Тема: предмет и метод экономической науки.
Конспект по ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Преподаватель: Волков Феликс Михайлович
I. Необходимость изучения ЭН.
II. Предмет ЭН.
III. Функции ЭН.
IV. Метод ЭН.
V. ЭН и управление.
VI. Основные эконом школы.
I. Необходимость изучения:
1. Знания нужны каждому человеку, чтобы решать свои жизненные вопросы. (Идёте на рынок: цена, спрос и т.д.)
2. Общегражданская причина: чтобы полнее реализовать свои права и обязанности.
3. Профессиональная причина: экономика -- основа управленческой деятельности, также объект управления.
4. место ЭН в иерархии наук (высочайшее признание ЭН в мировой науке).
5. Международная традиция (Международный стандарт требует: Александр I в 1804 г.)
6. Наука интересная.
II. Предмет ЭН.
Ксенофонт "Домострой" -- первое упоминание "Экономии".
Антуан деМонкретьен: в 1615 г. написал "рассказ о политической экономии , посвященный молодому королю Людовику XIII и его матери Марии Медичи".
Предмет изучения: Экономика в реальной действительности, сущность эконом жизни об-ва.
Взгляды разных школ на ОСНОВУ экономики:
Ксенофонт: домашнее хоз-во.
Меркантилисты: внешняя торговля, ограбление колоний.
Адам Смит: "Наука о природе и причинах богатства народа" -- труд.
Рикардо: "Наука о распределении богатства" -- кто и почему мт претендовать на богатство.
Марксизм: чб построить коммунизм, нужно ликвидировать эконом основу капитализма; "Наука о производственных отношениях".
Немецкая историческая школа: "Наука о народном хоз-ве".
Австрийская школа: марженолизм, субъективные оценки людьми эконом процессов, предельные возможности, затраты, издержки.
Неоклассическая школа: попытка синтеза всех направлений, "Наука о повседневной деловой хозяйственной жизни людей, в ходе к-ой они осуществляют выбор вариантов использования ресурсов"; как максимально удовлетворить потребности людей при условии ограниченных эконом ресурсов, "Наука о выборе наиболее рационального использования ресурсов".
Неоклассический синтез: взять всё лучшее, что найдено различными эконом школами с целью получения самого общего представления.
Предмет ЭН: создать представление о сущности экономики, чтобы заставить экономику служить об-ву.
III. Функции ЭН:
1. Познавательная (позитивная) -- формирует научные знания о развитии и функционировании экономики.
2. Практическая (прагматическая или нормативная) -- как должна функционировать экономика, вырабатывать решения, к-ые позволят привести экономику к желаемому результату.
3. Прогностическая -- что ждёт в будущем.
4. Методологическая -- даёт методологию для всех конкретных ЭН, для др ЭН; показывает, с чего начинать исследования, какого результата ожидать; что в какой последовательности делать, чтобы прийти к желаемому результату.
5. общегражданская -- помогает на индивидуальном уровне найти наиболее оптимальные решения в той или иной конкретной ситуации; как решать эконом вопросы с учётом интересов др людей.
6. Критическая -- ЭН позволяет выяснять недостатки текущего состояния экономики, внести коррективы.
7. Творческая -- наука не должна стоять на месте.
IV. Метод ЭН.
1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.);
2. Фиксировать (записывать) эконом явления;
3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам);
4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части.
5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности.
6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара);
7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости;
8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).
Эконом подход должен быть системным.
Активное использование математических способов обработки данных (мат схемы, мат модели).
ЭН предполагает составление гипотез, к-ые проверяются на практике.
V. Наука и управление.
Управление считается одной из конкретных ЭН.
Рассмотреть по порядку все функции ЭН и показать их важность для управленца.
ЭН -- один из научн базисов управления, без знания к-ой нельзя быть управленцем. Нужна во всех функциях.
Нужна прагматич сторона ЭН: решения должны быть научно обоснованными.
1. Экономика -- объект управления. Чтобы принимать правильные решения, надо знать объект.
2. Экономика даёт методы воплощения в жизнь эконом решений (эконом регулирования).
3. Экономика -- критерий правильности решений (показатель, барометр).
4. Экономика -- источник средств, на к-ые сущ-вует управление.
5. Экономика требует совершенствования управления, заставляет управление обновляться.
VI. Основные Эконом школы. История эконом науки.
В XI в. возникает каноническая школа; руководитель -- монах Грациан (продолжатель -- Фома Аквинский): объединяются аристотельские представления об экономике с библейскими положениями.
С появлением капитализма возникает меркантелизм. Источник богатства -- внешняя торговля.
Физеократы (Гиней и Тюрго) -- источник богатства в сельском хоз-ве.
Классическая английская школа (Питте, Адам Смит, Рикардо).
