Административно-территориальное устройство Польши.

Польша – унитарное гос-во с 3-звенной системой.

3 уровня.

1. Воеводства. Их 16. Великопольское, Люблинское, Мозавецкое (там Варшава).

2. Повят (уезд). Их 379.

3. Гмина (община). Их около 3 тыс. Также общины могут создавать вспомогательные территории – районы. Название может быть разное.

 

Территориальное самоуправление осуществляется на всех уровнях.

Органы власти. В каждой единице территориального самоуправления (ТС) населением избирается на 4 года постановляющий орган – Совет общины (уезда) или Сеймик (в воеводстве).

Глава исполнительной власти. На общинном уровне формируется путём избрания населением (бурмистр в городе, войд на селе, президент города в городе с более 200 тыс.). На уровне уезда и воеводства формируется представительным уровнем (староста уезда, маршал воеводства).

Коллегиальный орган исполнит. власти – управа (правление) утверждается представительным органом по предложению главы исполнит. власти.

Представительные органы могут быть отозваны путём референдума. А исполнительный – на уровне общины тоже путём референдума, а на уровне уезда или воеводства – представительным органом.

Сейм по предложению премьера может распустить любой представительный орган.

 

Важно. На уровне воеводства существует параллельная система органов власти гос-ва.

1. Устав воеводства принимается Сеймиком по согласованию с премьером.

2. На уровне воеводства наряду с ТС (сеймик, маршал) действует правительственная администрация во главе с воеводой. Он является представителем правительства и казны гос-ва в воеводстве.

3. Воевода вправе издавать обязательные указания для всех гос. органов, а в исключительных случаях также для органов ТС, кроме того, воевода вправе отменить некорректное решение органа ТС.

 

30 ноября 2011 г.

 

Тема. Венгрия

 

Только 1 полит. режим, который хуже тоталитаризма – тот, который сложится сразу после тоталитаризма.

Жили-были они в Поволжье. Относятся финно-угорской группе уральских народов. Самоназвание – мадьяры. В Средние Века – мощная группа. Финно-угорские элементы, тюркские, франков, германских народов. 15 – начало 16 вв. – расцвет Венгрии. Далее – турецкое владычество, Венгрия утрачивает влияние в Европе. Население Венгрии – 4 млн., как население Англии. Но затем остальные государства Европы увеличивали население, приобретали новые территории, а Венгрия потеряла часть территории, население рассеяно по Европе.

1 этап развития государственности. Догосударственный этап. Племена переселялись с Приволжского пространства по Дунаю. С 896 г. венгерские племена уже расселены по Европе. В 1000 г. король Венгрии Иштон Первый Святой принял Святую корону от Папы Сильвестра Второго. Далее традиция была – передача короны. Легитимный король – обладатель этой священной короны. Нынешняя конституция (в 2011 г. приняли, вступает в силу с 1.01.2012) содержит упоминание об этой традиции. 1222 г. – принята Золотая Булла – первый конституционный документ, который был направлен против злоупотреблений короля и монарха. В Золотой Булле закреплялись привилегии господствующих классов. Сословия наделены право не соглашаться с мнением короля, а король согласно своему обещанию постановил созывать Государственное Собрание ежегодно.

Период усиления, укрепления венгерского государства. С 1301 по 1490 г. Наибольшее развитие происходит при Матише Первом Корвене (1458 – 1490 гг.). В этот период возник институт Гоударственного Собрания. Сначала – сословно-представительный орган. Впервые Гос. Собрание (точнее – его прообраз – Собрание баронов, прилатов и дворян) в 1437 г., тогда было решено, что будут собираться ежегодно. Решили что? Законодательные функции, устанавливают налоги, проводят выборы короля. Орган представлял исключительно дворян. Но свою роль сыграло, когда королём был Матиш Первый. Этот король стал даже героем сказок. Почему? Связано с налоговой реформой. Ему удалось расположить к себе не только дворянство (чего многие монархи Европы добивались), но и другие сословия – крестьянство (освободил их от гнёта со стороны крупных магнатов). Возложил бремя на магнатов, они должны были содержать армию, платить налоги, он обеспечил безопасность имущества крестьян (их ли?). Короче, первые полноценные правовые институты стали складываться. Сложилась и система гос. органов.

