Веберовская методология социального познания.
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МАКСА ВЕБЕРА.
Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» [10](1912).
Цель работы : «разработка общей теории религии на основании анализа первичных и самых простых религиозных институтов». Исходный материал для Дюркгейма – австралийский тотемизм, религия австралийских аборигенов». Именно исследование самых простых форм религиозной жизни может позволить сделать выводы, справедливые и при анализе сложных религиозных форм, и создать структурную теорию генезиса религии, которая возникает из самой природы первобытного общества.
Главный вопрос, на который пытается ответить Дюркгейм, состоит в следующем : если религия порождена ошибкой или является формой галлюцинации, почему она столь универсальна и постоянна ? « В действительности основной постулат социологии состоит в том, что созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане: иначе он не смог бы существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы в вещах сопротивление, которое не смог бы преодолеть».
Ответ на этот вопрос должен исходить из того обстоятельства, что религия – это социальный факт. Это выражается в том, что :
(1) она передается от поколения к поколению;
(2) в «закрытых обществах» их члены придерживаются одних и тех же верований;
(3) религиозные нормы и ценности носят обязательный характер.
Важнейшие социальные функции религии – создание сплоченного общества и формирование социальных идеалов. Поэтому
Религия – это способ, посредством которого общество рассматривает себя как нечто большее, чем совокупность индивидов, и с помощью которого оно поддерживает внутреннюю солидарность и сплоченность.
Возникнув однажды из коллективного действия, религия приобретает определенную степень самостоятельности. Все реальное теперь делится на два мира : (1) священное; (2) мирское, профанное.
Религия – все, что принадлежит к классу священного. Точнее : религия – унифицированная система верований и практик, относящихся к священному. Но именно само общество является предметом поклонения, получающим идеальное воплощение. В итоге
РЕЛИГИЯ – ЭТО СИСТЕМА ИДЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ИНДИВИДЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ ОБЩЕСТВО, К КОТОРОМУ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ.
Или, как писал сам Эмиль Дюркгейм,
«Бог клана, тотемический принцип, есть не что иное, как сам клан, персонифицированный и представленный воображению под формой животного или растения, т.е. тотема».
Вопросы :
1. Веберовская методология социального познания.
2. Веберовская теория капитализма.
3.Веберовская социология власти.
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, социолог, юрист, историк и философ, внесший фундаментальный вклад в каждую из этих дисциплин. Поэтому энциклопедист Вебер – это уникальное явление даже в социогуманитарных науках. Его эрудицию не с кем сравнить, а влияние на современное обществознание трудно переоценить : неслучайно иногда его называют «буржуазным Марксом». Вебер – классический тип кабинетного ученого, исследователя и преподавателя, который прерывал свои напряженные занятия только два раза – в связи с болезнью (вызванной перенапряжением физических и духовных сил) и в связи с первой мировой войной[11].
Работы Вебера относятся к следующим основным направлениям :
(1) методологические исследования – принципы познания социальных наук, объект, предмет и метод социологии;
(2) историко-экономические исследования – история античного сельского хозяйства, общая история экономики, …
(3) теория генезиса и функционирования капитализма – изложенная по большей части в его шедевре – работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905);
(4) главная работа Вебера – трактат по общей социологии «Хозяйство и общество», опубликованный после смерти автора.
Начнем с веберовской методологии познания социальных явлений.
В первой лекции мы уже отмечали, что Вебер был основателем «субъективистского» подхода к предмету социологии. Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных терминов - «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. В научном отношении эти понятия малопродуктивны, поскольку у них нет «объективных референтов».
«Субъективизм» М. Вебера был сознательно направлен против К.Маркса и Э.Дюркгейма. Недаром Вебера до сих пор называют «буржуазным Марксом». По Веберу, подлинным субъектом исторического процесса являются не классы и не нации, а отдельные индивиды.
Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Но, в отличие от психологии, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.
Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивыповедения человека, стоящие за его поступками. «Действием следует называть человеческое поведение (безразлично, деяние или недеяние), если и поскольку действующий связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но “социальным действием” следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» (М.Вебер).
