Ассимиляционного потенциала природной среды

Механизм использования

Способность экосистем принимать и обезвреживать вредные примеси, поступающие в атмосферу, водоемы, почву без изменения основных свойств дает возможность добиться существенной экономии на природоохранных издержках.

Обратим внимание на два аспекта проблемы использования ассимиляционного потенциала.

1. Как определить то количество вредных примесей, которые может принять окружающая природная среда, т. е. какой объем выбросов является допустимым.

2. Как распределить между претендентами права на использование этого ограниченного ресурса?

Первый аспект заключается в том, должны ли мы ограничивать выбросы размерами ассимиляционной емкости территории, т. е. придерживаться таких объемов выбросов, чтобы при их рассеивании удовлетворялись бы значения предельно допустимых концентраций (ПДК) или же мы можем увеличить выбросы выше ассимиляционных возможностей, например до уровня экономического оптимума загрязнения. Предположим сначала, что мы ограничились уровнем ПДК.

Перейдем ко второму аспекту.

Простейший принцип – ассимиляционным потенциалом пользуется тот, кто первым «застолбил» это право.

Например, предприниматель размещает предприятие и, проведя расчет рассеивания выбросов, приходит к выводу, что на территории, подверженной влиянию данного предприятия, концентрации загрязнителей не будут превышать ПДК.

Тогда он делает заявление об уровне воздействия на определенную территорию и регистрирует карту рассеивания в природоохранном органе.

Если другой предприниматель также захочет разместить свое предприятие по соседству, то ему при расчетах рассеивания собственных выбросов необходимо будет учитывать фоновую концентрацию и суммировать собственное воздействие с воздействием предприятия, размещенного ранее.

Если в результате выяснится, что соблюдение ПДК возможно, то и второй предприниматель получает права на оставшуюся часть ассимиляционного потенциала.

Если кто-нибудь еще захочет разместить другое предприятие на той же территории, ему просто не хватит ассимиляционного потенциала. В результате размещение нового предприятия будет невозможным.

Советским законодательством был закреплен подобный принцип размещения производства и контроля за выбросами, однако полностью отсутствовал какой-либо механизм его соблюдения.

Выражалось это в том, что при подготовке «экологических» разделов проектов обычно производились расчеты рассеивания и их результаты подгонялись под соблюдение ПДК.

В большинстве проектов «забывали» учесть фоновую концентрацию, т. е. не учитывали суммарного эффекта воздействия.

Механизм выполнения принципа не превышения ПДК может базироваться на придании предпринимателю монопольного права пользования отведенной ему долей ассимиляционного потенциала.

Это обеспечивается в двух случаях:

· предприниматель – собственник ассимиляционной емкости среды,

· предприниматель – арендатор ассимиляционной емкости среды.

От ответа на данный вопрос зависит распределение доходов от ассимиляционного потенциала.

Как поступит новый предприниматель, который захочет разместить производство на данной территории, если он уже не может «застолбить» какую-то долю ассимиляционного потенциала?

Он может обратиться к собственнику или к арендатору ассимиляционной собственности природной среды с просьбой уступить ему часть прав на использование в форме продажи или субаренды.

Если собственники или арендаторы ассимиляционного потенциала находят такую сделку выгодной, они уступают определенную часть своих прав на использование ассимиляционного потенциала, получая соответствующую компенсацию.

Собственность на ассимиляционный потенциал снимает вопрос об экстернальных издержках загрязнения окружающей среды.

Если допускается превышение ПДК, то предприниматели должны следить за суммарным воздействием ПДК, которое не должно превышать установленного предела.

По сути дела такой механизм практически полностью совпадает с применяемым в США принципом «пузыря», согласно которому задаются уровни концентраций в контрольных точках. Эти уровни не могут быть превышены.

Государство контролирует выполнение данных ограничений, а предприниматели имеют определенную степень свободы перераспределять между собой квоты на выбросы. Такие перераспределения контролируются административно природоохранными органами.

Экстернальные издержки возникают, если собственники и пользователи (арендаторы) ассимиляционного потенциала нарушают «правила игры».

Если наблюдается систематическое превышение выбросов над установленной квотой, то это приводит к ущербу, а значит и к экстернальным издержкам.

Но такая ситуация незаконна. Подобное поведение карается по закону. Нарушитель может уплатить штраф или компенсировать жертве ущерб. Принципиально обе ситуации не отличаются друг от друга.

То же самое можно сказать и об ущербе от аварийных выбросов или от ущерба, возникающего в результате неблагоприятного сочетания метеоусловий.

В этом случае экстернальные издержки стоимость риска. Они превращаются во внутренние путем страхования.

Фиксация определенных размеров выбросов и распределение квот между предприятиями-загрязнителями с последующей возможностью перераспределения этих прав создает у пользователей ассимиляционного потенциала монополию на него как на объект хозяйственной деятельности.

Уровень ПДК не может быть превышен. Значит, ущерб не наблюдается.

Тот, кто не имеет разрешения на использование ассимиляционного потенциала, затратит на природоохранное оборудование больше средств, чем тот, кто монопольно владеет правами пользоваться ассимиляционной способностью окружающей среды.