Жизнь и педагогический путь.
Цель воспитания. Теория элементарного образования.
Жизнь и педагогический путь, основные произведения.
Родился в Швейцарии в семье врача (его отец рано умер, мальчик воспитывался матерью), учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Ж.-Ж. Руссо, которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу. Как демократ, наивно веривший в возможность изменения жизни путем воспитания и просвещения, он считал, что источник бедствий - невежество людей, поэтому школа – это важнейший рычаг переустройства общества. На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Нейгоф» (1774-1780) и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около пятидесяти детей в возрасте от 8 до 15 лет, пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием (обучал их письму, чтению, географии и одновременно – работе в прядильной и ткацкой мастерских). Дети должны были готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, в основе отношений - искренняя любовь к детям. Однако вскоре из-за долгов приют пришлось закрыть.
В эти же годы он занимается воспитанием собственного сына, пишет «Дневник отца».
Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал европейски известен. В 1798 году правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце.В здании бывшего монастыря собралось 80 детей от 5 до 10 лет в ужасном состоянии. Главной целью, по Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Средством осуществления этой цели была самоотверженная любовь к детям, с утра до вечера он был среди детей: «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...». Но приют продержался всего полгода и был закрыт, т.к. здание понадобилось для госпиталя. Однако эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: «...из безумия в Станце вышла начальная школа XIX века».
В 1800 году Песталоцци создал институт (школа с интернатом, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон (1805-1825). Это учебное заведение получило мировую известность.
Основные произведения И.Г. Песталоцци: «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).
Цель воспитания - развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, быть природосообразным. Воспитание начинается с рождения ребенка в семье: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Песталоцци различал умственные, физические и нравственные силы человеческой природы, считал, что их следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности. Песталоцци является автором теории элементарного образования, которое должно строиться на самых простых, основных элементах.
Составляющие образования | Цель | Средства воспитания |
Физическое воспитание | Развить и укрепить все физические силы и возможности | Простейшие движения ребенка в повседневной жизни (когда он ходит, ест, поднимает что-либо). Спортивные игры, военные упражнения, строевые занятия, походы, экскурсии. |
Трудовое воспитание | Подготовить детей к труду в производстве. Труд как средство развития личности | Участие детей в производительном труде: за ткацким станком, в поле, на животноводческой ферме (Песталоцци хотел создать азбуку трудовых умений, состоящую из упражнений в простейших видах трудовой деятельности: носить, бросать, толкать и т. д.). |
Нравственное воспитание | Воспитать деятельностную любовь к людям | Семейное воспитание (нравственность закладывается в семье, прежде всего, через любовь к матери). Упражнения в нравственных поступках, требующих самоограничения. Построение отношений в учебных заведениях по типу семьи. |
Умственное образование | Накопить запас знаний и развить умственные способности (развивающее обучение) | Выделил простейшие элементы всякого знания - число, форма, слово, поэтому элементарное обучение сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Чувственное воспитание - исходный элемент познания, упражнения по развитию наблюдательности. Система упражнений (например, упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв – для приобретения навыков письма и др.). Расширение содержания начального образования (чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, рисование, пение, гимнастика, необходимые знания по географии, истории, естествознанию). |
Песталоцци выдвинул идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке: «Глаз хочет видеть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей. Крупнейшим его вкладом в дидактику является идея развивающего обучения. Швейцарский педагог значительно глубже, чем его предшественники, разработал вопросы наглядности обучения. Он писал, что ребенка с ранних лет надо знакомить с окружающими его предметами, развивать у них наблюдательность.
Т.о. Песталоцци является основоположником теории начального обучения, он связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), развил идею соединения обучения с производительным трудом, разработал методику дошкольного и начального обучения. Как личность Песталоцци - «вечный пример», подвижник, отдавший все детям. На памятнике Песталоцци начертано: «Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя».
Вопрос № 13. Педагогические взгляды представителей различных общественных течений в России середины XIX в.
(В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов)
Представители революционно-демократического направления в России не писали специальных трактатов по педагогике, однако в своих статьях они сформулировали четкую программу реформирования образования в России. Правомерно считать родоначальником большинства из этих идей Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848). Высшего развития педагогические взгляды революционеров-демократов нашли в работах Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и Николая Александровича Добролюбова (1836-1861). Наиболее общее в их взглядах отражено в таблице.
