Малый бизнес и предпринимательство – это сила, которая способна экономически и морально обновить общество.

Предпринимательство как социальное явление.

Экономическая культура.

Традиционно в философии и социологии под культурой понимается социальная память общества, т.е. совокупность ценностей, норм и образцов поведения. Соответственно,

экономическая культура - это законы, правила, ценности и нормы, которые регулируют экономическое поведение. Рыночная экономическая культура включает :

(1) экономический рационализм (осознание экономической выгоды);

(2) высокую инновационность;

(3) разнообразие моделей экономического поведения;

(4) высокую субъективность;

(5) высокую культуру партнерских отношений;

(6) трудовую мораль.

 

 

В основе сегодняшних представлений о предпринимательстве как социальном феномене лежат взгляды австрийских экономистов Йозефа Шумпетера (1883-1950) и Фридриха фон Хайека (р. в 1889; в 1974г. присуждена нобелевская премия). Воззрения Й.Шумпетера можно подытожить в следующих тезисах[50].

Во-первых, основная функция предпринимательства состоит в реформировании производства за счет использования изобретений, открытия новых источников сырья и т.д. Суть предпринимательства – осуществление новых комбинаций факторов производства.

Во-вторых, предпринимательство присуще любой общественно-экономической формации: статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя.

Хайек в оценке предпринимательства исходил из того, что высшей и беспрекословной ценностью является свобода человека, которая позволяет ему наиболее продуктивно распорядиться своим экономическим потенциалом. Поэтому суть предпринимательства – это поиск и исследование новых экономических возможностей. Предпринимательство – это характеристика поведения, а не вида занятий.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 800 тысяч предпринимателей, в то время как в США их – около 5 миллионов человек. Положение предпринимателей в американском социуме характеризуется тем, что там существует :

(1) позитивное общественное мнение в отношении предпринимателей;

(2) стабильная политика поддержки предпринимателей;

(3) благоприятная налоговая политика;

(4) упрощенные и сокращенные формы отчетности;

(5) сеть поддержки предпринимательства – соответствующие центры и т.д.

Для всех трудовых ресурсов в целом в США характерно общее повышение образовательного и квалификационного уровней. Доля неквалифицированной рабочей силы сократилась с 25% до 7%. Þ

Предприниматель – это хозяин производства, человек, прокладывающий новые пути и осуществляющий новые комбинации. Для успешной деятельности на рынке предпринимателю необходимы :

(1) готовность идти на строго рассчитанный риск;

(2) настойчивость в достижении цели;

(3) готовность взять на себя ответственность;

(4) чутье на конъюнктуру рынка;

(5) воля, самообладание, трезвый расчет.