Верховным Судом становится суд в присутствии короля. Распространяется юридическое образование. Сам Матиш имеет крепкую опору в обществе, избран 20 000 вооружёнными дворянами. Проводит военную реформу за счёт увеличения налогов. Имеет амбиции в отношении распространении монархии. Основная цель – достижение венгерско-чешско-австрийского государства, такой Дунайской монархии. Успешный военачальник, в 1485 г. занял Вену, куда из Буды перенёс свой двор, но у него не было законного наследника. Дети были, но законного наследника не было.

С 1468 по 1478 гг. успешно вёл чешские войны. Заключил договор с кем-то из чехов. По нему если у Матиша не будет наследника, то им становится представитель дома Гигелонов. Так и получилось. В 1490 г. умер. Владислав Легион (?), чешский король, становится монархом Венгрии. Гос. Собрание его избирает на венгерский престол, потому что он следует правил престолонаследника. Но товарищ неспособен был продолжать политику народного героя. Для Венгрии актуальна была проблема раздробленности. Магнаты не могли смириться с жёсткой политикой. Предполагали, что им проще будет бороться с внешним врагом, если они смогут распоряжаться своим имуществом.

Контроль Венгрии над территорией был утрачен, турки сломили венгров, Венгрия утратила свою независимость.

1526 г. Территория Моравии, Силезии ушли из-под контроля Венгрии. 1526 – 1586 гг. Страна распалась. Средняя часть захвачена турками, одна часть стала Трансильванским княжеством – относительно независимым образованием под турецким патронажем. Ещё одна часть перешла под владычество федринарда Габсбургского.

К 17 в. Венгрия составляла по численности всего 3 млн. Население смешалось с турками. немцами, сербами, румынами.

 

Третий этап. В 1683 г. Восстановление венгерского государства под контролём Австро-Венгерской империи. Габсбургская империя, Польша, Венеция создали Священный Союз. Её армия освободила Буду от турецкого ига. Постепенно освобождается территория Венгрии от турок. Венгерским дворянам отказали в правах Золотой Буллы. Свободного избрания короля не дали, также запретили (?) противостоять ему. Но мечтали венгры восстановить государство. Законы 1714 и 1715 гг., они обеспечили Венгрии конституционную независимость, а дворяне получили привилегии Золотой Буллы.

Середина 19 в. Находясь под властью австрийской империи, Венгрия не теряет своей национальной идентичности. Бескровная революция 1848 г. под руководством литература известного побудила австрийскую монархию к проведению реформ. Венгерский парламент принял необходимые законы соответствующие, они подписаны королём. Мартовские законы. Законы эти сохраняли действие монарха на территории Венгрии, учреждено независимое министерство, отвечающее за дела Венгрии, через него король осуществлял исполнит. власть. Такие министерства создавались в Италии, Венгрии той же, они ведали вопросами этнических меньшинств.

Создан двухпалатный парламент Венгрии, переизбирался каждые 3 года. Народ избирал. Введена унифицированная система налогов. Чрезмерные налоги отменены. Введена свободная торговля землёй. Предоставлены права не только дворянам участвовать в местных органах управления. Расширены права, например, закреплены свобода печати, религиозная свобода. Создана Национальная Гвардия. Территориальные изменения – присоединена Трансильвания к Венгрии.

Скоро революция была разгромлена с помощью русской армии.

