Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции.

Тема 3. Культура как система ценностей и норм

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Мн., 1999.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

5. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.

6. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

7. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

8. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

9. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

 

Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

3. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

4. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

5. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.С. 35-57.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. М. - Мн., 1997.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

8. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

9. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

10. Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2000.

11. Социологический словарь. Мн., 1991.

12. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.

13. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

14. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

 

 

1. Понятие и сущность культуры. Ее структура, элементы и функции.

2. Культура как регулятор общественных отношений.

3. Тенденции развития культуры в современном мире.

 

. Понятие "культура" одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание). В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет опредмеченную, "застывшую" человеческую деятельность, результаты "возделывания" действительности и "живую" - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.

Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.
1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.
2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.
Спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, со сдвигами в формационном состоянии общества, с этнической эволюцией, с развитием отношений между всеми основными социальными субъектами. При этом не только рассматривается культура в целом, как единая система, но исследуется ее дифференциация, о условленная многообразием форм социальной жизни - выделяются культуры различных социальных субъектов: культуры национальные, классовые, культуры разных поколений, разных типов поселений и т. д.

Культура - целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. При этом для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих "подкультур" внутри "большой" культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Наиболее детально эти тенденции прослежены при исследовании современной социологией национальных культур, что нашло отражение в оформлении альтернативных социологических направлений - линейного эволюционизма и культурно-исторической школы.

Одна из центральных проблем развития культуры - взаимодействие традиции и новаторства отражена во взаимодействии городской и сельской культуры; проблема элитарной и массовой культуры, рассмотренная с точки зрения социологии, преломляется в проблеме диалога культуры людей, занятых умственным трудом, и культуры людей, занятых трудом физическим; проблема исторического развития культуры, смены в ней стилей находит отражение в социологическом анализе диалога культур разных поколений, процесса зарождения, оформления "контркультуры" молодого поколения и постепенного поглощения наиболее значительных явлений этой контркультуры "большой" культурой, что обеспечивает непрерывность культурно-исторического процесса.

На том или ином этапе социокультурного развития может актуализироваться то одна, то другая подсистема внутри культуры. Но социологический анализ показывает, что все подсистемы необходимы и в этом смысле равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности - физическому и умственному.

Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).

Понятие "духовная культура" используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности или некультурности человеческих действий.

Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический уровень развития, на систему правовых норм. При этом ядром ее выступает духовная деятельность, воспроизводящаяся в трех основных формах: наука, искусство, мораль. Вся " большая" культура может быть рассмотрена как результат развития этого "ядра", как опредмечивание новых достижений науки, искусства, нравственности и их воспроизводящихся традиционных форм. На последний момент необходимо обратить особое внимание в целях оптимизации процесса предвидения перспектив развития социокультурного процесса. Воспроизводство в культуре религиозных, национальных, кастовых и других стереотипов поведения, не только рациональных, но и иррациональных символов и атрибутов социальной деятельности является той эмпирической реальностью, которая труднее всего учитывается, часто упускается из виду при проектировании социальных изменений. Игнорирование духовно-культурных ценностей общественного бытия чаще всего определяет в конечном счете крах попыток реформировать общество. Именно эти реальности сорвали планы столыпинской реформы в России в начале XX в., наиболее леворадикальные проекты преобразования общества ("военный коммунизм" в России, маоизм в Китае и т. д.) и другие попытки "перескочить" через существующие культурно-исторические парадигмы развития. Нечто аналогичное мы наблюдаем и в настоящее время.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные социологические концепции культуры под углом зрения взаимодействия "культурного" и "социального".

Значительную роль в преодолении иллюзий относительно всесилия разума в воспроизводстве социокультурного процесса, в становлении исторической социологии сыграл В. Дильтей, считавший почти тождественной самой жизни духовно-душевную целостность бытия, культуру как "дух". Особый "духовный мир", присущий каждой культуре, эпохе, обусловливает, по мнению Дильтея, социальную деятельность совокупностью заключенных в нем смыслообразующих факторов.

С Дильтеем в данном вопросе солидарен О. Шпенглер, который подчеркивал, что "духовный мир", будучи запечатленным в формах экономической, политической, религиозной и художественной жизни, создает культурно-историческую эпоху и отличает ее как целостность от другой.

