Выставки
Полиграфическая и сувенирная продукция
Одним из важных направлений рекламной деятельности является создание полиграфической продукции (престижные проспекты, буклеты, листовки, открытки и т. д.)
Важную роль в рекламно-маркетинговой политике туристских предприятий играет участие в специализированных выставках и ярмарках, организуемых как в России, так и за рубежом. Мировой опыт свидетельствует: выставки – один из важнейших секторов экономики, мощный инструмент промышленной политики, ключевое средство маркетинга и продвижения продукции на мировой рынок и воздействия на потребителей, обеспечивают формирование имиджа компании. Выставки занимают второе место по значимости среди инструментов маркетинга.
Следует тщательно продумывать оформление стенда предприятия и обязательно, кроме набора печатной продукции, применять такой современный и эффективный инструмент рекламы, как CD-ROM. Кроме того, необходимо максимально использовать развитую информационную инфраструктуру иностранных выставок. Обязательно следует задействовать деловую программу выставок для контактов с потенциальными партнерами и продвижения продукции.
В рекламной стратегии туристских предприятий значительный потенциал имеют прямые продажи, прямая почтовая рассылка, распространение сувенирной продукции, а также мероприятия в области связей с общественностью.
Контрольные вопросы
1. Основные средства распространения рекламы в СКСиТ
2. Особенности применения разных средств рекламы.
3. Специфика использования средств рекламы в туризме.
4. Преимущества и недостатки средств рекламы.
Тема 11. Фирменный стиль и его составные элементы
К основным элементам фирменного стиля относятся: фирменная одежда персонала, товарный знак, логотип, стиль обслуживания, оформление интерьера, цветовое сочетание, бланочная продукция и др.
Товарный знак – марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).
Основные требования к товарному знаку следующие:
– простота, т.е. минимальное количество линий, отсутствие мелких, плохо читаемых деталей;
– индивидуальность (обеспечить отличие и узнаваемость товарного знака);
– привлекательность;
– охраноспособность.
Причины, определяющие важность торговых марок:
– облегчается идентификация продукции, потребитель может заказывать товар или услугу по имени вместо описания (при этом товарная марка выступает в качестве своеобразной замены стандарта или спецификации);
– гарантия, что товар или услуга обладают определенным уровнем качества и что потребители могут получить тот же уровень качества, если вновь закажут продукцию с данной товарной маркой;
– известно, какая фирма отвечает за продукцию. Производителя немарочной продукции прямо не идентифицируешь;
– уменьшается сравнение по ценам, поскольку потребители осознают различия по маркам. Это особенно справедливо, когда покупатели придают особые характеристики различным маркам;
– фирма может рекламировать свою продукцию и услуги и связывать товарную марку с их параметрами в мышлении покупателей;
– увеличивается престиж продукции по мере роста общественного признания товарной марки;
– потребителям кажется, что они меньше рискуют, когда приобретают марку, с которой они знакомы и к которой испытывают благожелательное отношение;
– использование товарных марок облегчает сегментацию рынка и создает отличительный образ.
Марочные обозначения являются свидетельством качества, они указывают на то, чего может ожидать покупатель, купив данный товар. Марочные названия имеют особое значение, когда перед потребителем несколько аналогичных товаров с приблизительно одинаковым качеством и ценой. В этом случае потребитель выбирает скорее имидж товара, чем сам товар.
Понятия «торговая марка», «товарный знак» являются переводом англоязычного термина trademark. В российских законодательных актах используется исключительных термин «товарный знак», под которым понимаются обозначения (словесные, изобразительные, объемные и пр., а также их комбинации), способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
В специальной литературе понятия «товарный знак», «торговая марка» и «бренд» зачастую используются как взаимозаменяемые. Причем, если термины «товарный знак», «торговая марка» использовались и в советский период и различались по факту регистрации, то понятие бренд появилось относительно недавно в отечественной практике. И объяснено это может быть не просто увлечением англоязычной терминологией, а скорее, интуитивным пониманием практиками того, что понятие бренд шире, чем товарный знак и просто марка.
