Антиинфляционная стратегия развития общества в условиях рыночной экономики. Инфляционное таргетирование.

Способы измерения инфляции. Понятие потребительской корзины. Сложности расчёта реальной инфляции.

Динамика инфляции. Влияние на экономическую систему инфляции, инспирированной спросом, и инфляции, инспирированной затратами, («инфляция издержек»). Виды инфляции (ползучая, галопирующая, гиперинфляция).

Способы борьбы с инфляцией достаточно разнообразны. В комплекс мер, составляющих антиинфляционную стратегию, могут входить меро­приятия как монетарного, так и немонетарного характера. Их выбор за­висит от причин инфляционных колебаний в конкретной экономической системе. Рассмотрим эти мероприятия подробнее.

1) Подавление инфляционных ожиданий в обществе с одновремен­ным стимулированием сбережений. Без этого шага невозможно добить­ся восстановления системы сбережений и инвестирования в националь­ной экономике. Отсутствие легальных сбережений, размещенных в бан­ковском секторе или на рынке ценных бумаг, не позволяет финансовому сектору экономики сформировать крупные денежные пулы для центра­лизованного вложения в отечественную промышленность. Так, по раз­личным экспертным оценкам, на руках у российских граждан скопилось иностранной валюты на сумму 50-100 млрд долл., в то время как сово­купность кредитов, выданных банковской системой России, к сентябрю 2005 г. составляла 185 млрд долл. Размещение средств, хранящихся у населения «в матрацах», позволило бы существенно увеличить кредит­ные возможности отечественных банков.

Дополнительным мероприятием, направленным на стимулирование сбережений в обществе, могло бы стать изменение статуса Сберегатель­ного банка РФ, сокращение его коммерческих функций и преимуществен­ное размещение его ресурсов по двум направлениям:

Центральному банку и государству, в том числе на кредитование надежных проектов;

на кредитование населения.

Кроме того, с целью дедолларизации российской экономики следует существенно расширить операции Сбербанка с собственными ценными бумагами и мерами государственного стимулирования способствовать всемерному расширению практики долгосрочного страхования жизни и здоровья, а также имущества граждан России. Это обеспечило бы суще­ственную финансовую базу для долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

2) Достижение сбалансированности бюджетных доходов и расхо­дов. Традиционно считается, что главной причиной инфляции, связан­ной с бюджетом, является бюджетный дефицит. В общем плане это спра­ведливо. Однако не только он может влиять на стабильность денежного обращения.

В частности, федеральный бюджет России сводится без дефицита с 2000 г. Факт отрадный. Однако способ, с помощью которого это достиг­нуто, не позволяет рассчитывать на должное укрепление экономики. Дело в том, что налоги подразделяются на закрепленные (поступающие кон­кретному получателю в бюджетной системе страны) и регулирующие (по­ступающие в адрес нескольких бюджетов одновременно в пропорциях, утверждаемых законом о бюджете конкретного года). К концу XX в. про­порция деления бюджетных доходов между федеральным и территори­альными бюджетами составляла порядка 40 и 60 % соответственно. К 2005 г. эта пропорция изменилась, приведя к существенному превы­шению отчислений в пользу центральной власти. Перераспределение до­ходов в пользу федерального бюджета позволяет формировать бездефи­цитный бюджет федерального правительства, а субъекты Российской Фе­дерации вынуждены самостоятельно изыскивать способы покрытия сво­их расходов. В результате многие программы развития территорий не мо­гут быть реализованы ввиду нехватки средств.

Перераспределение ресурсов в пользу федерального бюджета могло бы стабилизировать национальную денежную единицу, если бы средства направлялись на мероприятия, которые позволили бы укрепить позиции отечественных товаропроизводителей на мировом и внутреннем рынках.

3) Увеличение товарной массы. Эта мера имеет большое значение для укрепления национальной валюты, а следовательно, государство должно проводить политику всесторонней поддержки отечественного производства.

Реализация мероприятий в этом направлении возможна как прямым, так и косвенным порядком. Косвенные меры по созданию благоприят­ных условий деятельности предприятий могут включать:

регулирование объема и структуры импортных операций с целью широкого привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику при одновременном стимулировании отечественных товаропроизводите­лей к росту качества продукции;

расширение государственных закупок для всемерного расширения сбыта готовой продукции на внутреннем рынке;

проведение льготной, предсказуемой, обоснованной налоговой политики, направленной на стимулирование вложений капитала в Рос­сии, возврата из офшорных зон ранее вывезенных ресурсов, создание как производственных, так и частных накоплений.

