Введение в дисциплину «Социология».

Раздел III. Прикладная социология.

Раздел I. История и теория социологической науки.

Учреждение Образования Мозырский государственный

Показатели и критерии воспитанности школьников

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:

· Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

· Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

Воспитанность ученика включает:

· запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

· нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам - личностные смыслы, мотивы, ценности);

· реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения.

Воспитуемость - это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

 

педагогический университет им. И. П. Шамякина.

 

кафедра социально-гуманитарных наук

 

Социология

 

Курс лекций

 

 

Мозырь

 

3 курс СОДЕРЖАНИЕ (20/16):

Введение в дисциплину «Социология».

Тема 1. История становления и развития социологии.

Тема 2. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.

Тема 3. Культура как система ценностей и норм.

Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности.

Раздел II. Социальная структура, институты и процессы.

Тема 5.Социальная структура и стратификация общества.

Тема 6. Социальные институты и социальные организации.

Тема 7. Социальные конфликты.

Тема 8.Социальный контроль и социальное управление.

Тема 9.Виды и типы социологического исследования.

 

 

1. Предмет и объект социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные функции и задачи социологии.

4. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

5. Основные категории и методы социологии.