Правовое положение местных органов государственной власти и управление Башкирской АССР.
6. В системе органов Башкирской АССР велика роль местных органов государственной власти и управления. В соответствии с административно-территориальным делением республики на ее территории действует 54 районных Совета, 14 — городских республиканского подчинения, 3 — городских с районным подчинением, 7 — районных в городе с районным делением, 870 — сельких, 42 — поселковых Совета. Всего избрано 990 Советов народных депутатов. Каждый из них имеет свой исполнительно-распорядительный орган — исполнительный комитет.
Правовое положение местных Советов, основные направления деятельности, объем и характер полномочий, организационно-правовые формы осуществления компетенции и организационная структура закреплены нормативными актами, которые определяют статус местных Советов народных депутатов республики. Они закрепляют основные конституционные принципы образования этих органов; определяют их функции в области народного хозяйства, социально-культурного строительства, обеспечения соблюдения законов, охраны государственного и общественного порядка; прав граждан на подведомственной территории; устанавливают организационно-правовые формы их работы.
Каждый местный Совет осуществляет государственное руководство на определенной территории, где ему гарантировано самостоятельное решение отнесенных к его ведению вопросов. Совет выступает представителем всего населения объединяемой им территории. В его ведении находятся определенные природные ресурсы, имущественные фонды, сферы производства, распределения, обслуживания. Задача местного Совета — обеспечить максимальную координацию общегосударственных и местных интересов, успешно решать самые сложные вопросы местной жизни. Совет наиболее тесно связан с местным населением и осуществляет свою деятельность главным образом на основе общественной активности, вовлекая граждан в управление государственными делами.
Возглавляет систему местных Советов республики районный Совет. Роль районных Советов народных депутатов обусловливается значением района в экономической, политической и культурной жизни республики. В Башкирской АССР — 54 района. Каждый из них представляет собой определенный хозяйственный организм, состоящий из колхозов, совхозов, промышленных предприятий, коммунально-бытовых, торговых и социально-культурных учреждений и предприятий. Районный Совет — узловое звено государственных органов республики, обеспечивающих практическое осуществление на местах политики партии и государства. Составляя высшее звено системы местных Советов республики, районные Советы осуществляют непосредственно оперативные, управленческие функции в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций и руководящие функции в отношении нижестоящих Советов.
Следующим звеном местных Советов республики является городской Совет.
Лучшие люди избираются в городские Советы. Они ведут целеустремленную, настойчивую работу, заботятся о том, чтобы город стал еще краше, а жизнь в нем для всех и каждого — удобнее. Среди депутатов городского Совета — рабочие, инженеры, техники, врачи, учителя, работники партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, военнослужащие.
Городской Совет призван в пределах прав, предоставленных ему законодательством, решать все вопросы местного значения руководить хозяйственным и социально-культурным строительством, координировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций по жилищно-коммунальному строительству, строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, производству товаров народного потребления и местных строительных материалов, по разработке и проведению мер в области благоустройства, торговли и общественного питания, народного образования, здравоохранения, культуры и других областей, связанных с обслуживанием населения. Городские Советы руководят работой предприятий местной промышленности, городскими коммунально-бытовыми учреждениями и торговыми предприятиями. На бюджете городских Советов находятся почти все школы, больницы, поликлиники, большинство клубных учреждений и библиотек в городе.
Столица Башкирской автономной республики г. Уфа имеет в своем составе 7 городских районов. Каждый из них выбирает свой орган государственной власти. Ленинский, Советский, Демский, Орджоникидзевскй, Октябрьский, Калининский, Кировский. Эти районные Советы осуществляют на территории своего района государственную власть.
Поселковые и сельские Советы занимают особое место в системе Советов автономной республики. Их число составляет 870. Поселковые и сельские Советы - это низовые или первичные звенья системы органов государственной власти. Образуются они на сравнительно небольшой территории со средним минимумом жителей и определенным комплексом обслуживания. Поселковые и сельские Советы - полноправные органы государственной власти на своей территории. Поселковые Советы образуются на территории таких поселений, которые относятся к категории поселков городского типа. В подчинении Поселкового Света, кроме городского поселка, могут быть и другие, экономически связанные между собой населенные пункты, если они решением вышестоящего Совета или Президиума Верховного Совета Башкирской АССР включены в его территорию. В настоящее время в Башкирской АССР 42 поселка городского типа. Обычно это поселения, отличающиеся от городов меньшими размерами территорий и численностью населения.
Поселки городского типа в Башкирской АССР подразделяются на два вида: рабочие и курортные. Рабочие поселки возникают, как правило, вне пределов городской черты, там, где прокладываются железные дороги, крупные промышленные комплексы, нефтебазы, лесопитомники и другие экономически важные объекты. Курортные поселки создаются в той местности, где имеются стационарные лечебные и оздоровительные учреждении; санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, лесные школы, дома инвалидов, больницы и т. д. при условии, если приезжающие ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляют не менее пятидесяти процентов постоянного населения.
Деятельность поселковых, сельских Советов направлена на осуществление задач коммунистического строительства, успешного выполнения всеми хозяйственными организациями, расположенными па территории Совета, планов экономического и социального развития. В обязанности Советов входит не только развитие экономики и повышение культуры поселка, села, но и всестороннее развитие его производительных сил, рациональное использование природных богатств, изыскание резервов для увеличения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни населения, воспитание коммунистического отношения к труду и социалистической собственности.
К вопросам местного значения относятся такие вопросы, которые, как правило, связаны с развитием местного хозяйства и удовлетворением социально-культурных потребностей населения, проживающего на территории данного конкретного Совета. В условиях советской представительной системы общегосударственные и местные интересы органически сочетаются. Отражая в своей деятельности местные условия и особенности, поселковый, сельский Совет исходит из общегосударственных интересов.