Затем много течений: Школа спроса и предложения, Школа полезности (Галиани), Школа факторов пр-ва.
Возникновение Марксизма.
Немецкая историческая школа (Лист, депран): источник богатства -- народное хоз-во.
Соц школы: основа экономики -- правовые институты.
Математико-экономическое направление.
Австрийская школа: марженализм, школа предельных величин.
Неоклассика (Маршал).
Институцианолизм (Митчел, Брайн).
XX в. -- появление Кейнсианства: в предмет ЭН вводится гос-во.
Тема 2. Экономика; её сущность и основы.
1. Сущность и структура экономики.
2. Сферы экономической жизни.
3. Экономические системы.
4. Потребности и ресурсы в экономике.
5. Выбор и ожидания в экономике.
6. Экономические программы развития.
7. Принципы экономического мышления и поведения.
I. Сущность и структура экономики.
Экономика -- особая сфера жизни общ-ва, к-ая обеспечивает общество и всех его членов необходимыми для его существования и развития материальными благами и услугами.
Экономика на входе имеет ресурсы, а на выходе материальные блага и услуги, обеспечивающие жизнедеятельность общ-ва. Экономика обеспечивает трансформацию ресурсов в мат блага и услуги.
Экономика должна постоянно функционировать, идти вперёд, т.е. все элементы экономики должны действовать и развиваться.
Структура элементов экономики:
1. ЛЮДИ -- главная производительная сила экономики. Выступают в двух качествах:
а) потребители;
б) производители.
2. Экономические (хозяйственные) объединения людей. Бывают двух основных видов:
а) как потребители -- домохозяйства (основа домохозяйства -- семья). Домохозяйство -- объединение людей с целью совместного проживания, ведения хоз-ва, удовлетворения потребностей.
В США -- около 65 мнд., в России -- около 50 млн.
В среднем ч-к живёт около 70-и лет, т.е. 25,5 тыс. дней. из которых:
9000 дней трудятся;
8000 -- спят;
1500 -- едят;
1000 -- отдыхают;
1000 дней проводят в транспорте.
б) как производителей. Основная хоз единица -- фирма (юридическое лицо). В США -- около более 22 млн. +- 70000; в России -- около 3.3 млн.
3. Экономические процессы -- однородные эконом действия, к-ые обеспечивают решение эконом задач (процее страхования, кредитования, торговли, обмена и тд).
4. Экономические методы -- инструменты, позволяющие субъектам экономической деятельности обеспечивать экономические процессы (инструменты кредитования, конкуренции, эконом методы подавления эконом противников и тд).
5. Экономические (производственные) отношения -- взаимное воздействие (связи, линии взаимодействия) субъектов экономического процесса друг на друга.
Структура эконом отношений:
а) субъект;
б) объект;
в) содержание (характер) экономических отношений (сотрудничество, конкуренции, поддержки и заботы, гнёта и притеснения и тд)
Виды эконом отношений:
временные (рабовладение); различные по уровню (макроэкономика, микроэкономика) и тд.
6. Экономические законы -- те объективно существующие закономерности, к-ые заставляют экономику функционировать именно так а не иначе (обуславливают экономические процессы) -- закон стоимости, спроса и предложения и др.
7. Эконом институты -- формы, методы орг-ции, к-ые структурируют действие людей,определяю порядок поведения людей, упорядочивая эконом жизнь и делая её предсказуемой.
Виды эконом институтов:
а) организации (минестерства, деканат);
б) формы (законы, приказы и, указы, графики проч.).
Институты делятся на формальные (определённые сверху: президентом, парламентом, деканом) и неформальные (традиции, обычаи).
Все вышеперечисленные элементы в совокупности дают представление об экономике.
Схема:
Отдельные люди вступают друг с другом в отношения, образуя звено (бригаду на ферме, группу на факультете). Деятельность этого звена регламентируется институтами (положениями о звене, указами и др). Звенья объединяются в бригаду (курс). Бригады затем объединяются в цехи (факультет). Объединяясь, цехи образуют хозяйственные едины=ицы, к-ые выступают как самостоятельные звенья, как юридические лица -- фирмы и приравненные к ним орг-ции. Фирмы могут образовывать концерны и тд.
Экономика делится на официальную и теневую (сначала в мире около 5%, потом в Италии -- 13-14%, в Африке -- порядка 30%, в России после реформ Б. Н. Ельцина -- около 50%). В мире в год в теневой экономике отмывается около 1 трлн. 300 млрд. долларов.
Роль экономики в жизни общества.
1. Экономика обеспеивает существование общества;
2. Экономика обеспечивает развитие общ-ва: создаёт источники экономического развития;
3 и стимулирует это развитие;
3. придаёт развитию общ-ва эффективный характер: меньше затрат, больше результат;
4. Экономика придаёт рациональный характер развитию общ-ва: не толькоминимизирует затраты, но и увеличивает выгоды;
5. Эконмика определяет характер других сфер жизни, базис общ-ва;
6. Определяет положение страны на мировом уровне.