Следует отметить особые заслуги русской философско-социологической мысли в изучении культуры как социального феномена. Неокантианские идеи в русской социологии, развиваемые А. С. Лаппо-Данилевским, Б. А. Кистяковским, П. И. Новгородцевым, П. Б. Струве и другими, выдвинули на первый план социального познания уяснение духовных и этических оснований общества, которые определяют специфику социального мира. Положение о "духе народном" (национальном самосознании или национальном характере) как важнейшем факторе общественно-исторического развития, последовательно отстаивалось в отечественной общественной мысли.

Идея культурно-ценностной обусловленности социальных процессов явилась в определенном смысле "общим знаменателем" для большинства русских мыслителей, а тема русского социокультурного цивилизационного своеобразия стала одной из ведущих в творчестве Н. А. Бердяева ("Душа России" и др.), И. А. Ильина ("Путь духовного обновления"), С. Л. Франка ("Русское мировоззрение"), Н. О. Лосского ("Характер русского народа"), И. А. Солоневича ("Народная монархия") и в ряде работ других крупных исследователей.

Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Дюркгейм определил культуру как "коллективное, или общее, сознание". Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это "сознание" в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества.

Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что "понять" поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом "смысла" своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах - религии, искусстве, науке. Культура, в отличие от технологической цивилизации, эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. Вебер подчеркивал, что "предполагаемый смысл" реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.

Говоря о концепциях культуры, нельзя обойти вниманием социально-психологическую схему 3. Фрейда, согласно которой выделяются три уровня психики: "Оно" - сосредоточение бессознательного (инстинктов, влечений, вытесненных идей и образов), стремящегося вырваться из своих "подвалов"; "Я" - сосредоточение нашего сознания, осуществляющего функции подавления и сублимации бессознательного; "Сверх-Я" - сосредоточение совести, норм и ценностей, "представитель социума в психике". По Фрейду, культура - это динамическая система, выполняющая своего рода функцию обратной связи между личностью и обществом как по линии "бессознательное - сознательное - нормативно-ценностное - социально-поведенческое", так и в обратном направлении (корректировка поведения - переоценка ценностей, ревизия норм - вытеснение образцов и идей в бессознательное). С точки зрения Фрейда, сохранение прошлого в душевной жизни есть скорее правило, нежели исключение.

Своеобразный подход к проблеме взаимодействия культуры и общества, отражающий стилевые особенности культуры XX в., развит в теории И. Хейзинги, рассматривающей игру как важнейший источник и способ существования культуры. В "игровое пространство" Хейзинга помещает не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Он показывает, что способность играть глубоко связана с культурностью, которой противостоят отрицание игры, угрюмая серьезность, базирующаяся на отсутствии воображения, представления об относительности, временности, зыбкости. Вместе с тем для подлинной культуры необходимо равновесие игрового и неигрового начал.

Таким образом, культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на созидание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении веков свою собственную суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколение в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить существует ли что-то общее в человеческой культуре то есть существуют ли культурные универсалии. Американский социолог Д. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам. Все они были сгруппированы по следующим элементам:

1. Знаково-символический элемент - это знания, зафиксированные в языке. Язык это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации.
2. Ценностный элемент - ценности- это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностейлюдей.
В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).
В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.
3. Нормативный элемент - это конкретные установки в отношении поведения, его образцы.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура - это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.
Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции.

Обряд - это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.
Обычай - форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социалной группе.
Традиции - элементы социального и культурного наследия.
Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.

 

Выделим основные функции культуры в обществе, которые совпадают с классификацией основных типов и форм человеческой деятельности:

- практически-преобразовательная - потребности человеческой практики вызывают к жизни определенные изменения культуры как условие развития общества;

- познавательная - изучение механизма взаимодействия культуры и общества при помощи всех форм развития культуры и в первую очередь науки, накопление и передача информации, поддержание преемственности, исторической и социальной памяти;

- ценностно-ориентационная - выработка норм, регулирующих социальное поведение, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные идеалы и стереотипы поведения;

- коммуникативная - обмен информацией, общение, выработка общепринятых атрибутов поведения;

- функция социализации - включение личности в социокультурный процесс.

Постоянным источником развития и воспроизводства культуры является взаимодействие людей, что обусловливает важность анализа функциональной связи личности и культуры.