В 1867 г. начинается эпоха дуализма. Ратифицировано австро-венгерское соглашение, венгерскому политику графу Дьюле Андерше поручено сформировать кабинет в Венгрии. Франц Иосиф – король Венгрии, но поклялся соблюдать венгерскую конституцию. Благодаря соглашению Венгрия приобрела независимость, стала равным партнёром Австрии в пределах империи. Восстановлена парламентская форма правления, закоы мартовские стали снова действовать. Венгрия получила самоуправление, автономию в пределах своей территория. Хорватия, кстати, тоже получила своё МС, но в пределах Венгерского государства. Трансильвания окончательно стала частью Венгрии. Связь с Австрией на основе унии 1723 г. Объединяющее начало – министры иностранных дел, министры обороны и министры финансов. Создан торговый таможенный союз, он подлежал возобновлению каждые 10 лет. В соответствии с конституционными положениями 1867 г. Австрия и Венгрия получили свои самостоятельные учреждения, армии. Босния и Герцеговина также существовала. Короче, достигнут желаемый баланс сил. По очереди заседали в Вене и Будапеште. Достигнут паритет. Общеимперские учреждения – МИД и финансов, армия. Они содержались за счёт общего имперского бюджета. Франц Иосиф стоял во главе империи, его личность имела значение не только для австрийцев, венгры тоже благожелательно относились к нему. Пока он жил, сохранялось единство Австро-Венгерской империи.

Первая мировая война разрушила Австро-Венгрию. Это – одно из наиболее симпатичных имперских образований, потому что народы на последнем этапе не чувствовали себя угнетёнными, что случается крайне редко.

Следующий этап развития государственности. В 1919 г. власть перешла к Советскому правительству. Венгерская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Конституция по образцу Конституции РСФСР 1918 г. Принцип диктатуры пролетариата. Венгрия – советская республика. Всевенгерский Съезд Советов – высший орган, он созывал ЦИК, а последний – правительство. 4,5 месяца советская власть держалась. Венгрия захвачена войсками Антанты.

4.06.1920 (?) заключён Трианонский договор, на его основании территория Венгрии разделена между странами-наследницами Австро-Венгрии: Чехословакией, Румынией и Югославией. Венгрия лишилась 72 % территории и 64 % населения. Венгрия получила теперь полную независимость. Страна оказалась разделённой, а экономика находилась в упадке. Принимается закон о восстановлении конституционного строя, о временном осуществлении верховной власти (тоже в 1920 г. принимается – Национальным Собранием Венгрии). На основании документа этого восстановлен институт монархии, отменены все акты советской власти. Страны Антанты препятствовали возвращению монарха. Монархия фактически восстановлена не была. Принят закон, который запретил Габсбургам занимать венгерский престол. Королевская власть осуществляется регентом, который избирается Национальным Собранием, представляет Венгрию в международных отношениях, принимает послов, заключает союзы, договоры. Хорти стал первым регентом. Он приобрёл право роспуска парламента, право отлагательного вето в отношении законов, возглавлял исполнительную власть, могу объявлять всеобщую амнистию, а к 1938 г. масштаб полномочий стал таким, что регент мог рекомендовать своего преемника. Многие эксперты говорят, что с принятием конституции 2011 г. возвращается традиция Хорти, мол, можно будет уничтожить демократические институты, как при Хорти. В рамках венгерской конституционной традиции существует институт законов 2/3 (как ФКЗ в РФ). Однако в Венгрии законов двух третей (2/3) по конституции разбросано очень много. Так полит. партия, у которой есть возможность контролировать принятие этих законов, может при помощи соответствующих предписаний сохранять всю власть бесконечно. Не захочет уйти с властного Олимпа, не уйдёт. Главное – получить 2/3 мест в парламенте. Теперь эта партия может бесконечно долго сохраняться у власти. Но Венгрия – пока не самая взрывоопасная точка Европы.

Парламент в период Хорти был с 2 палатами. Верхняя – Палата магнатов. Нижняя – Палата Депутатов. Возрастной ценз – 24 года. Требовалось наличия гражданства не менее 10 лет. Ценз оседлости составлял не менее 2 лет проживания в одной и той же общине. Образовательный ценз – окончание 4-классного училища. Для женщин цензы были выше (30 лет и 6 классов образования). Эти цензы могли быть заменены имущественным цензом – наличие хозяйства и наличие 3 или более детей. Также если университет дама закончит, то получает право голосовать. Короче, только 40 % взрослого населения обладало избирательным правом. Палата магнатов назначалась регентом из состава аристократов, светских и церковных чинов. Часть избиралась от муниципалитетов.

Союз с гитлеровской Германией. Хорти пытался маневрировать, но противостоять напору Рейха не удалось. Сотни тысяч венгров погибло. В конце войны Венгрия объявляет о статусе невоюющей державы. Немцы оккупируют Венгрию, свергают Хорти.