Понятие «торговая марка» в англоязычной литературе тоже существует. Но ее определение несет несколько иную смысловую нагрузку. Это понятие не столько идентифицирует товар или услугу с помощью определенного набора свойств и характеристик, сколько аккумулируют в себе все чувства и эмоции, вызываемые потребителями по отношению к ним. Следовательно, торговая марка – понятие более широкое, чем товарный знак, поскольку аккумулируют в себе все чувства и эмоции, вызываемые у потребителей данным символом – товарным знаком. Кроме того, товарный знак представляет собой сложный институт, анализ которого позволяет оценить деятельность государства в области антимонопольного законодательства. В этой связи проблемы создания и защиты товарных знаков выходят в настоящее время на передний план.
Зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (логотип) становится законодательно защищенным активом. Таким образом, владелец товарного знака застрахован от подделок или недобросовестного использования обозначения отличия своего товара или услуги. Товарный знак может быть и незарегистрирован в силу различных обстоятельств.
Контрольные вопросы
1. Характеристика элементов фирменного стиля.
2. Требования, предъявляемые к товарному знаку.
3. Эффективность использования товарных знаков в туризме.
4. Законодательство о товарных знаках.
Тема 12. Разработка рекламной компании
Рекламная кампания – это комплекс рекламных мероприятий, рассчитанных на определенное время, определенный сегмент рынка и использующих необходимые средства массовой информации и рекламы. Рекламная кампания – это результат совместных согласованных действий:
– рекламодателя как заказчика рекламной кампании;
– рекламного агентства как создателя, организатора и координатора кампании;
– рекламоносителя как канала, доводящего рекламное сообщение до потребителя.
При разработке рекламной кампании, прежде всего, определяют цель, которую нужно достичь с помощью рекламы, а затем пути достижения этой цели. Общий план рекламной кампании должен быть детально продуман. Он начинается с маркетинговой стратегии и включает выбор:
– целей рекламного сообщения;
– аудитории, на которую реклама должна быть рассчитана;
– направления и тем рекламной кампании, средств информации и конкретных носителей рекламы;
– концепции и формы реализации рекламных сообщений;
– способа проведения рекламной кампании в конкретных условиях;
– средств контроля за эффективностью рекламы.
В зависимости от направленности, сроков проведения, географии, степени охвата рынка и использования видов рекламной деятельности рекламные кампании можно разделить на следующие типы:
По направленности:
– целевые (группа потребителей)
– общественно-направленные (широкие слой общественности).
По срокам проведения:
– краткосрочные (до года)
– долгосрочные (свыше года).
По географии:
– местные (город, район)
– региональные (часть страны)
– национальные (в пределах страны)
– международные (за пределами страны).
По степени охвата рынка:
– сегментирование (один сегмент рынка)
– агрегатированные (более одного сегмента)
– тотальные (все сегменты)
По диапазону использования средств рекламной деятельности:
– монокампании (одно средство)
– поликампании (более одного средства).
При планировании рекламных акций необходимо учитывать сезонный характер потребления отдельных видов товаров, продукции или услуг; периоды летних отпусков, праздничные даты и другие подобные факторы. Необходимо также учесть, что рекламная кампания является комплексом мероприятий, распределенных в пространстве и времени. Так, кампания может быть долгосрочной (в мировой практике известны случаи проведения рекламных кампаний в течение 20–25 лет) или краткосрочной – от нескольких месяцев до 3–4 часов. Независимо от сроков каждая рекламная кампания включает в себя три основных этапа:
– подготовительный
– кульминационный
– заключительный.
Направленность рекламных действий и в конечном счете успех рекламной кампании определяют четыре фактора, известные в западной теории рекламы как «четыре Р».
1. Product (товар) – особенности и ассортимент товара, возможности его технического обслуживания и т.п.
2. Price (цена) – цена как таковая, платежные условия продажи.
3. Promotion (содействие сбыту) – выбор мест продажи, каналов реализации, способ доставки; использование мероприятий, способствующих сбыту, рекламе.
4. Place (место) – географические и физические особенности мест продажи.
Необходимо к этому перечню добавить еще одно «P»:
5. People (люди) – кадры, формирующие и формулирующие цели, генерирующие идеи и реализующие рекламную кампанию, от которых в первую очередь зависит ее эффективность. Рассмотрим, что же обеспечивает высокую эффективность рекламных кампаний в процессе их планирования, организации и проведения.
Организация рекламной кампании – это, прежде всего четкий план, который требует составления сметы расходов. Затраты на рекламу должны вытекать из намеченных мероприятий. Однако на практике чаще всего происходит наоборот: планы разрабатываются исходя из суммы, выделенной на рекламу. При этом предполагается дифференцированный подбор рекламных средств в зависимости от цели и конкретных условий проведения рекламных мероприятий.