Факторы развития человека | Взаимодействие биологического и социальных факторов с преобладанием последнего: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский). |
Цель воспитания | Воспитать личность, которая служит общему благу, любит всех людей и способна подняться на борьбу с неразумным строем, активного общественного деятеля, защитника интересов народа, личность всесторонне развитую как в духовном, так и физическом отношении. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком» (В.Г. Белинский). |
Отношение к существующей школе | Резко отрицательное. Критика сословного характера, засилия религии, антидемократизма, авторитаризма. Требование всеобщего обязательного образования. |
Основы нравственного воспитания | Воспитание действенной любви к родине и своему народу. «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине; его человеческое достоинство - силой его патриотизма» (Н.Г. Чернышевский). Основа нравственности - гуманное отношение к людям в сочетании с ненавистью к угнетателям. |
Воспитание сознательной дисциплины | Необходимость соблюдения установленного порядка. Недопустимость физических наказаний. Дисциплинированность обеспечивается положительными примерами, заботливым отношением учителя к школьникам, постоянством требований, разъяснением воспитанникам их обязанностей. |
Основная направленность содержания образования | Резкая критика сословности и ранней профессионализации образования. Сторонники общечеловеческого воспитания. Недопустимость однобокости образования, выступали за органическое сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Подчеркивали воспитывающий характер русской классической литературы. |
Методы обучения | Выступали за воспитывающее, развивающее обучение, усиление самостоятельной работы учащихся, особенно самостоятельного чтения. Особое внимание уделялось реализации принципа сознательности. |
Отношение к женскому образованию | Сторонники эмансипации женщины, равного образования для мальчиков и девочек: «без образования матерей семейства действительно нельзя водворить совершенно правильных и добрых отношений в семействах» (Н.А. Добролюбов). |
Педагогические взгляды революционеров-демократов были проникнуты высочайшим гуманизмом, верой в русский народ и его великое историческое предназначение. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие прогрессивной отечественной педагогики.
Вопрос № 15. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 – 1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Л.Н. Толстого было противоречивым: в различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность.
Период | Основная деятельность |
Филантропический (1859-1861). | Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей: «Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножко тому, что мы сами знаем». |
Создание школы свободного воспитания (1861-1862). | Резкая критика существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». |
Методический (70-е годы XIX в.) | Написание «Азбуки» (1872)(энциклопедия знаний для начального этапа обучения), «Новой азбуки» (1875), «Книги для чтения» (1875), составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассматривал вопрос о школе с позиции патриархального крестьянства, резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы). Буквослагательный метод обучения грамоте. |
Религиозно-нравственный (70-е-90-е гг. XIX в.). | В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания». |
В Яснополянской школе (1861-1862) Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания (уважение личности ребенка, развитие его активности и самодеятельности).
«Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна - кабинетом...» (физическим).»... Предметов - 12, классов – 3 (младший, средний, старший), учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7». «...Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5) священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают... Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке».
«Учитель входит в комнату, а на полу лежат ребята, кричащие: «Мала, куча!..., Петр Михайлович!» – кричит снизу кучи голос входящему учителю: «Вели им бросить!». «Здравствуйте, Петр Михайлович!» – кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книги и раздает их тем, кто пошел с ним к шкафу... куча понемногу уменьшается... Дух войны улетает, и дух чтения воцаряется в комнате...». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле». «По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя...» «Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы... Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться».
«Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников» (отрывок из журнала «Ясная поляна» за март-апрель 1862 г.).
Учебный день делился на две части: с 9 до 12 ч., с 15 до 18-19 ч. (с 12 до 15 ч. – обеденный перерыв). Перед обедом занимались гимнастикой: в отдельной комнате были сооружены перекладины, кольца, стояли гири и другие спортивные приспособления. Обязательного посещения школы от детей не требовалось, но они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать, что пора идти домой. Отношение родителей к школе в основном было положительным. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю, вел беседы по физике. Среди методов обучения особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа).
Особенности учебных книг Л.Н. Толстого:высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни, материал на нравственные темы. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.
Ведущие прогрессивные педагогические идеи Л.Н. Толстого:
r «Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию».
r «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
r «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».
r Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.
r Учение должно основываться на интересе.
r Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
r Л.Н. Толстой призывал к творческому поиску, эксперименту. Считал, что школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией...».
Вопрос № 16. Жизнь и педагогический путь Антона Семеновича Макаренко
(1888–1939), основные положения педагогической теории
Родился в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков на станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам. Окончив Полтавский учительский институт (1914-1917) с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве.
С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией им. М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж под Харьков (А.С. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме», 1933-1935,переведена на многие языки мира). В повестях «Флаги на башнях» (1938) и «Март 30 года» (1932) изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил колонию для совершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича сердца, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который был для них другом и духовным отцом.