Постепенно начинается формироваться новый тип государственности – советский. Сначала был народно-демократический этап (становился демократическая модель), но потом начинается этап социалистической революции. Подавляются полит. силы, которые поддерживаются значительной частью общества.4.11.1945 проведены свободные выборы (предусмотрены Ялтинскими соглашениями). Почти всё взрослое население участвовало. Из 419 мест большую часть заняла (245 мест) партия мелких сельских хозяев. Коммунисты получили всего 70 мест. 69 – социал-демократы, 23 – представители национальной (?) партии. Ещё одна маленькая партия. Президентом стал популярны человек, а председатель – представитель победившей партии Ференс Надь. Надь быстро расстался с постом, в 1956 г. не он был видным участником тех событий. Коалиционная комиссия под руководство маршала Ворошилова была навязана, она заставила поделиться властью с коммунистами. Ключевые посты оказались у коммунистов. В 1946 г. партия мелких сельских хозяев потребовала пропорционального представительства в кабинете, проведения местных выборов и выборов в профсоюзе, а также ликвидации полит. лагерей для интернированных. Коммунисты всех арестовали. Великие державы не стали вмешиваться. Премьер Надь иммигрировал. В 1947 г. новые выборы, которые проведены правильно.

Победив полит. противника, коммунисты взялись за церковь. Церковь имела влияние в полит. сфере. Арестовали католического кардинала, лютеранского епископа. Религиозные организации распущено, религиозные школы национализированы.

В 1949 г. разрабатывается проект новой конституции, которая закрепляла победу коммунистического строя. Конституция 1949 г. напоминала Конституцию СССР 1936 г. 18.08.1949 принята венгерским парламентом. Руководящая роль рабочего класса. Цель развития государства – строительство социализма. 3 уклада хозяйства – социалистические (гос. и кооперативный), частно-капиталистический, а также мелко-товарный. Ограничение избирательного права распространяется на недееспособных и врагов трудящегося народа. Высший орган – Гос. Собрание (название в силу традиции), избирается на 4 года. Могло самораспуститься и продлить полномочия в силу войны (и в случае чрезвычайного положения?). Коллегиальный президент – президиум. В перерывах между сессиями полномочия и функции парламента к президиуму.

1950 г. Система органов правосудия приведена в соответствие с советской системой. Изменения для этого внесли. Также в 1954 г. ввели изменения (уточнение полномочий высших органов власти по руководству деятельности Советов). 1957 г. – изменения, также в 1972 г., 1980 г.

В октябре 1956 г. в Будапеште начались уличные демонстрации, которые переросли во всенародные восстания, требовали независимости Венгрии от социалистического влияния, проведения свободных выборов. Причина – успехи польских реформаторов (успехи, правда, недолговечны). Сформированы Советы революционных рабочих, местные национальные комитеты. Революция победила, но мирный переговорный процесс не получился. Имре Надь – лидер революции, он сформировал революционный кабинет, провозгласил многопартийную систему, призвал Москву начать переговоры о выводе советских войск. Надь: выходим из ОВД, провозгласил нейтралитет Венгрии. Обратился к странам Запада. Но Запад не вмешивался в зону интересов СССР. 4.11.1956 СА наступает на крупные города. Бои продолжались несколько дней. Имре Надя арестовали, потом расстреляли. В 1957 г. создали новое правительство, возглавил Янр Шкадр (?), оно развернуло репрессии против тех, кого подозревали в участии революции. Мягкость венгерской власти в сфере экономики объясняется попытка коммунистов купить любовь народа. Надо же и с СССР поддерживать отношения, и с народом. Они ввели хоз. расчёт предприятий раньше других соседей. В общем, стали постепенно инвестиционно привлекательными. Около 70 % экономики – филиалы и представительства, структурные образования зарубежных государств. Банковский сектор находится под контролем международных финансовых структур. Венгерский производитель находится в зоне от 15 до 20 % ВВП.

