Гносеология – ученье о познании.

 

Проблема познаваемости мира ( "Метафизика" Аристотеля).

"Все люди от природы стремятся к знаниям".

 

Возможности и значение гносеологии нашли отображение в ее основном вопросе:

- Онтологическая сторона: Что первично?

- Гносеологическая сторона: Познаваем ли мир?

 

Философия не даёт однозначного ответа на гносеологическую сторону вопроса.

Сложилось три гносеологических направления:

- Гносеологический оптимизм: Мир познаваем, как в явлениях, так и в сущностях. Хотя конечно разница в философских позициях весьма существенна.

Сюда относится значительное большинство философов: Платон, Аристотель, Августин Кузанский, Спиноза, Беркли, Гегель и т.д.

- Агностицизм: "отрицание познания". Философское направление, отрицающее возможность познания сущности вещей и явлений. Они отрицают полную или частичную возможность познания мира.

Д. Юм, И. Кант утверждали, что познаваем лишь мир явлений, а "вещи в себе" и сущности непознаваемы.

- Скептицизм: "scepticious - сомнение". Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления и познания.

Скептицизм:

- Сомневается в возможности познания мира. Свои сомнения обуславливает тем, что всякое познание субъективно, зависит от того, как мы смотрим на вещи, поэтому мы достигаем не достоверного, а лишь правдоподобного знания. Оно отрицает возможность достижения истинного знания, т.к. нет надежного критерия истины. Пример: Мед, сладок для здорового человека, а для больного он горек. За это сомнение скептицизм получил название паралич истинности.

Скептицизм играл двойственную роль:

- с одной стороны он преодолевал дормотизм (окостенение)

- но с другой стороны скептицизм в конечном итоге ведет к агностицизму. (Пиррон, Абеляр, Мишель Монтене, Б. Паскаль)

 

Познание, как определенный вид человеческой деятельности, является результатом взаимодействия двух моментов: объективного и субъективного.

Объект познания – то, что познается. В широком смысле это весь окружающий мир (природа, общество, человек). Но когда какое-либо явление вовлекается в орбиту познавательных интересов человека (делается для него значимым), то оно становится предметом познания

Пример: человек является объектом изучения многих наук (биологии, социологии, медицины), но у каждого из них есть свой ракурс (предмет изучения).

 

Но что значит: стать предметом познания? Это значит, что по отношению к предмету применяются такие познавательные процедуры, как объяснение и понимание.

 

Объяснение – раскрытие связей между исследуемым предметом и уже известным фактом. Объяснить – значит подвести исследуемый предмет под известные законы и теории.

Понимание – постижение смысла познания.

Связь между понятиями: чтобы понять какое-либо явление, его надо сначала объяснить, но объяснить можно

только то, что понятно, т.е. это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга процесса.

 

Субъект познания – тот, кто познает.

В узком смысле слова это отдельный человек. В широком смысле – общество в целом. К субъективному фактору познания относятся познавательные способности человека. Они сформировались в ходе эволюции человека, обеспечили способность его выживания, поэтому они соответствуют реальности.