Административное устройство и МС в Египте.

Судебная власть.

Развёрнутая система общих и специальных судов, деятельность которых курирует Высший Совет, подчинённый президенту. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с УК 1937 г. применять нормы шариата. Например, уголовные суды могут использовать наказание, предусмотренное шариатом. В ГП на основе ГК 1948 г. нормы шариата применяются, если соответствующие отношения не урегулированы законом.

Практика применения норм шариата не масштабная.

Система судов. Подсистемы следующие.

1. Система общих судов включает кассационный суд (высшая судебная инстанция), апелляционный суд, суды 1-ой инстанции и мировые судьи.

2. Система судов гос. безопасности. В соответствии с принятым в 1980 г. Законом о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности. Верховный Суд гос. безопасности и местные суды гос. безопасности. Функция – рассмотрение дел о гос. преступлениях. Местные суды вправе рассматривать дела о продаже недвижимости, торговые дела и др. вопросы, связанные с экономическими отношениями.

3. Система административной юстиции. Государственный Совет; апелляционные суды; низовые административные суды; дисциплинарные суды. Функции: консультации правительству (даёт Гос. Совет и апелляционные местным органам); споры по выборам в органы МС. Споры о зарплатах и пенсиях гос. служащих. Жалобы на нарушение прав граждан в процессе управления (и как следствие применение дисциплинарных мер).

4. Конституционная юстиция. Поддерживается Верховным Конституционным Судом. Члены суда назначаются президентом из состава судебных органов высшего ранга, адвокатов и преподавателей ВУЗов. Количество членов в ВКС не лимитировано, но для принятия решения нужно набрать голоса 7 судей. В ВКС могут обращаться суды, министры юстиции, парламент и Высший Совет магистратуры (орган судейского самоуправления).

Основные функции традиционны. Дела о соответствии законов и декретов президента конституции. Толкование законов и декретов президентов. Споры о компетенции между органами власти.

 

На конец 2011 г. существует 29 губернаторств, которые называются «мухафазы». В 2008 г. появились 2 новых, в 2009 г. – ещё один. Ведётся активная административно-территориальная политика: меняются районы постоянно, например. Мухафазы сформированы по течению Нила. Пустыня – буквально 4 мухафазы (как я понял).

Губернатор мухафазы назначается президентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Функции губернатора:

1. Обеспечение продовольственной безопасности мухафазы.

2. Обеспечение эффективности промышленного и с/х производства.

3. Контроль состояния общественной безопасности, порядка и общественной нравственности.

4. Имеет право вето в отношении решений Народного Совета мухафазы.

5. Контроль над всеми публичными службами в провинции кроме судов.

6. Несёт ответственность перед президентом и премьер-министром, представляет регулярные отчёты профильному министру правительства, а также представительному органу губернаторства.

Административный орган мухафазы является Административный Совет.

Помимо губернатора в его состав входят помощники губернатора (назначаются премьер-министром по представлению губернатора), начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица исполнительной системы.

 

Нижний уровень ад – старосты деревень и шейхи городских кварталов. Избираются население сроком на 5 лет из числа граждан, достигших 30 лет и владеющих значительным земельным наделом.

Полномочия. Среди прочего осуществляют функции полицейского контроля и рассматриваются как гос. служащие, подчинённые министру безопасности.

 

Органы МС. Эта система связана с формированием представительств на уровне районов (марказ) и на уровне мухафазы.

Органами МС являются избираемыми гражданами Народные Советы административно-территориальных единиц. В НС мухафазы избирается по 8 членов от каждого района (марказы), при этом 7 из этих 8 – по партийным спискам, а 1 – по мажоритарной системе относительного большинства.

Основные полномочия НС мухафазы.

1. Осуществление общего контроля за деятельностью любых публичных служб в мухафазе (губернаторстве), но лишь в части, касающейся местных вопросов.

2. Принимает решение о создании местных предприятий публичных служб.

3. Местный бюджет, налоги, сборы, а также принимает иные решение, ответственность за исполнение которых несёт губернатор (правда, тот имет право вето, а также представляет гос. власть, поэтому есть противоречия).

Народный Совет мухафазы может быть распущен правительством по предложению министра местной власти. Полномочия нижестоящих НС – примерно такие же, как у НС мухафазы.

 

Тема. Польша.

 

Польская Республика. Речь Посполита Польска. речь Посполита – в переводе «республика». 97 % - этнические поляки. Т.е. очень моноэтническое государство. Поляки – самые чистые славяне.

Этапы полит. истории.

1-ое гос. образование формируется в конце 10-ого века при князе Мешке 1-ом из рода Пястов. Католичество в 966 г. принимается Мешка. Сначала сосуществовало католичество с местными обрядами и т.д. До середины 16 в. – время военного противостояния с соседними государствами (Литва, Русь, германские государства, Австрия, Тевтонский Орден, Османская империя, в 1241 г. – остатки монгольской Орды).

