Правовое положение местных органов государственной власти и управ­ление Башкирской АССР.

6. В системе органов Башкирской АССР велика роль местных органов государственной власти и управления. В соответствии с административно-территори­альным делением республики на ее территории действует 54 районных Совета, 14 — городских республиканского подчинения, 3 — городских с районным подчинением, 7 — районных в городе с районным делением, 870 — сельких, 42 — по­селковых Совета. Всего избрано 990 Советов народных депутатов. Каждый из них имеет свой исполнительно-распорядительный орган — исполнительный комитет.

Правовое положение местных Советов, основные направления деятельно­сти, объем и характер полномочий, организационно-правовые формы осущест­вления компетенции и ор­ганизационная структура закреплены нормативными актами, которые определяют статус местных Советов народных депутатов рес­публики. Они закрепляют основные конституционные принципы образования этих ор­ганов; определяют их функции в области народного хозяйст­ва, соци­ально-культурного строительства, обеспечения со­блюдения законов, охраны го­сударственного и общественного порядка; прав граждан на подведомственной территории; устанавливают организационно-правовые формы их работы.

Каждый местный Совет осуществляет государственное руководство на определенной территории, где ему гаранти­ровано самостоятельное решение отнесенных к его ведению вопросов. Совет выступает представителем всего населения объединяемой им территории. В его ведении находятся опре­делен­ные природные ресурсы, имущественные фонды, сфе­ры производства, распре­деления, обслуживания. Задача местного Совета — обеспечить максимальную координацию обще­государственных и местных интересов, успешно решать са­мые сложные вопросы местной жизни. Совет наиболее тесно связан с местным населением и осуществляет свою деятельность главным образом на основе об­щественной ак­тивности, вовлекая граждан в управление государственными де­лами.

Возглавляет систему местных Советов республики районный Совет. Роль районных Советов народных депутатов обусловливается значением района в экономической, поли­тической и культурной жизни республики. В Башкирской АССР — 54 района. Каждый из них представляет собой определенный хозяйст­венный организм, состоящий из колхозов, совхозов, промышленных предпри­ятий, коммунально-бытовых, торговых и социально-культурных учреждений и предприятий. Районный Совет — узловое звено государственных органов рес­публики, обеспечивающих практическое осуществ­ление на местах политики пар­тии и государства. Составляя высшее звено системы местных Советов респуб­лики, район­ные Советы осуществляют непосредственно оперативные, управлен­ческие функции в отношении подчиненных им пред­приятий, учреждений и орга­низаций и руководящие функции в отношении нижестоящих Советов.

Следующим звеном местных Советов республики является городской Совет.

Лучшие люди избираются в городские Советы. Они ведут целеустремлен­ную, настойчивую работу, заботятся о том, чтобы город стал еще краше, а жизнь в нем для всех и каждого — удобнее. Среди депутатов городского Совета — рабо­чие, инженеры, техники, врачи, учителя, работники партий­ных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, во­еннослужащие.

Городской Совет призван в пределах прав, предоставлен­ных ему законода­тельством, решать все вопросы местного значения руководить хозяйственным и социально-культур­ным строительством, координировать и контролировать дея­тельность предприятий, учреждений и организаций по жилищно-коммуналь­ному строительству, строительству объек­тов социально-культурного и бы­тового назначения, производству товаров народного потребления и местных строительных материалов, по разработке и проведению мер в области благоуст­ройства, торговли и общественного пита­ния, народного образования, здраво­охранения, культуры и других областей, связанных с обслуживанием населе­ния. Городские Советы руководят работой предприятий местной промышленно­сти, городскими коммунально-бытовыми учреж­дениями и торговыми предпри­ятиями. На бюджете городских Советов находятся почти все школы, больницы, поликлиники, большинство клубных учреждений и библиотек в городе.

Столица Башкирской автономной республики г. Уфа имеет в своем составе 7 городских районов. Каждый из них выбирает свой орган государственной власти. Ленинский, Советский, Демский, Орджоникидзевскй, Октябрьский, Калининский, Кировский. Эти районные Советы осуществляют на территории своего района го­сударственную власть.