Вернёмся в 20 в. В 1961 г. Янаш Шкадр начинает осуществлять политику примирения. Был лозунг «Кто не с нами, тот против нас». Стал лозунг «кто не против нас, тот с нами». Самые ненавистные сталинисты репрессированы. В университеты принимали детей врагов народа. Профессионализм ценится выше членства в партии. Приподнят железный занавес для интеллектуалов. Приоткрыт доступ к западной культуре. В 1964 г. урегулированы отношения в Римской католической церковью.

Но в 1968 г. Венгрия участвует в подавлении Пражской весны.

В 1972 г. изменения в конституцию внесли. Руководящая роль марксистско-ленинской партии (ВСРП – Венгерская Социалистическая Рабочая Партия). Появилось право запроса депутатов по отношению к Президиуму, Верховному прокурору, Председателю Верховного Суда. Определено, что исполнит. органы Советов обладают самостоятельной компетенцией, а не производной от Советов.

В 1975 г. увеличен срок полномочий всех высших органов до 5 лет в связи с 5-летними планами развития. Создали хоз. расчётные предприятия (проект частно-государственного бизнеса). Красные директора стали первой полит. элитой Венгрии. В этот период, чтобы насытить потребност ьв товарах, венгерское руководство стало брать огромные кредиты у международных финансовых институтов. К 1989 г. в долгах, как в шелках. А ведь партия реформаторов говорили про то, что мы сделаем рай – ну там, рыночная экономика, всё такое.

1989 г. – новая редакция Конституции, она ознаменовала к новому этапу развития государства – постперестроечному. Тут преимущественно экономические преобразования, они – главная цель трансформации (в Польше же – политические изменения).

Пример деятельности Конституционного Суда Венгрии. Венгрия представила модель социальных прав. Есть несколько моделей. 1 модель – чешская и польская, закрепляются бланкетные нормы, касающиеся социальных прав, указывается, что данное право защищается в той мере, которая предусмотрена законом. 2 модель – албанский вариант – права, а социальные преобразования (например, забота о женщинах, о поддержании достойного уровня населения) выдвигаются как задачи государства. Т.е. спросить за выполнения задач через суд с государства не удастся. 3 модель – венгерская – закрепили социальные права. Любое конституционное право может быть защищено через суд. А ведь если все потребуют, гос-во не сможет удовлетворить всех. В 1994 г. ситуация такая была – финансовые структуры стали требовали изменения экономических показателей, инфляцию снижайте давайте, долг. В ЕС хотите? Так долги возвращайте. А социальные выплаты остались? Венгерский КС объяснил, как следует принцип верховенства права. Этот принцип должен обеспечивать население в безопасности, а безопасность в экономической сфере должна выражаться следующей практикой сокращения социальных выплат. Если эту практику гос-во сочтёт необходимой. Социальные выплаты следует делить на 2 категории. 1 категория предполагает сокращение, а 2 категория не допускает сокращения или отмены платежей. Во 2 категорию входят платежи, связанные со страховой выплатой трудящихся. Эти выплаты имеют целевую направленность – они концентрируются в фондах. Инвалидом стал. Вот тебе из фонда пенсия. У граждан есть право требовать выплаты из фондов, и гос-во не может отказать им. Но 1 категория – эти выплаты могут быть сокращены при выполнении ряда условий. 1 условие – о сокращении граждане заранее уведомляются. 2 условия – они не должны ставить их на грань нищеты.

Проект (чего?) подготовлен правительством. Но парламенту 2 дней не хватило. В Венгрии предварительный контроль, КС признал проект неконституционным. реакция общественности любопытная. Она ополчилась на КС, мол, вы срываете экономическую реформу, подрываете рыночные основы, и вообще – вы консерваторы. Финансовые институты что сказали? Вы (правительство) предложили проект парламенту, а КС признал неконституционным. Поэтому (я правильно понял?) вы исполнили свои обязательства перед нами.