7. Определяет благосостояние каждого ч-ка.
II. Сферы экономической жизни. ***
4 сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство -- обеспечивается создание материальных балг, необходимых для существования общ-ва.
Блага бывают:
а) материальные -- продукты пр-ва в вещ форме;
б) услуги -- результаты пр-ва, не имеющие вещной формы.
Распределение -- определяется доля каждого участника пр-ва в созданном продукте и выделяется в соответствии с этой долей часть произведённого.
Распределение
а) Привлекает производителей;
б) поддерживает существование людей;
в) стимулирует лучший труд.
Вторичное распределение предполагает 2 вида действий: инъекции и изъятия.
Третичное распределение денежной массы гос-ва:
трансферты -- изъятия из бюджета и инъекции другим участникам экономического процесса (пособия, дотации -- деньги на текущие расходы, субвенции -- деньги, получаемые на определённые программы, субсидии -- целевые трансферты, к-ые выделяются на долевой основе).
Обмен -- приведение продукта, полученного в результате распределения, в соответствии с собственными потребностями.
Обмен должен быть:
а) эквивалентным;
б) взаимовыгодным.
Потребление -- использование созданных продуктов и услуг.
Бывает двух видов:
а) личное потребление;
б) производительное потребление.
За свою жизнь ч-к потребляет:
8 т. хлеба и хлебобулочных изделий, 11 т. картофеля, 6-7 т. мяса, 10000 л. молока, 10000 яиц.
III. Экономические системы. ***
Экономическая система -- это упорядоченное единство взаимосвязанных элементов и сфер экономики; конкретная форма объединения этих элементов и сфер, обеспечивающие её оптимальное функционирование.
Развитие экономической системы мт быть прогрессивным или регрессивным. Прогрессивное -- положительные качества системы увеличиваются, а отрицательные -- уменьшаются; регрессивное -- наоборот.
По мере развития происходят смены экономических систем -- революционным путём или эволюционным.
Виды эконом систем:
натуральное и рыночное,
на смену аграрным системам приходят индустриальные, затем постиндустриальные.
Формационные эконом сисстемы:
первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
IV. Потребности и ресурсы в экономике. ***
Интересы (личные, групповые, корпоративные, домохозяйства) движут общ-вом и экономикой.
Чтобы удовлетворять эти интересы, существует экономика, к-ая из ресурсов (природных) создаёт факторы пр-ва, обеспечивая этим переход ресурсов в предметы и услуги.
Ресурсы:
1. природный фактор;
2. трудовые ресурсы труд как фактор;
3. Капитал;
4. Предпринимательская способность и деятельность.
Соотношение факторов:
в 1800 г. материальный фактор -- 80%, в 1913 г. -- 70%, в 1950 г. -- 50, в 2000 г. -- 30%.
V. Выбор и ожидания в экономике. ***
Соотношение ресурсов и потребностей: потребности неограничены, ресурсы редки.
Отсюда:
1. Какие потребности удовлетворять засчёт ограниченных ресурсов?
2. На что направить ограниченные ресурсы?
Нужно выбрать: потребности и ресурсы.
Выбирая, решаются 3 фундаментальные задачи:
1. Что производить с помощью имеющихся редких ресурсов?
2. Для кого производить?
3. Как производить? с помощью каких фирм, технологий, методов?
В результате выбора происходит распределение ресурсов -- аллакация ресурсов. Здесь важную роль играет управление на свех уровнях.
Кривая производственных возможностей.
Для экономики характерно неопределённое будущее. На ряду с проблемой выбора возникает проблема ожидания (прогноза).
Задача: наши ожидания наиболее точно отражают действительность.
Принципы, к-ыми необходимо руководствоваться при планировании (прогнозировании):
11. принцип научности управления;
2. опираться на собственный опыт, на знания реальной действительности, нужна реальная оценка действительности;
3. Ожидания и выбор должны иметь информационные основы (информационное обеспечение): чем больше информация, тем более правильное решение.
Проблема риска.
Риск -- действие в условиях эконом неопределённости, к-ое может дать повышенную выгоду, но может привести к потерям (даже разорению).
VI. Экономические программы. ***
Каждый участник эконом деятельности разрабатывает программу действий на будущее (эконом программа региона, страны).
Решаются вопросы распределения ресурсов, установление приоритетов и способы (инструменты) для выполнения программы (прим., реформы Витте, программа Столыпина, программа национализации, военного коммунизма, НЭПа, индустриализации, коллективизации, пятилеток, восстановления хоз-ва после войны).