Прямое государственное воздействие на развитие производства воз­можно следующими способами:

за счет финансирования высокоэффективных технологий и науч­ных разработок, прежде всего конверсионных. Действия в данном направ­лении позволят формировать наукоемкие технологии, способные изме­нить сложившуюся к началу XXI в. сырьевую структуру отечественного экспорта;

путем создания лизинговых компаний, причем с государственным участием;

привлечением иностранных инвестиций, прежде всего за счет со­здания льготных условий для концессионной деятельности, налоговых льгот, раздела продукции.

4) Широкое, но обоснованное применение административных огра­ничений. Административные меры воздействия используются во всех странах современного мира. Однако степень их применения различна. В государствах с административно-командной структурой управления эти меры являются определяющими. В обществах, построенных на принци­пах либерального рыночного развития, они становятся частью общей структуры государственного регулирования. Особенность такого спосо­ба воздействия на национальную экономику состоит в том, что он тем действеннее, чем нестабильнее экономическая ситуация.

5) Укрепление национальной валюты. Комплекс мероприятий в этом направлении достаточно разнообразен и включает целый набор денеж­ных реформ: деноминацию, девальвацию, нуллификацию, ревальвацию, реставрацию, обмен денежных знаков и т. д.

Следует иметь в виду, что реально сократить монетарное давление на товарном рынке способны лишь денежные реформы конфискационного характера. Иные виды реформ не смогут понизить денежное предложе­ние. Однако конфискационные реформы нельзя считать цивилизованным способом борьбы с инфляцией, так как они не решают главной задачи - долговременной стабилизации экономической системы. К тому же лю­бая конфискация подрывает доверие населения к институту государства, что может вызвать реакцию отторжения прогрессивных реформ.

Рассмотренные выше меры в основном направлены на подавление и сокращение инфляции. Такой подход совершенно справедлив в случаях, когда уровень инфляции достаточно высок и реально препятствует росту национальной экономики. Однако для ряда развитых стран, добившихся определенной стабильности макроэкономических показателей, на первый план выступает задача не подавления инфляции, а разумного управления ею в заранее определенном направлении. Основной способ реализации этой задачи - стратегия инфляционного таргетирования.

Таргетирование (от англ. «target» - цель) - это экономическая, на­логовая и денежно-кредитная политика государства по целевому управ­лению основными хозяйственными показателями на среднесрочную пер­спективу. Проводя политику инфляционного таргетирования, централь­ный банк устанавливает плановый уровень инфляции и использует для его достижения все возможные рычаги воздействия на экономику.

Реализация политики инфляционного таргетирования требует обяза­тельного соблюдения следующих условий:

реальная независимость центрального банка в проведении заявлен­ной политики;

утверждение безусловного приоритета инфляционного таргетиро­вания над иными программами правительства и центрального банка (к их числу можно отнести регулирование уровня занятости, воздействие на национальный валютный рынок, регулирование уровня заработной пла­ты в обществе и др.);

разработка и утверждение методологии прогнозирования инфля­ции в увязке с намеченным уровнем ее достижения;

выявление периода, по истечении которого начинается реальное воздействие на уровень инфляции каждого конкретного инструмента де­нежно-кредитного регулирования, а также конкретного набора данных инструментов;

общественное признание и одобрение поставленных целевых ори­ентиров со стороны общества.

Политика инфляционного таргетирования достаточно широко приме­няется в развитых станах. Использование ее в России ограничивается ря­дом причин, главным образом - отсутствием реальной предсказуемой пер­спективы развития отечественного рынка при высоком уровне зависи­мости от внешних факторов. За годы, прошедшие с начала демократи­ческих преобразований, так и не был создан крепкий внутренний рынок, а это означает, что достаточно сложно определить ориентиры роста де­нежной массы ввиду неопределенности спроса на нее со стороны хозяй­ствующих субъектов и населения. Кроме того, наличие значительной массы денежных и расчетных суррогатов (иностранная валюта, бартер, взаимозачеты, векселя и т. д.) не позволяет реально определить целевой ориентир изменения денежной массы.