При выполнении служебно-боевых задач.

 

Подготовка к ориентированию по карте в движении включает в зависимости от обстановки частично или полностью следующие мероприятия: изучение и уточнение маршрута движения, подъем его на карте; измерение протяженности маршрута, расчет времени его прохождения и определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте; проверку и подготовку к работе компасов. В случае необходимости проверяются также исправность спидометров машин и правильность их показаний.

Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаются по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков, разведывательных данных и пр.). Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности участков местности, по которым он пролегает, установить наличие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, могущих служить ориентирами, определить и запомнить общее направление пути относительно сторон горизонта, расположения своих подразделений и противника (преступников).

Если маршрут проходит по дорогам разных классов, то его полезно поднять на карте. Особенно внимательно должны быть изучены участки в местах поворотов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах в населенные пункты и выездах из них.

Основные ориентиры, необходимые для контроля правильности движения, выбирают и поднимают на карте вдоль всего маршрута. Это должны быть по возможности наиболее устойчивые объекты местности, легко опознаваемые в условиях предстоящего движения (четко выраженные формы рельефа, перекрестки дорог, объекты гидрографии, отдельные прочные строения и т.п.). Основными ориентирами маршрут разбивается на отдельные участки длиной по 5-10 км в зависимости от скорости предстоящего движения, характера местности и условий ориентирования в пути.

Попутно с выбором и подъемом ориентиров полезно измерить по карте расстояния между ними, рассчитать время, потребное для прохождения каждого участка маршрута, и все эти данные записать на карте, чтобы ими было удобно пользоваться в пути. Особенно важно сделать это при подготовке к движению в лесу, на пустынной местности, ночью и в других условиях, неблагоприятных для ориентирования; при этом необходимо, кроме того, определить по карте и записать на ней магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было, если потребуется, быстро перейти к ориентированию в пути по компасу. Помимо этого, магнитные азимуты направлений движения определяются и подписываются на карте также в тех местах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количества встречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.

При подготовке к движению вне дорог надо весь маршрут прочертить на карте (цветным карандашом). Выбирать маршрут следует по возможности так, чтобы каждый поворот пути был четко обозначен на карте каким-либо ориентиром, хорошо опознаваемым издали на местности. Для движения вне дорог по закрытым участкам или в условиях плохой видимости ориентиры следует намечать чаще и непосредственно по маршруту.

Если при движении по маршруту длину пути требуется определять по спидометру возможно точнее, например с точностью не менее 5% пройденного расстояния, то необходимо учитывать не только точность самого прибора, но и ошибки, вызываемые буксованием колес (гусениц) машины при движении по дорогам и грунту различного качества.

Точность показаний спидометра проверяется прогоном машины по участку дороги (2-3 км), длина которого известна, например определена по километровым столбам. Если ошибка показаний спидометра при этом окажется более допустимой, то в определяемые по нему расстояния следует вводить соответствующие поправки. Более целесообразно эти поправки, так же как и поправки за буксование машины, вводить в километраж, помечаемый на карте при подготовке к движению, т.е. подписывать при этом все расстояния в показаниях спидометра.

Величину поправок за буксование машины можно определять исходя из примерных данных, приведенных в таблице 20 учебника Бубнова И.А. "Военная топография" (стр. 207).

Ориентирование в пути.

При совершении марша на незнакомой местности выдерживать требуемое направление движения приходится преимущественно по карте, тщательно проверяя по ней и по показаниям спидометра свое местоположение и своевременность прохождения намеченных ориентиров.

Особенно внимательно следует сличать карту с местностью и следить за правильностью выдерживания направления пути в местах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования. Наиболее часто такие сомнения возникают при выходе из населенных пунктов, наперекрестках и развилках дорог, особенно когда на местности оказывается больше дорог, чем обозначено на карте. В таких случаях правильное направление движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

При ориентировании по компасу необходимо , однако, учитывать, что пользоваться им непосредственно в машине можно лишь для приближенного определения направлений (с точностью 10-15° ). Для более точного ориентирования следует с компасом отходить от машины на 10-40 м в зависимости от степени влияния ее металлической массы на показания прибора. Вместо того чтобы каждый раз выходить из машины для уточнения ориентировки,, можно ограничиться введением в показания компаса соответствующей поправки. Эту поправку определяют следующим образом. В исходном пункте маршрута дважды измеряют по компасу магнитный азимут направления на какой-либо удаленный ориентир: первый раз - находясь вне машины, в удалении от нее на 40-50 м, а второй раз - располагаясь с компасом в машине так, как это будет происходить во время движения. Разность показаний компаса и укажет величину искомой поправки.

Каждый раз по достижении намеченного ориентира необходимо сразу же представить себе мысленно по карте и запомнить общее направление относительно сторон горизонта и характерные особенности следующего участка пути, а также расстояние или время движения по нему до очередного ориентира и по этим данным контролировать правильность дальнейшего движения.

Если на местности намеченного ориентира не окажется, то следует установить свое местоположение по другим местным предметам и деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь. Непрерывность внимательного наблюдения в пути за правильностью движения гарантирует от опасности блуждания и затрат значительного времени на восстановление потерянной ориентировки.

Если ориентировка все же будет потеряна, то для ее восстановления надо мысленно представить себе пройденный путь от последнего надежно опознанного на карте ориентира и, учитывая основные повороты пути, наметить на местности примерное направление на этот ориентир. Определив затем по компасу азимут этого направления и переведя его в обратный, прочертить это направление от опознанного ориентира и отложить по прочерченной линии пройденное расстояние (показание спидометра). Полученная на карте точка покажет приближенно место, где была обнаружена потеря ориентировки. После этого, внимательно сличая карту с местностью, опознают на ней в этом районе отдельные объекты и уточняют свое местоположение.

При наличии, судя по карте, в районе потери ориентировки близко расположенного линейного ориентира (реки, дороги и т.п.), пересекающего направление движения, целесообразно для восстановления ориентировки продолжить, если позволит обстановка, движение до этого ориентира, выйти к нему и опознать по карте свое местоположение. Если опознать местоположение при этом сразу не удастся, то делают это, передвигаясь вдоль ориентира в ту или другую сторону. Восстановив таким образом ориентировку, намечают путь выхода на заданный маршрут.