Бюджетная инициатива
Это соотношение бюджетных прав парламента и правительства (отвечает на вопрос «кто главнее в бюджетном процессе?»). она прописана в конституции не очень подробно, а подробно – в бюджетном кодексе. 3 вида:
1) Парламентская: у парламента больше прав: вносить поправки в бюджетный план при утверждении. Такой вид – в цивилизованных странах (Англия, Швейцария).
2) Правительственная: права парламента ограничены: они не имеют права вносить поправки, а только принимать или нет в целом. Авторитарные страны (Куба, КНДР).
3) Смешанная: имеют одинаковые права по внесению изменений (Россия, США, Канада, Германия, Испания). При настаивании каждого из них на своих условиях либо парламент либо правительство уходит в отставку.
IV этап бюджетного процесса – «Исполнение бюджетного плана». Его исполнение организует правительство, а по его поручению – Минфин. Исполнить бюджетный план – обеспечить своевременное и полное финансирование всех расходов, предусмотренных бюджетным планом, и своевременное поступление всех доходов в бюджетный фонд.
Наиболее крупные подразделения Минфина – департаменты (департамент налоговой политики, инвестиционной политики, внутреннего долга, внешнего долга). А в них – отделы.
Расходами занимаются: федеральное казначейство, департамент бюджетной политики. Они составляют роспись доходов и расходов (поквартальные поступления средств), кассовый план. Доходами занимаются: федеральная налоговая служба, департамент налоговой политики.
Кассовое исполнение бюджетного плана – это прием бюджетных денег, их хранение, выдача, составление отчетности. Оно осуществляется тремя методами:
1) Банковская система кассового исполнения: все вышеперечисленное делает ЦБ. Большинство стран используют этот метод.
2) Казначейская: создается специальная казначейская банковская система, т.е. казначейский банк (казначейство=минфин). Бюджетные деньги функционируют только в этой системе. Это затратно, но удобно для ЦБ и Минфина для контроля денежных средств. Такая система используется во Франции, Бельгии, Голландии, Швеции.
3) Смешанная. У нас такая: не нарушается принцип единства кассы (учет поступления денежных средств ведет федеральное казначейство, а деньги хранит ЦБ).
В 1992 году у нас было создано федеральное казначейство. ЦБ был против (потеря для него денежных средств), поэтому была создана смешанная. В ЦБ в России – 68% денежных средств, в Сбербанке – 30%, у кассового сборщика – 2%.
Кассовое исполнение - прием бюджетных денег, их хранение, выдача и составление отчетности об исполнении бюджетного плана.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
Налоговый бюджетный дефицит – структурный, его легко устроить: уменьшить пропорционально все группы расходов.
Структурный дефицит: активный (не убираем расходы производственного хар-ра) и пассивный (сокращение пассива, а активные – постоянны).
Источниками покрытия бюджетного дефицита являются займы (внутренние – главные).
Показатели | |||
ВВП, млрд руб | 51.475 | 59.146 | 67.610 |
Доходы федерального бюджета, в т.ч. нефтегазовых | 10.927 4.692 | 11.733 4.526 | 12.839 4.637 |
Расходы федерального бюджета | 9.024 | 10.320 | 11.318 |
Резервный фонд благосостояния | 5.147 | 5.915 | 6.761 |
Лимит гос-го внутреннего долга | 2.120 | 2.836 | 3.703 |
Лимит внешнего долга, млрд долларов | 41.4 | 41.7 | 40.0 |
Профицит |
Структура доходов федерального бюджета (по данным Минфина) 2008 года.
Доходы % | |||
Налог на прибыль | 8.2 | 7.8 | 7.5 |
Единый соц налог | 5.3 | 6.1 | 6.4 |
НДС | 29.7 | 34.0 | 40.5 |
Акцизы | 1.8 | 2.0 | 2.1 |
Налог на добычу п.ископ. | 14.9 | 13.1 | 10.8 |
Экспортные тамож пошлины | 28.7 | 24.4 | 20.0 |
Импортные тамож пошлины | 5.7 | 6.9 | 7.5 |
Прочие | 5.7 | 5.7 | 5.3 |
Структура расходов федерального бюджета
Расходы % | |||
Общегос вопросы (упр-е) | 14.7 | 12.4 | 11.2 |
Национальная оборона | 14.2 | 13.8 | 13.8 |
Правоохранительная д-сть | 12.0 | 11.9 | 11.8 |
Нац-ая эк-ка | 11.3 | 11.5 | 12.9 |
ЖКХ | 1.2 | 1.2 | 1.0 |
Охрана окруж среды | 0.2 | 0.2 | 0.1 |
Образование | 4.8 | 4.7 | 4.5 |
Культура, кинемат. и СМИ | 1.3 | 1.1 | 1.0 |
Здравоохр-е, физ. к-ра, спорт | 4.0 | 3.8 | 3.6 |
Соц-ая политика | 3.3 | 3.4 | 2.9 |
Межбюдж трансферты (бюдж регулир-е) | 33.0 | 36.0 | 37.2 |
ТЕМА №6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ)
Существование специальных фондов не обязательно необходимо.
Расходы и доходы – звенья финансов. Звено – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируются и используются специальные внебюджетные фонды:
-эк-ие
-кредитные (в России их нет)
-валютные
-соц и т.д.
-м.б. постоянными или временными
-минимально 2 фонды (эк и соц)
-м.б. независимыми от бюджета, формально внебюджетные/часть дохода формируется за счет бюджетных средств
Россия (соц-ые специальные (внебюджетные) фонды):
1) Пенсионный 50% от бюджета (примерно 7 трл руб)
2) Фонд соц-го страх-я 5%
3) Фонд ОМС 10%
Пенсионный фонд.
Доходы – взносы юр лиц 26% от ФОТ и включаются в себестоимость. 85%
-при недостатке средств используются бюджетные деньги (5%) – безвозмездно
-бюджетные ссуды (возмездно -> бюджет, банки) 6%
-средства, полученные от капитализации (свободные средства в ц.б.) 4%
Расходы:
-пенсии (по возрасту, по инвалидности, военнослужащим и служащим, по потере кормильца) и пособия (одиноким матерям, на детей (от 1.5 до 6 лет) Пенсии и пособия составляют 96%.
-% погашения кредита (2,5%)
-прочие (1,5%)