Идеологические нормы устранены. Введены новые институты, характерные для либеральной модели. Введён институт президентства. Президент избирается парламентом. Правительство ответственность несёт перед парламентом. Сложная избирательная система. В 3 этапа парламент избирается. Элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Институт КС (он очень особенный). Обычные КС удаляются от полит. вопросов, не вторгаются в деятельность законодат. власти, но КС Венгрии в имел полномочия побуждать Гос. Собрание принимать те или иные решения в ситуации острой необходимости. Создан институт комиссаров по защите прав, т.е. уполномоченных. Особенность венгерских комиссаров – они не комиссары универсального типа. У нас может заниматься любыми правовыми вопросами (правда, возник по права ребёнка). В Венгрии специализированные. 2 из них – обязательные (1949 г. по редакции 1989 г.) – по защите гражданских прав и по защите прав этнических меньшинств, а другие избираются Гос. Собранием, если надо. К этим 2 комиссарам присоединился ещё 3-ий комиссар – по защите данных (в преддверии переписи населения). Но комиссар слишком активно стал защищать права граждан, сообщил, что необязательно указывать национальность. А в графе строка отмечена как обязательная. Ограничены полномочия комиссара.

 

7 декабря 2011 г.

 

Особенности конституции Венгрии 2010 г. Она сменила конституцию Венгрии 1949 г. в редакции 1989 г. Да, Венгрия решила не менять конституцию в 1990-ых гг. Особый способ закрепления института социальных прав. Права и свободы были в 12 разделе. Социальные права были там не просто в виде бланкетных норм (как в других странах), не как задачи, нормы реально закрепляли права.

Партия Фидес сейчас у власти, считается националистической. Решили остаться в истории как серьёзная политическая сила, поэтому приняли конституцию.

В апреле 2011 г. в Гос. Собрании Венгрии было проведено голосование по законопроекту новой конституции, эта ВГС (Венгерский гражданский союз – Фидес). Виктор Опан – премьер-министр, лидер ВГС. Документом возражения он назвал конституцию. 262 депутата проголосовали «за», «против» 44, 1 воздержался. 386 депутатов всего, на 4 года избираются.

Также есть ещё 4 партии в парламенте. 263 депутата от ФИДЕС. Венгерская социалистическая партия (59 мест). 47 – Партия за лучшую Венгрию. 16 – Политика может быть другой, 1 независимый.

1.01.2012 конституция вступает в силу. Эксперт Венецианской комиссии (влиятельная экспертная структура) обратили внимание, что в конституции слишком много бланкетных норм. Это 1-ая особенность, т.е. предусматривается принятие органических законов (двух третей). Таких норм более 50. Основы семейной политики. Порядок функционирования судебной власти. Порядок формирования министерств и других органов исполнительной власти. Основы финансовой и пенсионной систем. Основы государственной службы. Органический закон принят, когда, кроме 2/3, на заседании должно присутствовать не менее половины списочного состава (?).

Эксперты говорят, что чем больше принимается органических законов, тем меньшее значение играют будущие выборы, тем больше соблазнов закрепить существующий правопорядок.

Например, Сенат в Польше появился именно потому, что в результате договорённостей круглого стола Сенат должен был обеспечить политическому движению «Солидарность» возможность влиять на законодательный процесс. Сейм-то сформирован круглым столом в том процентном соотношении, которое устраивало и коммунистов, и «Солидарность» (30 % мест закрепляется за коммунистами, кажется). Короче, 2/3 в Сейме предполагалось закрепить за коммунистами и за их союзниками. А Сенат должен был быть замещён свободными выборами. «Солидарность» выиграла выборы. Сенат был сохранён не ради усовершенствования законодательного процесса, это было сделано для закрепления власти.

На это указывают эксперты, мол, партия Фидес пытается закрепиться у власти.

 

Итак, законы 2/3. КС разъяснил, что в том случае, когда изменение, которое необходимо внести в органический закон, не связано с содержанием, а связано со второстепенными моментами процедурами или ошибками юр. техники, это изменение может вноситься простым большинством. Но если уже однажды какая-то статья закона была изменена 2/3, то последующее изменение может осуществляться только 2/3.

 

Ещё один момент, отмеченный экспертами. Появилось понятие «историческая конституция», которая носит националистическую окраску, имеет непосредственную связь с положением статьи Д о том, что государство несёт ответственность за всех венгров, живущих за пределами страны. Эксперты полагают, что некорректно использовать термин «ответственность», т.к. он может быть истолкован как возможность венгерских властей принимать решение и осуществлять действия в отношении лиц, которые хотя и являются венграми по происхождению, но одновременно являются гражданами других государств. Это может привести к конфликту компетенции властей разных стран.

