Жизнь и педагогический путь, основные произведения.

Выдающийся чешский мыслитель-гуманист и педагог. Родился в г. Нивница в семье, принадлежавшей к протестантской общине «чешских братьев», первоначальное образование получил в братской школе, учился в латинской школе, окончил Герборнский, затем Гейдельбергский университет. По окончании учебы стал священником общины и возглавил братскую школу.

Его педагогическая и проповедническая деятельность была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648), т.к. Коменскому, как руководителю чешской реформаторской церкви, пришлось скрываться. Во время скитаний от чумы погибли его жена и дети, в Праге были сожжены принадлежащие ему рукописи.

Коменский навсегда покидает Чехию и обосновывается вместе с общиной чешских братьев в Польше в г. Лешно (в 1628 г.), где руководит братской школой, составляет учебную книгу«Открытая дверь языков» (1631),работает над произведением«Великая дидактика» (написана в 1632),пишет первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста«Материнская школа» (написана в 1628).

В 40-х гг. по предложению шведского правительства занимается подготовкой реформы школы в Швеции, разрабатывает методику преподавания латинского языка.

В период с 1650 по 1654 г. работает в Венгрии, где пытается реализовать идеи устройства школы, пишет учебную книгу«Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

В 1654 г. возвращается в г. Лешно, разрушенный в ходе польско-шведской войны (во второй раз погибли все рукописи и библиотека Коменского).

С 1656 г. и до конца жизни жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании, работал над завершениемглавного труда своей жизни в 7 томах – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего 2 тома, остальные найдены лишь в 1935 году и изданы позже в Чехословакии в 50-е гг.).Один из путей исправления мира, согласно Коменскому, – совершенствование системы воспитания и образования в соответствии с объективными законами природы, т.е. в соответствии с принципомприродосообразности.

Считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип природосообразности предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Считал человека «совершеннейшим, прекрасным созданием», а школу - «мастерской гуманности».

Стремился просветить все человечество, работал над созданием«Пансофии»(всеобщей мудрости) - совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям(«Пансофическая школа» была опубликована в 1657 г.).

 

Я.А. Коменский создал единуюсистему образования,выдвинул идеювсеобщего начального обучения:

Возраст Тип школы Содержание образование
От рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни (дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь и пр.; по астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами; дети получают также первоначальные сведения по географии); воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.
С 6 до 12 лет (отрочество) Элементарная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.
С 12 до 18 лет (юность) Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств, естествознание, история, география.
С 18 до 24 лет (возмужалость) Академия (высшее образование) Богословие, медицина, юриспруденция.

Вопрос № 8. Дидактические взгляды Я.А. Коменского

r В основу познания и обучения положил чувственный опыт, теоретически обосновал и раскрылпринцип наглядностикак привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному пониманию вещей и явлений, сформулировал«золотое правило» дидактики:«Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, запахи - обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Создал иллюстрированнуюдетскую энциклопедию первоначальных знаний «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).Этот учебник получил распространение в различных странах, в том числе в России, и являлся лучшей книгой для первоначального обучения в течение более 150 лет.В учебнике было 150 кратких статей с иллюстрациями на различные темы (природа, общественная жизнь и пр.).

r Важную роль отводилсознательности, систематичности и последовательности обучения.Указывал на необходимость кратко излагать учебный материал в виде немногих основных положений. Всегда и во всем сначала должны идти знания (теория), затем – действие (практика) и только потом – речь (умение правильно выразить усвоенное). Считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестного, от целого к частному.

r Выдвинул дидактические требованияпосильности обучения (соответствие возрасту, сообщение основного материала без лишних деталей) и прочности усвоения учащимися учебного материала (надо закладывать прочное основание, добиваться, чтобы учащиеся усвоили материал посредством упражнений и повторения). Учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания образцу, все допущенные учащимися отклонения должны тут же исправляться учителем со ссылкой на правила; впоследствии выполнение может быть более свободным.

r Стремился развиватьпознавательные способностиучащихся. Для этого необходимо поощрять детскую любознательность.

r Ввел понятиеучебного годас делением на четверти, каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 учебных часов – в латинской школе), теоретически разработалклассно-урочную систему учебных занятийи практически применил ее. Настаивал, чтобы прием в школу проводился один раз в год, ученики были одного возраста(в школах того времени прием учащихся производился в разное время, в течение всего года), учитель осуществлял коллективную работу со всем классом.

r Предложилновый метод усвоения латинского языкана основе познания элементов реального мира, что нашло отражение в учебнике «Открытая дверь языков» (в учебнике было 8 тыс. латинских слов, из которых были составлены простые предложения, предложения были сгруппированы в постепенно усложняющиеся рассказы о явлениях окружающей жизни).

r Рассматривал вопросы обучения и воспитания в неразрывном единстве.Цель воспитания– подготовка человека к вечной жизни. Выделял три составляющие воспитания:

- умственное воспитание(познание себя и окружающего мира);

- нравственное воспитание(управление собой, при этом наиболее важными моральными качествами считал справедливость, мужество, умеренность, мудрость, а средствами воспитания – пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседу, упражнение детей в нравственном поведении, борьбу с ленью и недисциплинированностью);

- религиозное воспитание(стремление к богу).

Оценивал роль воспитания очень высоко. Считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию.

r Являлся сторонникомгуманного подходак детям, выступил против палочной дисциплины средневековой школы, требовал поддержания дисциплины среди учащихся хорошим примером и положительным отношением.«Школа без дисциплины, что мельница без воды».

r Определил требования к учителю:педагог должен обладать высокой культурой, быть образцом искусства думать, делать, говорить, заниматься самообразованием, самосовершенствованием, «воспламенять» у учеников любовь к познанию. Именно авторитет учителя является фактором, обеспечивающим сознательную дисциплину. Профессию учителя считал «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».

 

Вопрос № 11. Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827)