Естественные монополии
Естественные общественно-генерируемые
Виды монополий и особенности их эволюции
Виды монополий в зависимости от количества монополистов:
1. Монополия – господство на рынке одного субъекта (довольно редкая ситуация на рынке);
2. Дуаполия – два производителя или продавца на рынке. Здесь нет свободной конкуренции, вся деятельность сопровождается сговором и отражается на фондовом рынке, чего не было при свободной конкуренции, когда отдельные предприятия не способны влиять на рыночную конъюнктуру. Например, если брать алмазную отрасль, здесь два главных дуаполиста – «Дебирс» и «Алрос». Доля России в алмазной отрасли – 40%;
3. Олигополия – более типичный вид монополии, когда на рынке существуют два и более производителя (чаще 5-6). Здесь также нет нормальной конкуренции и присутствие каждого производителя на рынке социально значимо.
Сейчас крупные отрасли промышленности олигополизированны. Например, автомобильный рынок. Казалось бы, свободная конкуренция, но рынок поделен между производителями. То же самое с бытовой техникой, производители договорились, где продавать, что продавать, по каким ценам.
4. Монопсония – ситуация, при которой у данного товара единственный покупатель. Например, монопсонистом может быть государство (как в СССР) или одна компания (на несколько рыболовецких хозяйств может быть один хладокомбинат, который является единственным предприятием, способным принять рыбу).
Дуапсония – два покупателя. Олигопсония – до 6 покупателей.
5. Предмонополистическая ситуация (pool или ring) – временное объединение капитала для решения определённых задач. Это только шаг к монополии.
Все монополии можно разделить на два вида:
Естественная монополия – некое хозяйственное образование, обладающее определёнными исключительными факторами, не доступным другим участникам рынка.
Не обязательно, что монополистом будет крупное предприятие. Например, фермер живёт рядом с водопадом. Используя силу падающей воды, работает двигатель на его мельнице. Его соседи, не имея подобного источника энергии, вынуждены ставить двигатели на свои мельницы. Получается, фермер является естественным монополистом.
В РФ принят Федеральный закон от 17 августа 1995 «О естественных монополиях», согласно которому, естественные монополии охватывают следующие сферы:
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Монополистом является «Транснефть», дочернее предприятие «Газпрома». Только оно способно предоставить конкурентоспособный, наиболее дешёвый способ доставки до потребителя. Можно, конечно, нефть в цистернах перевозить, но это далеко не всегда выгодно и не сравнимо по масштабам, скорости и дешевизне с нефтепроводом;
- Транспортировка газа по трубопроводам. Монополистом в этой области является «Трансгаз». Здесь аналогия с нефтью – газ тоже в баллонах можно перевозить, но с трубопроводом это не сравнимо;
- Железнодорожные перевозки. Монополия ОАО «РЖД». Построить ж/д пути и станцию не государству практически невозможно. Это не только огромные материальные затраты, совершить которые способны единицы, но и политический вопрос.;
- Услуги по передаче электрической энергии (только по магистральным сетям, то, сети, например, внутри предприятия не являются прерогативой естественных монополий) и услуги по передаче тепловой энергии (только передача тепла на расстояний, передача тепла внутри здания не является прерогативой естественных монополий);
- Услуги общедоступной электрической и почтовой связи (т.е. почта, телеграф, телетайп) – данная сфера постепенно перестаёт быть монопольной из-за развития компьютерных технологий;
- Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
Московский метрополитен нельзя признать монополистом, поскольку на поверхности в тех же направлениях курсируют другие виды транспорта.