Организация налично-денежного обращения.
В любой национальной экономике происходит процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной форме (то есть в виде банкнот и разменной монеты). Данный процесс принято называть налично-денежным оборотом. Схематично он показан на рис. 5.1.1 (см. п. 5.1).
Эта часть денежного оборота в первую очередь обслуживает интересы населения. Исходным пунктом налично-денежного оборота служит эмиссионная деятельность центрального банка. Именно он определяет как величину налично-денежной массы, обращающейся в национальной экономике, так и ее технические параметры (покупюрный состав денежной массы, физические параметры банкнот и разменной монеты и т. Д.). Кроме того, центральный банк устанавливает порядок использования наличности в хозяйственных операциях корпоративного сектора эконоанны, реализуя тем самым идеи государственного контроля за направлением движения основных денежных потоков.
Основными документами, регламентирующими порядок налично-денежных расчетов в России, можно считать:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Закон РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;
- Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 27 июня 2002 г. (глава VI «Организация наличного денежного обращения»);
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40;
- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации № 14-П, утвержденное решением Совета Директоров ЦБ РФ 19 декабря 1997 г., протокол № 47.
Эмитированная Центральным банком РФ денежная наличность через коммерческие банки и специальные финансово-кредитные институты поступает в кассы предприятий, организаций, прочих хозяйствующих субъектов, а от них к основному потребителю – населению.
Наличные деньги, полученные населением от юридических лиц в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, авторских гонораров, выигрышей и доходов по ценным бумагам, в иных видах, расходуются на различные цели. Однако куда бы ни уходили деньги – на покупку товаров повседневного спроса, уплату налогов и иных обязательных платежей, штрафов, пеней, оплату коммунальных услуг, вложения на счета в коммерческих или Сберегательном банке, их конечный пункт один: приходная касса коммерческого банка. Это происходит потому, что все юридические лица, получившие платежи от населения, обязаны инкассировать выручку на свой счет в банк. Если вспомнить, что излишки наличных денег коммерческие банки сдают в учреждения Центрального банка (расчетно-кассовые центры), четко прослеживается оборот, совершаемый деньгами в экономике.
Банк России постоянно контролирует движение налично-денежной массы при помощи составляемого баланса прихода и расхода денег (см. табл. 5.4.1).
Возможно вычислить скорость обращения денег в экономике. Расчет скорости возврата наличных денег в кассы банков производится путем сопоставления прихода и расхода денежной массы. При этом расчет расхода производится методом определения среднеарифметической величины налично-денежной массы в обращении по агрегату МО за рассчитываемый период, а приход – как величина кассового прихода за такой же период, отнесенный к числу дней истекшего периода.
Например, определение скорости возврата денежных средств в кассы банков за первый квартал года будет произведен следующим образом:
1. Определяем среднеарифметический показатель величины массы наличных денег в обращении (Д):
2. Определяем величину кассового прихода (П) за рассматриваемый период (первый квартал):
3. Рассчитываем скорость возврата денег (С) в днях:
С=Д/П
Частично наличные деньги используются в обороте самих юридических лиц, хотя данная часть расчетов у них строго лимитирована. Основная задача, решаемая при этом, - усиление государственного налогового контроля за денежными потоками хозяйствующих субъектов. Однако и сам Центральный банк заинтересован в сокращении числа пользователей наличными деньгами, так как это снижает его затраты по подготовке и осуществлению налично-денежной эмиссии: издержки по печати банкнот, чеканке монет, затраты на перевозку наличности по территории страны, охрана ценностей, организация хранения банкнот и монет, утилизация пришедших в негодность или изъятых денежных знаков и т. П. Поэтому расчеты юридических лиц должны осуществляться преимущественно безналичным порядком.
Помимо ограничения расчетов наличными деньгами, лимитируется и остаток наличных денег в кассах юридических лиц. Когда наличные деньги, поступившие конкретному предприятию, организации, хозяйствующему субъекту превышают установленный ему лимит остатка кассы, он обязан сдать их в обслуживающий его банк.