Основываясь на принципе демократического централизма, низовой орган власти участвует в обсуждении вопросов районного, городского, республиканского, общесоюзного значения, вносит по ним предложения (ст. 1 Закона БАССР о поселковых, сельских Советах).
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов республики являются их исполнительные комитеты, которые избираются из числа депутатов Совета на первой сессии очередного созыва. Число членов исполкомов составляет 5—7 в сельских и поселковых Советах, 5—15 в городских районных Советах, 5—15 в городских Советах, 4—9 в районных Советах. Свои полномочия исполком сохраняет вплоть до избрания Советом очередного созыва нового исполнительного комитета. Совет имеет право течение срока полномочий исполкома отозвать весь состав исполкома или отдельных его членов и избрать в исполком других депутатов. Большая роль отводится исполкомам без повседневных, квалифицированных действий работников исполкома, его отделов и управлений деятельность Совета не дала бы эффективных результатов. Ведь, исполком, его отраслевые и функциональные органы — это те звенья, который непосредственно организуют выполнение решений Совета и вышестоящих инстанций, ведут множество текущих дел, требующих огромной энергии и времени.
Согласно законодательству о местных Советах исполнительный комитет руководит государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета па основе решений последнего и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполком имеет право решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые должны, согласно Законам о местных Советах, решаться только на сессиях. Деятельность исполнительных комитетов неразрывно связана с осуществлением всего комплекса задач, возложенных на местный Совет. Исполкомы предварительно рассматривают и представляют на утверждение Советов проекты планов экономического и социального развития, планы мероприятии по выполнению наказов избирателей, проекты бюджетов, а также отчеты по их исполнению, организуют и контролируют выполнение отделами, управлениями, подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями плановых заданий, ведут основную текущую работу по организации материально-технического снабжения местного хозяйства, руководят исполнением бюджета Совета.
Исполкомы осуществляют подбор и расстановку руководящих кадров в аппарате Совета, отделах и управлениях, назначают и освобождают от должности руководителей подведомственных Сонету предприятий, учреждений и организаций. Важной функцией вышестоящих исполнительных комитетов является руководство нижестоящими исполкомами, направление их деятельности и контроль за ней. Это вытекает из принципа двойного подчинения исполнительных комитетов. Исполком подчинен по только своему Совету, по и выше-стоящему исполкому или соответственно Совету Министров автономной республики.
Исполкомы не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также па собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Депутатская деятельность в немалой степени организуется исполкомом, который является штабом Совета, действует под его руководством и в то же время помогает наладить воедино спланированную работу всех подразделений Совета.
Распоряжения исполнительного комитета отличаются от решений по своему содержанию и по порядку принятия. Они издаются по сравнительно узкому кругу вопросом, имеющих частное значение и потому не требующих коллегиального обсуждения. Распоряжения исполнительного комитета подписываются председателем исполкома.
Дляруководства подведомственными отраслями и сферами хозяйственного и социально-культурного строительства, охраной общественного порядка и прав граждан местные Советы образуют отделы и управления своих исполнительных комитетов. Эти органы управления есть у всех исполнительных комитетов, кроме исполкомов сельских и поселковых Советов, а также исполкомов городских Советов районного подчинения.
Районный Совет образует плановую комиссию, общий отдел, организационно-инструкторский отдел, отдел (бюро) записи актов гражданского состояния, отдел внутренних дел, отдел народного образования, отдел по делам строительства и архитектуры, отдел по труду, отдел социального обеспечения, финансовый отдел, управление (отдел) жилищно-коммунального хозяйства, управление сельского хозяйства. Что же касается сферы торговли и здравоохранения, то торговое обслуживание населения сельских районов осуществляет потребительская кооперация. Райпотребсоюзы руководят почти всеми торговыми предприятиями на территории районов. Функции районных отделов здравоохранения переданы главврачу и подчиненной ему администрации районной больницы.
Городской Совет образует плановую комиссию, общий отдел, организационно-инструкторский отдел, отдел (бюро) записи актов гражданского состоянии, отдел здравоохранения, отдел культуры, отдел по учету и регистрации жилой площади, отдел социального обеспечения, отдел внутренних дел, отдел капитального строительства, отдел по делам строительства и архитектуры, финансовый отдел, управление жилищно-коммунального хозяйства, управление торговли. Обычно в крупных городах образуются управления вместо некоторых перечисленных отделов. Как правило, в городах районного подчинения, являющихся административными центрами районов, образуются общий отдел и отдел (бюро) записи актов гражданского состояния, поскольку там имеются условия для руководства всеми отраслями управления и хозяйства на территории города непосредственно через отделы исполкома районного Совета.
При всех исполкомах (кроме сельских и поселковых) имеется также комитет по физической культуре и спорту.
Отделы и управления действуют независимо от срока полномочий Совета, принявшего решение об их создании. Вновь избранный Совет очередного созыва заодно утверждает лишь руководителей отделов и управлений.
Главная особенность правового положения отделов и управления состоит в том, что они, кроме общего и оргинструкторского отделов, находятся в двойном подчинении: Совета и его исполнительного комитета, а также соответствующих отдёлов, управлений вышестоящих исполнительных комитетов или министерств, госкомитетов, ведомств автономной республики.
Руководители отраслевых органов — заведующие отделами и начальники управлений осуществляют свои функции на основе единоначалия при сочетании его с различными формами коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов руководства соответствующей отраслью, организацией работы в самом аппарате отделов и управлений. В пределах компетенции отделов и управлений их руководители издают приказы на основании и во исполнение решений Совета, его исполкома, а также актов вышестоящих органов государственной власти и государственного управления.