Поселковые и сельские Советы занимают особое место в системе Советов автономной республики. Их число составляет 870. Поселковые и сельские Советы - это низовые или первичные звенья системы органов государственной власти. Об­разуются они на сравнительно небольшой территории со средним минимумом жи­телей и определенным комплексом обслуживания. Поселковые и сельские Советы - полноправные органы государственной власти на своей территории. Поселковые Советы образуются на территории таких поселений, которые относятся к катего­рии поселков городского типа. В подчинении Поселкового Света, кроме город­ского поселка, могут быть и другие, экономически связанные между собой насе­ленные пункты, если они решением вышестоящего Совета или Президиума Вер­ховного Совета Башкирской АССР включены в его территорию. В настоящее время в Башкирской АССР 42 поселка городского типа. Обычно это поселения, от­личающиеся от городов меньшими размерами территорий и численностью населе­ния.

Поселки городского типа в Башкирской АССР подразделяются на два вида: рабочие и курортные. Рабочие поселки возникают, как правило, вне пре­делов городской черты, там, где прокладываются железные дороги, крупные промышлен­ные комплексы, нефтебазы, лесопитомники и другие эконо­мически важные объекты. Курортные поселки создаются в той местности, где имеются стационарные лечебные и оздоровительные учрежде­нии; санатории, дома от­дыха, пионерские лагеря, лесные школы, дома инвалидов, больницы и т. д. при условии, если приезжающие ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки со­ставляют не менее пятидесяти процентов постоянного на­селения.

Деятельность поселковых, сельских Советов направлена на осуществление задач коммунистического строительства, успешного выполнения всеми хозяйст­венными организация­ми, расположенными па территории Совета, планов эконо­ми­ческого и социального развития. В обязанности Советов вхо­дит не только раз­витие экономики и повышение культуры поселка, села, но и всестороннее разви­тие его производитель­ных сил, рациональное использование природных бо­гатств, изыскание резервов для увеличения производства промыш­ленной и сель­скохозяйственной продукции, повышение мате­риального благосостояния и куль­турного уровня жизни на­селения, воспитание коммунистического отношения к тру­ду и социалистической собственности.

К вопросам местного значения относятся такие вопросы, которые, как пра­вило, связаны с развитием местного хозяй­ства и удовлетворением социально-культурных потребностей населения, проживающего на территории данного конкретного Совета. В условиях советской представительной системы общего­сударственные и местные интересы органически сочетаются. Отражая в своей деятельности местные условия и особенности, поселковый, сельский Совет исходит из общегосударственных интересов.

Основываясь на принципе демократического централизма, низовой орган власти участвует в обсуждении вопросов районного, городского, республиканского, общесоюзного значения, вносит по ним предложения (ст. 1 Закона БАССР о поселковых, сельских Советах).

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов республики являются их исполнительные комитеты, которые избираются из числа депутатов Совета на первой сессии очередного созыва. Число членов исполкомов составляет 5—7 в сельских и поселковых Советах, 5—15 в городских районных Советах, 5—15 в городских Советах, 4—9 в районных Советах. Свои полномочия исполком сохраняет вплоть до избрания Советом очередного созыва нового исполнительного комитета. Совет имеет право течение срока полномочий исполкома отозвать весь состав исполкома или отдельных его членов и избрать в исполком других депутатов. Большая роль отводится исполкомам без повседневных, квалифицированных действий работников исполкома, его отделов и управлений деятельность Совета не дала бы эффективных результатов. Ведь, исполком, его отраслевые и функциональ­ные органы — это те звенья, который непосредственно организуют выполнение решений Совета и вышестоящих инстанций, ведут множество текущих дел, требующих огромной энергии и времени.

Согласно законодательству о местных Советах исполнительный комитет руководит государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета па основе решений последнего и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполком имеет право ре­шать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, кото­рые должны, согласно Законам о местных Советах, решаться только на сессиях. Деятельность исполнительных комитетов неразрывно связана с осуществлением всего комплекса задач, возложенных на местный Совет. Исполкомы предварительно рассматривают и представляют на утверждение Советов проекты планов экономического и социального развития, планы мероприятии по выполнению наказов избирателей, проекты бюджетов, а также отчеты по их исполнению, организуют и контролируют выполнение отделами, управлениями, подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями плановых заданий, ведут основную текущую работу по организации материально-техниче­ского снабжения местного хозяйства, руководят исполнением бюджета Совета.

