Лимиты на природопользование

Лицензирование природопользования.

Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождение от нее отдельных природопользователей

Понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации субъектов федерации или обращению природопользователей.

От платы за загрязнение окружающей природной среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться

· природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах;

· природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации;

· природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы, могут освобождаться от платы за указанные загрязнения в соответствующих объемах;

· воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Погранвойск Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях:

· в случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ сверх установленных допустимых нормативов;

· отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ;

· невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Лицензирование природопользования – это проявление административно-правового регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномачивания.

Лицензия на природопользование имеет 3 признака:

1) является актом собственника природного ресурса;

2) является формой проявления контроля государства за рациональностью использования природного ресурса;

3) является средством регулирования рационального природопользования.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности сроком на 1 год.

Классификация лицензий:

1. Природо-ресурсная – разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо ресурса. Этот вид лицензии решает 2 задачи: контроль и регулирование (таких лицензий свыше 30 видов).

2. Лицензия на использование земель выдается администрацией края или города в виде земельно-отводного акта. Земельный акт всегда строго регламентирован.

3. Лицензия на использование недр выдается на следующие виды деятельности:

· на геологическую разведку недр;

· на добычу полезных ископаемых;

· на строительство подземных сооружений;

· на захоронение вредных отходов;

· на сброс сточных вод;

· на образование особо охраняемых территорий по указу президента России.

Пользование недрами может быть представлено юридическому лицу, либо группе юридических лиц, либо иностранному юридическому лицу.

4. Лицензия на использование вод – водный кодекс РФ различает следующие виды водопользования:

· общее;

· специальное;

· обособленное.

Кроме того, водное законодательство устанавливает следующие требования к данным лицензиям: цели использования, пространство, лимиты, сроки, условия платежа, требования рационального использования и охраны вод.

Отдельно регламентируются поверхностные и подземные воды. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено по субъективным или объективным причинам.

5. Лицензии на использование лесов. Есть 2 вида лесопользования: прямое (основное) и побочное.

Основное использование леса – добыча древесины и живицы.

Побочное использование леса – сбор ягод, лекарственных растений, охота и т.д.

При основном лесопользовании учитывается потребность страны в древесине, потребности экспорта(вывоза) и разрабатывается лимит вырубки на год.

Для этого выписываются лесорубочные билеты – это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем вырубки, сроки и место.

Лесной билет – тоже разновидность лицензии на заготовку. Выдается на побочное лесопользование.

6. Лицензии на использование животного мира. Регламентируются следующие виды деятельности: охота на птиц и животных.

Использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительских целях.

Кроме того, лицензии выдаются в случае продажи животных за границу и при вывозе лекарственного сырья.

7. Лицензии на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс, воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ в атмосферу.

Суть лицензии состоит в следующем:

1. инвентаризация выбросов вредных веществ производственными объектами;

2. определение на основании действующего ПДК предельно – допустимых норм выбросов для конкретного объекта;

3. установление суточного и годового лимитов выбросов для конкретного объекта по конкретному веществу;

4. выдача разрешения на выброс, в котором указывается лимит и норма выброса вредных веществ и срок действия.

Лимиты на природопользование – система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия ресурсов, а также выбросов и сбросов в окружающую природную среду.

Лимиты на изъятие природного ресурса распределяются по объектам:

· по землям,

· по водным объектам,

· по числу той или иной популяции животных,

· по количеству граждан (по посещению леса),

· в области охраны животного мира.