Эта норма имеет предысторию для таких выводов. Историческая конституция Венгрии – это наименование нового документа. Что такого исторического в этом документе? Он должен консолидировать всех венгров, рассеянных по всей Европы. Новое правительство хочет создать возможности для миграции. Проблема в том, что этнические венгры могут концентрироваться на территории соседних государств, объявлять о том, что они – компактно проживающие группы. Такие проблемы уже возникают – в Словакии, в Сербии (в Воеводине более 40 % населения). С 1990-ых гг. Венгрия субсидирует переселение молодёжи из южных районов Венгрии в Воеводину.

С 1991 г. в Венгрии действует закон о статусе венгра. По своему содержанию похож на польский закон о карте поляка. Эти 2 закона касаются только неграждан государств этих, но которые имеют этническое происхождение. Государство их поддерживает, когда они желают заниматься предпринимательством, получать образование, путешествовать, знакомиться с культурными ценностями. Это если Венгрии хотят заниматься этим на территории Венгрии.

Вопрос об отношениях брака. Статья Эль закрепляет, что государство защищает институт брака как добровольного союза мужчины и женщины. Эксперты пришли к выводу, что такая формулировка двусмысленны. С одной стороны, она не запрещает однополые союзы, с другой стороны, они вообще не упоминаются. Лишь в 5 из 27 членов ЕС разрешены однополые союзы, хотя гражданские партнёрства предусмотрены в 11 государствах, в т.ч. в Венгрии в 2009 г.

Конституция декларирует следование христианских ценностей. Эксперты согласились с тем, что норма про союз брака – продолжение этой нормы (как я понял).

 

Изменение статуса конституционного правосудия Венгрии.

КС – очень авторитетный орган юстиции. Мы рассматриваем в качестве образцов суда ФРГ (с точки зрения тщательности, аргументации, юр. техники), но эксперты смотрят и на Венгрию. Да, решения бывают политизированными, но интересными. Считается, что КС Венгрии самый влиятельный по влиянию на политические процессы в стране.

Каждый мог обратиться с жалобой в КС. Теперь это правило перестало действовать из-за огромного количества жалоб. Чтобы поток сократить, решили заменить чем? Индивидуальной конституционной жалобой.

Граждане могут обращаться (и иностранцы тоже), но эксперты говорят про сужение полномочий КС, в частности, в сфере проверки финансовых НПА. КС обязан уважать принцип сбалансированного, прозрачного, устойчивого управления бюджетными средствами, поэтому он не может принимать решения по вопросам, связанными с бюджетом, таможенной политикой, налогообложением, пока гос. долг не снизится до отметки менее половины ВВП. Состав КС увеличен с 11 до 15 человек.

Ещё одно важное изменение. Введение нового органа – Бюджетного Совета Венгрии (БС). В полномочия входят предоставление парламенту предварительного согласия на принятие закона о бюджете. Заключение комиссии содержит оценку данной нормы. Указано, что т.к. принятие бюджета является стержнем компетенции законодателя, его исключительным полномочием, то ставить этот вопрос в зависимость от решения органа, который сформирован не столь демократическим путём (имеет ограниченную демократическую легитимность), означает грубое вторжение в компетенцию органа, нарушает принцип разделения властей.

Также конституционно запрещается иметь национальный долг Венгрии, объём которого превышает 50 % ВВП. Эта норма разумная, конечно (Венгрия на критику говорит, что не хочет следовать примеру Греции).

Президент получил право распускать парламент, если к 31 марта не принимается бюджет. По новым правилам регулирования финансовой сферы для принятия решений, которые касаются вступления страны в еврозону, требуется одобрение 2/3 парламента. Право чего-то там предусматривает для президента, правительства и группы парламентариев не менее 1/4 состава законодат. органа.

Поправки в конституцию и вопросы проведения референдума по избирательным законам исключены из компетенции (?) референдума. Как-то так.