Þ Ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов социального действия : таковыми могут быть только отдельные индивиды.
Þ Из подобного подхода к предмету социологии (направленному на изучение мотивов человеческого поведения) и к понятию социального действия вытекает следующая классификация основных типов социального действия. Эти типы различаются по степени рациональности,т.е. по степени осознанности, обдуманности своих поступков. Вебер выделял 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Самое рациональное – целерациональное действие, самое иррациональное, нерациональное – действие аффективное.
(1) Целерациональноесоциальное действие – когда действующий, «актор», прекрасно осознает свои цели, «знает, что он хочет» и выбирает такие средства достижения поставленных целей, которые ведут к ним кратчайшим образом, которые наиболее «эффективны». Пример целерационального действия - поведение капитана корабля, биржевого спекулянта, инженера, продавца в магазине, который пытается «всучить» клиенту лежалый товар, и т.д.
(2) Ценностнорациональное социальное действие – когда «актор» ведет себя в соответствии с определенными этическими или эстетическими ценностями, совершает «красивый» поступок. Например, отстаивает свое мужское достоинство в драке (на дуэли), подает нищему милостыню, сражается за Родину и т.д.
(3) Традиционноесоциальное действие – когда актор ведет себя в соответствии с определенной культурной – классовой, национальной, семейной – традицией. Он совершает определенный поступок – скажем, женится на девушке из определенного круга (хотя видел ее только один раз до свадьбы) – потому, что «все в нашей семье так делали», «так в нашем ауле заведено» и т.д.
(4) Аффективноесоциальное действие – когда поступок совершается «в состоянии аффекта», т.е. когда актор «не ведает, что творит». Скажем, многие подростки сначала совершают преступления, а затем, уже в отделении милиции, задаются вопросом : «Ну зачем я это сделал !?»
Необходимо отметить, что типы (1) – (4) – это идеальные типы.В чистом виде они чаще всего встречаются только в абстракции, на страницах художественных произведений или газетных передовиц. Реальное социальное действие содержит, как правило, несколько типов одновременно; при этом, конечно, какой-то один тип доминирует, является преобладающим.
*[Эти доводы были обобщены Вебером в понятиях «исторического» и «социологического» идеальных типов[12]. Последние, по Веберу, сильно напоминают кантовские априорные категории и не столько отражают находящуюся вне человека социальную реальность, сколько являются конструктами, инструментами познания, средствами упорядочения фактического материала. Поэтому такое понятие теоретической социологии как «феодализм» , «церковь», «хозяйство» и т.д. не следует понимать слишком буквально. «Феодализм» как идеальный тип просто сконструирован историками для того , чтобы изучать различные общества. Берется, скажем, французское феодальное общество раннего средневековья, из него мысленно извлекаются основные черты, и создается идеальная модель феодализма вообще. Эта модель с самого начала и не претендует на то, чтобы отражать существенные черты любого феодального общества. Она просто служит для сравнения реальных обществ с идеальным типом феодализма вообще, для выявления отклонений реальных обществ от идеального типа].
С веберовской классификацией связано такое важное понятие веберовской социологии как «рационализация» - процесс возрастания упорядоченности, разумности, «просчитанности» явлений общественной жизни. Вебер считал, что рационализация – это одна из доминирующих тенденций всемирно-исторического процесса. Она сначала возникла в Западной Европе, но потом начала медленно и с большими трудностями, но неуклонно расползаться по территории земного шара.
Очень может быть, что рационализация возникла в данное время и в данном регионе совершенно случайно. Но, раз возникнув, она начинает неумолимо завоевывать себе все новые и новые территории. В Западной Европе рационализация оказалась результатом соединения в культуре ряда традиций :
- новоевропейской науки XV - XVII в.;
- рационального римского права;
- рационального способа ведения хозяйства, бухгалтерской отчетности и т.д.[13]
Фактором, позволившим синтезировать эти культурные традиции, оказался протестантизм. И здесь мы подходим к другому важному элементу творчества Вебера – к его теории капитализма.