Организация налично-денежного обращения.

В любой национальной экономике происходит процесс непрерывно­го движения денежных знаков в наличной форме (то есть в виде банкнот и разменной монеты). Данный процесс принято называть налично-денежным оборотом. Схематично он показан на рис. 5.1.1 (см. п. 5.1).

 

Эта часть денежного оборота в первую очередь обслуживает интере­сы населения. Исходным пунктом налично-денежного оборота служит эмиссионная деятельность центрального банка. Именно он определяет как величину налично-денежной массы, обращающейся в национальной экономике, так и ее технические параметры (покупюрный состав денеж­ной массы, физические параметры банкнот и разменной монеты и т. Д.). Кроме того, центральный банк устанавливает порядок использования наличности в хозяйственных операциях корпоративного сектора эконо­анны, реализуя тем самым идеи государственного контроля за направле­нием движения основных денежных потоков.

Основными документами, регламентирующими порядок налично-де­нежных расчетов в России, можно считать:

- Гражданский кодекс Российской Федерации. Закон РФ от 26 янва­ря 1996 г. № 14-ФЗ;

- Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» № 86-ФЗ от 27 июня 2002 г. (глава VI «Организа­ция наличного денежного обращения»);

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, ут­вержденный решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40;

- Положение о правилах организации наличного денежного обраще­ния на территории Российской Федерации № 14-П, утвержденное реше­нием Совета Директоров ЦБ РФ 19 декабря 1997 г., протокол № 47.

Эмитированная Центральным банком РФ денежная наличность че­рез коммерческие банки и специальные финансово-кредитные институ­ты поступает в кассы предприятий, организаций, прочих хозяйствующих субъектов, а от них к основному потребителю – населению.

Наличные деньги, полученные населением от юридических лиц в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, авторских гонораров, вы­игрышей и доходов по ценным бумагам, в иных видах, расходуются на различные цели. Однако куда бы ни уходили деньги – на покупку това­ров повседневного спроса, уплату налогов и иных обязательных плате­жей, штрафов, пеней, оплату коммунальных услуг, вложения на счета в коммерческих или Сберегательном банке, их конечный пункт один: при­ходная касса коммерческого банка. Это происходит потому, что все юри­дические лица, получившие платежи от населения, обязаны инкассиро­вать выручку на свой счет в банк. Если вспомнить, что излишки налич­ных денег коммерческие банки сдают в учреждения Центрального банка (расчетно-кассовые центры), четко прослеживается оборот, совершаемый деньгами в экономике.

Банк России постоянно контролирует движение налично-денежной массы при помощи составляемого баланса прихода и расхода денег (см. табл. 5.4.1).

 

 

Возможно вычислить скорость обращения денег в экономике. Расчет скорости возврата наличных денег в кассы банков производится путем сопоставления прихода и расхода денежной массы. При этом расчет рас­хода производится методом определения среднеарифметической величи­ны налично-денежной массы в обращении по агрегату МО за рассчиты­ваемый период, а приход – как величина кассового прихода за такой же период, отнесенный к числу дней истекшего периода.

Например, определение скорости возврата денежных средств в кассы банков за первый квартал года будет произведен следующим образом:

1. Определяем среднеарифметический показатель величины массы наличных денег в обращении (Д):

 

2. Определяем величину кассового прихода (П) за рассматриваемый период (первый квартал):

 

3. Рассчитываем скорость возврата денег (С) в днях:

С=Д/П

Частично наличные деньги используются в обороте самих юридичес­ких лиц, хотя данная часть расчетов у них строго лимитирована. Основ­ная задача, решаемая при этом, - усиление государственного налогового контроля за денежными потоками хозяйствующих субъектов. Однако и сам Центральный банк заинтересован в сокращении числа пользовате­лей наличными деньгами, так как это снижает его затраты по подготовке и осуществлению налично-денежной эмиссии: издержки по печати банк­нот, чеканке монет, затраты на перевозку наличности по территории стра­ны, охрана ценностей, организация хранения банкнот и монет, утилиза­ция пришедших в негодность или изъятых денежных знаков и т. П. По­этому расчеты юридических лиц должны осуществляться преимуществен­но безналичным порядком.

Помимо ограничения расчетов наличными деньгами, лимитируется и остаток наличных денег в кассах юридических лиц. Когда наличные деньги, поступившие конкретному предприятию, организации, хозяйству­ющему субъекту превышают установленный ему лимит остатка кассы, он обязан сдать их в обслуживающий его банк.