Бюджет семьи. Государственное регулирование доходов

Семейные доходы и семейные расходы. Закон Энгеля. Под бюджетом понимают баланс, соотношение доходов и расходов. Семейный бюджет состоит из семейных доходов и семейных расходов. Семейный бюджет относится к числу основных показателей, характеризующих уровень жизни. В нем конкретизируется на уровне семьи сложившаяся система распределения доходов и потребления в стране. Так, в рыночной экономике в семье предпринимателя основной формой семейных доходов может быть предпринимательский доход, в семье владельца доходного многоквартирного дома - рентный доход от сдачи в наем жилья, у матери-одиночки - пособие.

На бюджет семьи также воздействуют характеристики самой семьи: число членов семьи, этапы их жизненного цикла, число работающих, их квалификация, образование, тип экономической деятельности, число нетрудоспособных, культурный уровень, национальные обычаи и т.п.

В семейных расходах выделяют две основные статьи. Это, во-первых, текущие потребительские расходы (на питание, непродовольстуенные товары, услуги, платежи и налоги), во-вторых, сбережения, представляющие собой отложенное потребление, т.е. часть доходов, которые планируется потратить в будущем. Доля сбережений в совокупных расходах семьи называется нормой сбережений. Она рассчитывается по формуле:

 

.

 

Для характеристики уровня жизни важное значение имеет доля расходов на питание в семейных расходах. Существует получившая название закона Энгеля обратная зависимость между ростом реальных денежных доходов и долей расходов на питание в семейном бюджете. С ростом реальных денежных доходов эта доля в совокупных расходах семьи снижается, что не исключает абсолютный рост расходов на питание. И наоборот, чем беднее семья, тем больше доля расходов на питание в совокупных расходах семьи. В высокоразвитых странах эта доля в совокупных семейных расходах составляет 15-25 %.

В России удельный вес расходов на питание в совокупных расходах семей рабочих и служащих вырос в среднем с 30,6 % в 1989 г. до 60-70 %, а в семьях пенсионеров - до 90 %. Это свидетельствует о резком снижении уровня жизни большей части семей в стране.

 

«Неравенство в доходах в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. «О человеке судят по его доходу», - пишет известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, подчеркивая, что рыночная система основана на неравенстве доходов. Богатство семьи (недвижимость, товары длительного пользования, финансовые активы) и годовой семейный доход служат критериями деления общества на классы и подгруппы в классах.

Для определения степени неравенства в доходах используют график кривой Лоренца и коэффициент Джини.

По методике кривой Лоренца все семьи (F - family) в изучаемой совокупности (страна, социальная или профессиональная группа) разбиваются на пять равных (по 20 % семей) доходных групп F1,F2,F3,F4,F5 от самых низких доходов к самым высоким. Далее определяются доля каждой группы в совокупном доходе и доля в совокупном доходе нарастающим итогом первых 40, 60 % семей. По оси абсцисс графика располагаются группы семей (F1,F2,F3,F4,F5), а на оси ординат - их доли в совокупном lоходе. Точка а на графике показывает долю в совокупном доходе первых 20 % семей с самыми низкими доходами (F1), точка b- 40 % (F1+F2), точка c - 60 % (F1+F2+F3) и т.д.

Соединив точки oabcde,получаем кривую Лоренца. Биссектриса на этом графике будет показывать абсолютно равное распределение дохода, когда первые 20 % семей получают 20 % совокупного дохода, 40 % семей - 40 % и т.д. Область между биссектрисой и кривой Лоренца (обозначим ее М) показывает степень неравенства в доходах: чем больше эта область, тем больше степень неравенства.

Коэффициент Джини рассчитывается на основе методики кривой Лоренца как отношение области М к площади треугольника ОеF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

Таблица 8-2 Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1993 -1994 гг.

 

Рис. 8-1. Кривые Лоренца для России в 1993-1994 гг.

 

Для расчета кривой Лоренца и коэффициента Джини по стране необходима общенациональная система учета доходов всех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы пока что оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей. В табл. 8-2 приведены экспертные оценки распределения денежных доходов населения в РФ в 1993 и 1994 годах. Кривые Лоренца для России, построенные на основе этих данных (рис. 8-1), и коэффициенты Джини свидетельствуют об усилении неравенства населения в доходах.

Государственное регулирование доходов и потребления в смешанной экономике. Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста старается смягчить неравенство, проводя политику регулирования доходов и потребления. Отношение к этому направлению экономической политики неоднозначно. Сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный Уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравнивания доходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений.

Политика регулирования доходов в высокоразвитых странах получила распространение в 60-е годы. Государство использует прогрессивное налогообложение как метод косвенного регулирования доходов. Например, в Швеции прогрессивное налогообложение используется как один из основных способов уменьшения неравенства в доходах. Результат его применения таков: если личный доход 10 % семей с самыми высокими доходами более чем в 100 раз превышает личный доход 10 % семей с наименьшими доходами, то личный располагаемый доход (семейный доход после уплаты налогов) этих групп различается менее чем в 2 раза. Наряду с косвенными методами используется и прямое регулирование доходов: устанавливаются минимальный уровень заработной платы, черта бедности.

Государство в ряде стран законодательно устанавливает минимальную часовую ставку заработной платы. В США такой закон принят в 1938 г. В 1991 г. минимальная часовая ставка в США определена в 4.25 долл. У законодательного оформления уровня минимальной часовой ставки есть положительные и негативные стороны. Положительный эффект состоит в том, что он побуждает предпринимателей для снижения издержек производства повышать производительность труда, способствует увеличению реальных доходов наемных работников, повышению качества рабочей силы. Но в то же время это регулирование может привести к увеличению безработицы.

Социальные программы сочетают прямые и косвенные методы регулирования. Каждая социальная программа нацелена на решение определенной проблемы (например, программа ИСОП - на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений).

В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы нанимателей, а вторые - за счет части общих налоговых поступлений.

В России в настоящее время складывается система государственного регулирования доходов, во многом схожая с той, что действует в США: введено прогрессивное налогообложение в пределах от 12 до 30 % личного дохода, начинают действовать два вида социальных программ: социального страхования и помощи бедным. Так, средства на социальное страхование по старости, на выплату пенсий создаются за счет специального пенсионного налога, который для физических лиц установлен в размере 1 % от заработка, для предприятий, организаций - 28 % от фонда заработной платы.

В заключение следует подчеркнуть, что для реализации целей государственного регулирования доходов» необходимы экономическая стабильность, рост производства, поскольку доходы - это распределенный продукт.