Исполкомы осуществляют подбор и расстановку руководящих кадров в аппарате Совета, отделах и управлениях, назначают и освобождают от должности руководителей подведомственных Сонету предприятий, учреждений и организаций. Важной функцией вышестоящих исполнительных комитетов является руководство нижестоящими исполкомами, направление их деятельности и контроль за ней. Это вытекает из принципа двойного подчинения исполнительных комите­тов. Исполком подчинен по только своему Совету, по и выше-стоящему исполкому или соответственно Совету Министров автономной респуб­лики.

Исполкомы не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также па собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Депутатская деятельность в немалой степени организуется исполко­мом, который является штабом Совета, действует под его руководством и в то же время помогает наладить воедино спланированную работу всех подразделений Совета.

Распоряжения исполнительного комитета отличаются от решений по сво­ему содержанию и по порядку принятия. Они издаются по сравнительно узкому кругу вопросом, имеющих частное значение и потому не требующих коллегиального об­суждения. Распоряжения исполнительного комитета подписываются председателем исполкома.

Дляруководства подведомственными отраслями и сферами хозяйственного и социально-культурного строительства, охраной общественного порядка и прав граждан местные Советы образуют отделы и управления своих исполнительных комитетов. Эти органы управления есть у всех исполнительных комитетов, кроме исполкомов сельских и поселковых Советов, а также исполкомов городских Советов районного подчинения.

Районный Совет образует плановую комиссию, общий отдел, организационно-инструкторский отдел, отдел (бюро) записи актов гражданского состояния, отдел внутренних дел, отдел народного образования, отдел по делам строительства и архитектуры, отдел по труду, отдел социального обеспечения, финансовый отдел, управление (отдел) жилищно-коммунального хозяйства, управление сельского хозяйства. Что же касается сферы торговли и здравоохранения, то торговое обслуживание населения сельских районов осуществляет потребительская кооперация. Райпотребсоюзы руководят почти всеми торговыми предприятиями на территории районов. Функции районных отделов здравоохранения переданы главврачу и подчиненной ему администрации районной больницы.

Городской Совет образует плановую комиссию, общий отдел, организационно-инструкторский отдел, отдел (бюро) записи актов гражданского состоянии, отдел здравоохранения, отдел культуры, отдел по учету и регистрации жилой площади, отдел социального обеспечения, отдел внутренних дел, отдел капитального строительства, отдел по делам строительства и архитектуры, финансовый отдел, управление жилищно-коммунального хозяйства, управление торговли. Обычно в крупных городах образуются управления вместо некоторых перечисленных отделов. Как правило, в городах районного подчинения, являющихся административными центрами районов, образуются общий отдел и отдел (бюро) записи актов гражданского состояния, поскольку там имеются условия для руководства всеми отраслями управления и хозяйства на территории города непосредственно через отделы исполкома районного Совета.

При всех исполкомах (кроме сельских и поселковых) имеется также комитет по физической культуре и спорту.

Отделы и управления действуют независимо от срока полномочий Совета, принявшего решение об их создании. Вновь избранный Совет очередного со­зыва заодно утверждает лишь руководителей отделов и управлений.

Главная особенность правового положения отделов и управления состоит в том, что они, кроме общего и оргинструкторского отделов, находятся в двой­ном подчинении: Совета и его исполнительного комитета, а также соответст­вующих отдёлов, управлений вышестоящих исполнительных комитетов или министерств, госкомитетов, ведомств автономной республики.

Руководители отраслевых органов — заведующие отделами и начальники управлений осуществляют свои функции на основе единоначалия при сочетании его с различными формами коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов руководства соответствующей отраслью, организацией работы в самом аппарате отделов и управлений. В пределах компетенции отделов и управлений их руководители издают приказы на основании и во исполнение решений Совета, его исполкома, а также актов вышестоящих органов госу­дар­ственной власти и государственного управления.