Банковская система. Кредитно-денежная политика.

Равновесие на денежном рынке.

Предположим, что ЦБ полностью контролирует предложение денег, уровень цен стабилен (что приемлемо для краткосрочного периода). Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на определенном уровне.

Спрос на деньги представляет собой убывающую функцию от R для заданного уровня дохода (при Р=const номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

 

 

Подвижная ставка процента удерживает денежный рынок в состоянии равновесия. Так, если R высока, то возникает ситуация, когда предложение денег превышает спрос на них. Экономические субъекты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады.

Высокая R соответствует низкому курсу облигаций, поэтому становится выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения R.

Банки же в условиях превышения MS над MD начнут снижать процентные ставки. Таким образом, через изменение экономическими агентами структуры своих активов и снижение R и M могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода и предложения денег.

Банковская система в рыночной экономике, как правило, является двухуровневой и включает ЦБ (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки.

ЦБ выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра.

Он является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Он формирует и осуществляет кредитно-денежную политику, контролирует и координирует деятельность коммерческих банков.

Конечными целями кредитно-денежной политики является обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен, устойчивого платежного баланса.

При этом используют в качестве промежуточных целевых ориентиров: денежную массу, ставку процента, обменный валютный курс.

Для достижения этого в качестве инструмента прямого воздействия используются лимиты кредитования и денежная эмиссия.

В качестве косвенного инструмента: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.

Монетарная политика имеет достаточно сложный передаточный механизм:

1. Изменение величины реального предложения денег в результате политики, проводимой ЦБ;

2. Изменение ставки процента на денежном рынке;

3. Реакция совокупных (особенно инвестиционных) расходов на динамику ставки процента;

4. Изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Нарушение в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики.

Кроме этого поддержание ЦБ одного из целевых параметров требует изменение других, что не всегда благоприятно сказывается на состоянии экономики в целом.

Так, ЦБ может удерживать R на определенном уровне для стабилизации инвестиций. И, следовательно, их воздействие через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если в экономике начнется подъем и ВВП растет, то это приведет к увеличению спроса на деньги (реальный ВВП – один из параметров спроса на деньги).

При MS=const, R растет. Следовательно, чтобы удержать ее на прежнем уровне ЦБ должен увеличивать предложение денег. Как следствие этого возникнут дополнительные стимулы к росту ВВП и может возникнуть инфляция.

В случае экономического спада и сокращения спроса на деньги ЦБ для предотвращения снижения R должен уменьшить MS. Но это приведет к падению совокупного спроса и усугубит спад в экономике.

Следует также учитывать возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Так, если ЦБ считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов cr и rr. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность, и отношение увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношении .

В результате уменьшится денежный мультипликатор, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результатов). Так как ее влияние на размер ВВП в значительной степени связано через колебания R с изменением инвестиционной активности в экономике, что является длительным процессом. Это также осложняет проведение кредитно-денежной политики.

Скажем, расширение денежной массы и снижение ставки процента для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме, что вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике ЦБ, а также степенью независимости ЦБ от исполнительной власти (последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется на основе формальных критериев).

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если ЦБ ставит своей целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, т.к. увеличение или сокращение валютных резервов в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Если правительство стимулирует экономику, расширяя гос. расходы, то результат будет во многом будет связан с характером денежной политики (поведением ЦБ). Финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций (эффект вытеснения) и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности.

Если ЦБ одновременно проводит политику поддержания R, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита гос. бюджета. Он может покрываться денежной эмиссией (монетаризация дефицита) или путем продажи гос. облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, если облигации покупаются населением и частными банками (происходит изменение формы сбережений частного сектора – они переводятся в ценные бумаги). Если к покупке облигаций подключается ЦБ, то увеличивается сумма резервов банковской системы. Как следствие этого, увеличивается денежная база и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике, что фактически равносильно монетаризации.

Таким образом, ЦБ сталкивается с дилеммой. Если он станет финансировать дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных расходов (инвестиций). С другой стороны ЦБ может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок. Но если экономика близка к полной занятости, то монетаризация может привести к усилению инфляции.

Эффективная стабильная денежная политика (низкий устойчивый темп роста денежной массы), как правило, не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит гос. бюджета. Т.к. в условиях длительного и растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.