При постоянном удорожании труда и материалов, очевидно, что любой самый незначительный просчет в рекламной кампании влечет за собой существенные издержки для рекламодателя. Однако их можно свести до минимума детальной проработкой сценария рекламной кампании и четким проведением подготовительных работ, в частности планирования.
При планировании учитывают ситуацию, складывающуюся вокруг товара на рынке, предопределяют расходы на рекламу и принимают во внимание, что успех рыночной деятельности зависит не только от удачной рекламы, но и от факторов, характеризующих товар: его потребительских свойств, цены и аналогов на рынке. Непрерывное обновление товарного ассортимента приводит к сохранению жизненного цикла товара, что требует быстродействующих форм оповещения, наполнения рекламы действующими призывами, легко воспринимаемой информацией, сведениями о нововведениях.
Учитываются практически все специфические факторы, имеющие место в различных регионах и на разных уровнях сбыта, а также сезонные колебания покупательской и деловой активности.
Если при планировании что-то не учитывается, то в последующем предусматривается возможность корректировки плана во избежание нецелесообразных расходов. Для этого осуществляется оценка эффективности рекламных мероприятий как в процесс, так и по результатам их проведения.
Итак, к основным этапам создания и проведения рекламной кампании относятся:
– планирование, разработка и подготовка к публикации рекламных материалов;
– организация рекламных мероприятий;
– контроль и корректировка рекламных мероприятий.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
При составлении плана рекламной кампании необходимо ответить на основные вопросы:
– для чего необходима данная конкретная кампания;
– для кого предназначена рекламная кампания;
– что планируется получить в результате рекламных мероприятий.
Рекомендуется планировать рекламную кампанию в следующей последовательности:
– определить «портрет» покупателя;
– определить цели рекламной кампании;
– определить основную идею;
– выбрать средства распространения рекламы;
– определить наиболее оптимальные сроки размещения рекламных мероприятий относительно друг друга во времени;
– подсчитать возможные расходы на рекламную кампанию;
– сравнить полученную сумму с той суммой, которую вы можете выделить на ее проведение;
– составить развернутый план рекламной кампании;
– проверить возможную эффективность выбранной цели, идеи, элементов рекламной кампании;
– при необходимости скорректировать элементы рекламной кампании;
– организовать работу фирмы во время рекламной кампании;
– подвести итоги рекламной кампании.
Подробно рассмотрим содержание практической работы на каждом из этапов.
1. «Портрет» покупателя – потребителя
Целевую аудиторию составляют люди, которым хотят передать сообщение по возможности более точно, чтобы избежать распыления информации, поскольку это влечет за собой неэффективные и бесполезные издержки.
Целевая аудитория определяется среди потребителей, торговых посредников и советчиков разных типов. Из этих трех групп торговые посредники легче других узнаваемы и прогнозируемы, в силу чего производители устанавливают с ними прочные деловые отношения.
Советчиков не всегда легко найти и особенно трудно устанавливать с ними надлежащие контакты: нужно особым образом влиять на них, чтобы они в свою очередь оказали влияние на потенциальных покупателей.
В зависимости от того, о каких товарах идет речь: о товарах широкого потребления или длительного пользования, товарах особого спроса или же о товарах и услугах для промышленных компаний и профессиональных объединений, к потребителям обращаются по-разному.
Потенциальные покупатели – пользователи образуют значительную часть аудитории, на которую рассчитана реклама. Чтобы не допустить ошибок необходимо провести сегментацию рынка и направить свои усилия на «своего» покупателя. При этом необходимо помнить, что в одном рекламном обращении нельзя сразу, ориентируясь на все сегменты, приводить доводы, специфически важные каждому сегменту, иначе может получиться, сто один довод будет противоречить другому. Иначе говоря, общаться с потенциальным покупателем-потребителем необходимо на его языке. Прежде моральные нормы требовали от индивида приспосабливаться к социальному целому. Теперь же общество приспосабливается к индивиду, его личности. И в рекламе действуют не столько рациональные мотивы, удачные слова и образы, сколько забота о потребителе, то, что к нему обращаются, о нем заботятся. И оценка товара все в большей степени происходит не по его внутренним достоинствам, а потому, как фирма через этот товар демонстрирует свое «материнское» отношение к покупателю.