Конституционное регулирование свободы совести. Неясно, установлены приоритетные положения для христианской религии. В Конституции есть «форма национального вероисповедания», а в преамбуле «бог христианства и др. вещи – историческое достояние, которые должны стать мерилом для содержания правовых норм». Сложно сказать, есть ли обязательный характер у этой преамбулы – нет толкования.

 

Структура конституции.

1. Преамбула. Амбициозная при этом она. Она именуется так: декларация национального самосознания. «Мы уверены, что демократия возможна, когда государство управляет…». В общем, без злоупотребления правом.

2. Основы. Часть делится на статьи с буквенным обозначением. Содержание статей похожи на основы К строя, там характеризуются форма государства, преференции правового регулирования, в числе преференций есть и принцип разделения властей, поддержка венгров за границей, поддержка Венгрией европейского единства, рекомендации о том, как толковать конституцию (её надо в соответствии с целями законодателя), порядок изменения конституции. Инициатива поправок у президента, правительства, любой парламентской комиссии, любого члена парламента. Изменение принимается 2/3 голосов от списочного состава членов парламента. Любопытный момент, который позволяет параллель с Польшей. Статья Т, где перечислены источники права Венгрии. Перечень начинается с актов парламента, далее декреты Правительства, распоряжения руководителя Национального Банка Венгрии, распоряжения премьер-министра, декреты министров, регламенты автономных регулирующих органов (речь о реформах, которые проводятся в Европе и даже РФ – часть полномочия МС передаются компаний и негос. структурам) – эти структуры, выполняющие гос. функции; местные ордонансы; акты Национального Совета Обороны и президента, изданные в период национального кризиса или чрезвычайного положения.

Есть спец. раздел Конституции Венгрии, который посвящён специальным правопорядкам. Содержит правила для состояния национального кризиса; чрезвычайного положения; превентивной обороны; неожиданного нападения; чрезвычайной опасности. Для всех этих правопорядков есть общие нормы, есть и специальные. Для чего дробление? Разница в объёме прав, которые могут быть ограничены.

3. Свобода и ответственность. Эти статьи не с буквенными, а с цифровыми обозначениями, обозначены римскими цифрами. Ничего необычного (кроме моментов, что в начале лекции).

4. Государство. Тут нумерация арабская. По структуре на 1-ом месте парламент, потом национальные референдумы, только потом президент республики. Большая часть полномочий президента – совместные с парламентом, но в некоторых случаях может сам принимать решения – распустить парламент может; принимать рещение об отказе от полномочий в следующих случаях – 1) если нет юр. оснований для исполнения полномочий, а ему предлагается совершить эти действия; 2) если у него есть причины полагать, что выполнение этих действий приведёт к сбою демократического механизма; 3) если это нарушит конституционные ценности. Выборы президента Гос. Собрание Венгрии, предложение исходит от 1/5 депутатов (письменное предложение), направляется спикеру. Каждый член парламента может предложить только одного кандидата. 2/3 нужно набрать, для победы в 1-ом туре. Нет, тогда 2 кандидата с наибольшим числом сторонников. Во время второго тура они должны получить большинство голосов, независимо от числа голосовавших. Процедура продолжается 2 дня подряд.

Отрешение президента от должности. Производится кем? КС. Инициатива выдвижения обвинения исходит от 1/5 депутатов Гос. Собрания. При этом тайное голосование. Основание для выдвижения обвинения – преднамеренно нарушение конституции, законов, особо выделено преднамеренное (умышленное) преступление. Важный момент – с момента выдвижения обвинения президент не вправе осуществлять свои полномочия до завершения процедуры.

Правительство формируется парламентом, несёт перед ним ответственность. Главу правительства назначает президент или (если это невозможно) старый премьер по представлению парламента.

 

Другие органы. В таком порядке. КС. Потом остальные суды. Органы прокуратуры. Комиссар по защите основных прав. Местное самоуправление. Выделены специальные вопросы гос. политики, которые не во всех конституциях отображены. Например, публичные финансы, силы обороны, полиция и службы национальной безопасности, решения об участии в военных операциях, специальные правопорядки, заключительные положение.