Гносеология – ученье о познании.
Проблема познаваемости мира ( "Метафизика" Аристотеля).
"Все люди от природы стремятся к знаниям".
Возможности и значение гносеологии нашли отображение в ее основном вопросе:
- Онтологическая сторона: Что первично?
- Гносеологическая сторона: Познаваем ли мир?
Философия не даёт однозначного ответа на гносеологическую сторону вопроса.
Сложилось три гносеологических направления:
- Гносеологический оптимизм: Мир познаваем, как в явлениях, так и в сущностях. Хотя конечно разница в философских позициях весьма существенна.
Сюда относится значительное большинство философов: Платон, Аристотель, Августин Кузанский, Спиноза, Беркли, Гегель и т.д.
- Агностицизм: "отрицание познания". Философское направление, отрицающее возможность познания сущности вещей и явлений. Они отрицают полную или частичную возможность познания мира.
Д. Юм, И. Кант утверждали, что познаваем лишь мир явлений, а "вещи в себе" и сущности непознаваемы.
- Скептицизм: "scepticious - сомнение". Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления и познания.
Скептицизм:
- Сомневается в возможности познания мира. Свои сомнения обуславливает тем, что всякое познание субъективно, зависит от того, как мы смотрим на вещи, поэтому мы достигаем не достоверного, а лишь правдоподобного знания. Оно отрицает возможность достижения истинного знания, т.к. нет надежного критерия истины. Пример: Мед, сладок для здорового человека, а для больного он горек. За это сомнение скептицизм получил название паралич истинности.
Скептицизм играл двойственную роль:
- с одной стороны он преодолевал дормотизм (окостенение)
- но с другой стороны скептицизм в конечном итоге ведет к агностицизму. (Пиррон, Абеляр, Мишель Монтене, Б. Паскаль)
Познание, как определенный вид человеческой деятельности, является результатом взаимодействия двух моментов: объективного и субъективного.
Объект познания – то, что познается. В широком смысле это весь окружающий мир (природа, общество, человек). Но когда какое-либо явление вовлекается в орбиту познавательных интересов человека (делается для него значимым), то оно становится предметом познания
Пример: человек является объектом изучения многих наук (биологии, социологии, медицины), но у каждого из них есть свой ракурс (предмет изучения).
Но что значит: стать предметом познания? Это значит, что по отношению к предмету применяются такие познавательные процедуры, как объяснение и понимание.
Объяснение – раскрытие связей между исследуемым предметом и уже известным фактом. Объяснить – значит подвести исследуемый предмет под известные законы и теории.
Понимание – постижение смысла познания.
Связь между понятиями: чтобы понять какое-либо явление, его надо сначала объяснить, но объяснить можно
только то, что понятно, т.е. это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга процесса.
Субъект познания – тот, кто познает.
В узком смысле слова это отдельный человек. В широком смысле – общество в целом. К субъективному фактору познания относятся познавательные способности человека. Они сформировались в ходе эволюции человека, обеспечили способность его выживания, поэтому они соответствуют реальности.