Формы истины.
Понятие истины, ее характерные черты и свойства.
Учение об истине.
Проблема истины является одной из центральных в гносеологии, понятие истины находится в одном ряду с категориями добро.
Истина – цель человеческого познания, это абсолютная познавательная ценность («Платон мне друг, но истина дороже»)
Что есть истина? Истина – знание, соответствующее своему предмету, это правильное, адекватное отражение действительности познающим субъектом - это классическое определение истины, еще со времен древних греков (Аристотеля). Такое понимание истины разделяли многие философы. Этого понимания придерживаются материалисты и идеалисты, поэтому это определение истины очень солидно по своему представительству.
Характерные черты истины: наличие двух сторон: субъективной и объективной.
Объективная сторона означает, что содержание истинных знаний объективно, т.е. не зависит от человека, а определяется особенностями самих предметов и явлений.
Субъективная сторона – истина относится не к реальному миру (физическому), а к миру субъективному, она находится в человеке, его сознании, т.е. качеством истинности обладают не предметы и явления действительности, а наши знания о них.
Пример: всемирное тяготение не может быть истинным или ложным, но закон всемирного тяготения может быть истинным.
Т.о. истина не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.
Свойства истины: 1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека (понятие «объективная истина»). Игнорирование этого свойства приводит к полному произволу, субъективизму, когда истинным может объявляться все, что угодно.
2) конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.
Пример: вода кипит при 1000С, но при одной атмосфере, сумма углов =1800, только в евклидовой геометрии (в геометрии Лобачевского это не истинно)
Т.о. нет истин, пригодных на все случаи жизни. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» Гегель.
Истина – процесс получения знания. Для характеристики этого процесса используются категории абсолютного (устойчивое, неизменное явление) и относительного (неустойчивое, изменяющееся явление)è 2 формы истины: абсолютная и относительная.
Абсолютная истина - знание, тождественное своему предмету, это полное исчерпывающее знание о предмете.
Разновидности: 1) абсолютная истина – окончательное знание определенных сторон действительности, которое уже не может быть опровергнуто в дальнейшем, но не редко такое утверждение выступает в виде банальных утверждений, простых элементарных истин («вечные истины»). Пример: 2+2=4, люди смертны.
2) истины факта, в которых констатируется какой-то факт или явление.
Пример: ВОВ закончилась в 1945г, Москва – столица России.
3) полное исчерпывающее знание о действительности в целом. В этом смысле абсолютная истина выступает как гносеологический идеал, к которому стремиться познание человека, но которого она никогда не сможет достигнуть.
4) каждая наука стремиться к максимальному знанию своего предмета à к абсолютной истине.
Относительная истина – неполное знание о предмете, приблизительное знание; значение верное в основном.
Выражает незавершенность знания, его изменчивость, его уточнение, углубление по мере развития.
При этом относительные истины либо окончательно утверждаются и становятся абсолютно банальными, либо опровергаются и становятся заблуждениями.
Все научные знания в основном состоят из относительных истин.
Соотношение абсолютных и относительных истин.
Они не разделены, это не отдельное знание, а одно знание, различающееся лишь по степени точности и полноты.
Их диалектическую связь можно выразить в двух моментах:
в каждой относительной истине есть зерна истины абсолютной
абсолютная истина сама складывается из тех зерен абсолютного знания, которые есть в любой относительной истине.
Непонимание этой диалектики приводит к крайностям.
1) догматизм (dogma - мнение) – преувеличение значения устойчивости в познании, преувеличение значения абсолютной истины: для догматика истина существует всегда в форме абсолютной (как вечная на все времена).
Пример: культовое отношение к предмету.
В науке нет догматизма (Истина дочь времени, а не авторитета» Бекон), он характерен для религии.
2) релятивизм (relativus – относительность) – преувеличение момента изменчивости в познании, преувеличение момента относительной истины.
Релятивисты считали, что если знание непрерывно изменяется, то в них нет ничего абсолютного. Но когда релятивист утверждает, что все относительно, он возводит этот принцип в абсолют – противоречие.
Догматизм и релятивизм при всей их противоположности дополняют друг друга, они сходятся в одном – отрицании конкретности истины.
Так сколько же истин? Одна – объективная. Абсолютная и относительная – лишь ее формы, в которых она существует.