий орган (?). Всякий иной отказ – объявлен необоснованным (ст.24).

Д)Ранее созданные ЮЛ. Ст. 26 ФЗ не обязывает их проходить полноценную регистрацию, но в течение шести месяцев с момента вступления ФЗ в силу, должны представить в регистрирующий орган сведения, указанные в ст. 5 ФЗ (наименование, организационно-правовую форму, место нахождение,способ образования (создание или реорганизация),учредители, лицо, имеющее право представлять ЮЛ. Уклонение от предоставления такой информации – основание для принудительной ликвидации ЮЛ.

ТЕМА: НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