Западная социология в XX в.
Классический этап развития социологии.
В истории научной социологии можно выделить два периода. Классический период(с 30-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в.), когда были сформированы фундаментальные представления о сущности, принципах организации и развития общества, определились научные параметры социологии, сформировались общие методологические принципы социологических исследований, наметились их ключевые направления и современный период.
Каждому этапу развития социологии присуще многообразие школ и направлений. Так, в ряду ведущих классических социологических теорий выделяются:
· позитивистская теория (О. Конт);
· эволюционизм (Г. Спенсер);
· социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл);
· исторический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс);
· психологизм (Л.Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Тард, Г. Лебон);
· социологизм (Э. Дюркгейм);
· формальная социология (Г. Зиммель, Ф. Теннис, Л. фон Визе);
· понимающая социология» (М. Вебер);
· концепции элит (В. Парето, Г. Моска);
· психоанализ (3. Фрейд);
· интегральная социология (П. Сорокин).
Эти и другие теории предлагали различные подходы к пониманию общества. В их развитии можно обнаружить тенденцию от утверждения к пересмотру позитивистской установки на единство научного знания.
Ключевыми направлениями социологии этого периода стали позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизмпредполагал отказ от умозрительных суждений, создание доказательной эмпирически подтверждаемой «позитивной науки об обществе». Согласно позитивистской установке, социология должна стать такой, же «естественной» наукой, как астрономия, физика и биология. Ее задачи связаны с изучением естественных законов, по которым развивается человеческое общество. Методы социологии, в отличие от умозрительных приемов метафизики, должны быть точными, строгими, описываемыми количественно и проверяемыми экспериментально. Наиболее известными продолжателями традиции позитивизма стали Ломбер Адольф. Жак Кетле (1796-1874), Джон Стюарт Милль (1806-1873). Позитивисты рассматривали мир как объективную реальность, не зависящую от сознания, но познаваемую. Стремясь к достоверности получаемых выводов, позитивисты уделяли особое внимание синтаксису и семантике научного языка. При этом они не признавали научного статуса за теми проблемами, которые невозможно сформулировать на языке науки. Они не занимались исследованием субъективной стороны общественной жизни. Подняв проблему человека как субъекта социальных отношений, социологи-позитивисты не предложили средств ее полного решения. Отчасти с этой задачей справились психологи и социологи, разрабатывавшие особые методы исследований субъективных аспектов социальных отношений. По этой причине на рубеже Х1Х-ХХ веков в науках об обществе возросло влияние субъективистских течений, а в социологии сформировалось антипозитивистское направление, опирающееся на допущение о существовании фундаментального различия между природным и социальным миром. Родоначальники этого направления, немецкие философы-неокантианцы Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Дильтей (1833-1911) признавали субъективность социального мира и существование «вещей-в-себе». Они считали, что культура живет по своим собственным законам, отличным от законов природы. Социологическим теориям, разработанным на основе их учения, присущи следующие особенности:
· отсутствие установки на раскрытие сути всемирно-исторических общественных законов;
· особое понимание научной истины: свою исследовательскую задачу антипозитивисты видели не в объяснении общества,
а в его понимании. Поиск истины требует исследования трансцендентальных ценностей, которые воздействуют на мышление
и поведение людей постольку, поскольку имеют для них определенное значение;
· требование соотнесения социальных фактов с ценностями как устойчивыми идеальными представлениями;
· особое внимание к уникальным явлениям. «В науках о природе единообразное является господствующей целью познания; в пределах мира исторического вопрос идет об обособлении вплоть до индивида». Если для естественных наук характерны обобщающие (генерализирующие) методы познания, то социальным наукам присущи индивидуализирующие методы, устанавливающие своеобразие неповторимых фактов действительности.
Наряду с определением места социологии в системе научных знаний для классического этапа характерно развитие теоретической социологии, связанной с созданием абстрактных моделей. Возникновение эмпирической социологии, ориентированной на получение фактографических данных в опоре на первичную социологическую информацию, ознаменовало переход к новому этапу развития научного знания об обществе.
Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессиясоциолога.
Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности. Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование.
К современным концепциям современной социологии относятся:
· социология Чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас, Ф. Знанецкий, А. Смолл);
· символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид);
· структурный функционализм (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Мертон);
· неофрейдизм (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм);
· структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт);
· «критическая теория» или социология Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас);
· теория социального конфликта (Ч. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф);
· социометрия (Дж. Морено, К. Левин);
· теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);
· феноменолгия (А. Шюц);
· этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурель, X. Сакс);
· теория самореферентных систем (Н. Луман);
· теория социального поля (П. Бурдье);
· теория социальной структурации (Э. Гидденс);
· теория социального становления (П. Штомпка);
· теория морфогенеза (М. Арчер) и др.
Современная социология развивается главным образом за счет отраслей и теорий среднего уровня. При этом развитие социологии в XX веке ознаменовалось не только ее сближением с практикой, но также попытками пересмотра ее предметного поля, во многом обусловленными исчерпанием наследия позитивизма. По мере превращения истории из естественно исторического в социально-исторический процесс меняется характер исследовательских проблем социологии. Рост способности социальных субъектов воздействовать на социальные процессы привел к тому, что сегодня даже непреднамеренные последствия действий людей не являются исключительно объективной естественно-исторической данностью. Само общество как объект исследования преобразуется и этот процесс открывает новые направления развития социологии. Современное ее состояние можно оценить двояко. С одной стороны, наметился процесс размывания предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. С другой стороны, возникают достаточно перспективные теории общесоциологического масштаба (например, теории Э. Гидденса, П. Бурдье, Ю. Хабермаса).