Следующий период: 1569 – 1792 гг. Период Речи Посполитой. После смерти последнего короля какой-то династии в Польше устанавливается модель республиканского типа – модель с выборными королями, что является исключительной ситуацией для Европы (16 в., как-никак). Подписана Люблинская уния 1569 г. Это время формирования конфедеративного союза между Польшей и Литвой (для противостояние с Русью). Восстание Богдана Хмельницкого. Смутное время на Руси.

1792 – 1918 гг. После 3-х по польских разделов (1772, 1793, 1795 гг.) между Пруссией, Австрией и Россией Польша как гос-во перестаёт существовать. Поляки часто воевали друг с другом в армиях России, Австрии, Пруссии. В 1791 г. приняли Конституцию Польши (вторая конституция после США, первая в Европе). Основные параметры – провозглашено разделение властей, объявлены гражданские свободы, отменён принцип ливерум вето (суть в том, что снять вопрос с рассмотрения представительного органа можно было единственным голосом, что связано было тем, что считалось, что решение должно быть утверждено всеми). При короле как главе исполнительной власти создавался совет, без согласия которого тот не имел права принимать решения. Первая европейская конституция создана в Польше. С 1815 г. Польша существовала в составе Российской империи как Царство ПОльское, статус закреплён в Конституции Польши 1815 г. (вторая конституция, санкционирована Россией, что примечательно, но в 1830 г. Николай в наказание за восстание прекратил действие конституции

1918 – 1939 гг. Республика Польша. На обломках России. Демократический парламент. В 1919 – 1920 гг. война с Россией. 80 тыс. русских офицеров (столько ли?) расстреляли.

1944 – 1989 гг. ПНР. Попытки Запада навязать лондонское правительство в изгнании проваливается. Коммунисты взяли власть.

1989 – сегодня. Польская республика. Движение «Солидарность», Лех Валенса, собрал рабочих (не партийный аппарат, военных, а именно пролетариат). Ослабляется полит. контроль СССР. В 1989 г. проводится конституционная реформа, новое название, ввод президенсткого поста, созданы органы коснитуционного контроля.

Президенты. Лех Валенса (1990 – 1995). Квасевский (1995 – 2005). Лех Качиньский (2005 – 2010). Комаровский (2010 – сегодня). В 1999 г. вступили в НАТО. В 2004 г. – в ЕС. Так возникли проблемы для себя и для Европы. Запад боялся засилья дешёвой силы. Уровень миграции увеличился, но не так уж страшно, как предрекали.

 

23 ноября 2011 г.

 

Продолжаем Польшу.

Польша сравнительно поздно приняла конституцию для Восточной Европы (как и Венгрия?). Сейчас действует конституция 1997 г. До этого было множество конституционных реформ.

До конституции действовала Конституция 1952 г., в которую с начала 1980-х гг. начали изменения вносится. Среди основных: появления верхней палаты (Сената), до этого только сейм был; введение Гос. Совета и Конституционного Совета (аналогия КС); введена должность уполномоченного по гражданским правам; введён режим исключительного положения (кроме военного и чрезвычайного).

1989 г. В ходе конституционных и полит. реформ 1989 г. место традиционного монополиста в полит. жизни Польши (Польская Объединённая Рабочая Партия – ПОРП) занимает движение «Солидарность»). 31.12.1989 принимается новая редакция конституции, благодаря которой текст очищен от преамбулы и социалистических словечек, из названия убрано слово «Народная». Символический шаг – после введения должности президента им стал Лех Валенса – лидер «Солидарности». Кстати, до этого был высший коллегиальный орган. Кстати, сейчас в Польше 3-я республика. В 1989 г. Польша продолжает традиции не ПНР, а Польши до Второй мировой войны, что является символическим актом.

В 1989 г. образована Конституционная Комиссия, чтобы приурочить принятие новой конституции с 200-летию 1-ой польской конституции 1791 г. Но в силу острой полит. борьбы разработать согласованный текст удалось лишь к 1997 г.

Особенность гос. развития Польши является принятие т.н. Малых конституций. Так, в 1992 г. как временная мера принята 3-я в истории Польши Малая Конституция. Речь о конституционном законе «О взаимодействии законодательной и исполнительной власти и о территориальном самоуправлении». Малая конституция наряду с отношениями, указанными в названии, установила, что конституция ПНР 1952 г. теряет силу за исключением ряда положений. Этот ряд положений – подавляющая часть конституции.

Конституция 1997 г. принята 2.04.1997 Конституционным Собранием. 451 «за», 141 «против». А 25.05 текст утверждён референдумом. 57 % голосов «за», 43 % «против». Участвовало 39 %.

После 25.05. результаты референдума подтверждены Верховным Судом Польши. Подписана президентом и вступила в силу 17 октября.