Малый бизнес и предпринимательство – это сила, которая способна экономически и морально обновить общество.
Предпринимательство как социальное явление.
Экономическая культура.
Традиционно в философии и социологии под культурой понимается социальная память общества, т.е. совокупность ценностей, норм и образцов поведения. Соответственно,
экономическая культура - это законы, правила, ценности и нормы, которые регулируют экономическое поведение. Рыночная экономическая культура включает :
(1) экономический рационализм (осознание экономической выгоды);
(2) высокую инновационность;
(3) разнообразие моделей экономического поведения;
(4) высокую субъективность;
(5) высокую культуру партнерских отношений;
(6) трудовую мораль.
В основе сегодняшних представлений о предпринимательстве как социальном феномене лежат взгляды австрийских экономистов Йозефа Шумпетера (1883-1950) и Фридриха фон Хайека (р. в 1889; в 1974г. присуждена нобелевская премия). Воззрения Й.Шумпетера можно подытожить в следующих тезисах[50].
Во-первых, основная функция предпринимательства состоит в реформировании производства за счет использования изобретений, открытия новых источников сырья и т.д. Суть предпринимательства – осуществление новых комбинаций факторов производства.
Во-вторых, предпринимательство присуще любой общественно-экономической формации: статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя.
Хайек в оценке предпринимательства исходил из того, что высшей и беспрекословной ценностью является свобода человека, которая позволяет ему наиболее продуктивно распорядиться своим экономическим потенциалом. Поэтому суть предпринимательства – это поиск и исследование новых экономических возможностей. Предпринимательство – это характеристика поведения, а не вида занятий.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 800 тысяч предпринимателей, в то время как в США их – около 5 миллионов человек. Положение предпринимателей в американском социуме характеризуется тем, что там существует :
(1) позитивное общественное мнение в отношении предпринимателей;
(2) стабильная политика поддержки предпринимателей;
(3) благоприятная налоговая политика;
(4) упрощенные и сокращенные формы отчетности;
(5) сеть поддержки предпринимательства – соответствующие центры и т.д.
Для всех трудовых ресурсов в целом в США характерно общее повышение образовательного и квалификационного уровней. Доля неквалифицированной рабочей силы сократилась с 25% до 7%. Þ
Предприниматель – это хозяин производства, человек, прокладывающий новые пути и осуществляющий новые комбинации. Для успешной деятельности на рынке предпринимателю необходимы :
(1) готовность идти на строго рассчитанный риск;
(2) настойчивость в достижении цели;
(3) готовность взять на себя ответственность;
(4) чутье на конъюнктуру рынка;
(5) воля, самообладание, трезвый расчет.