Соотношение причины и следствия.

Категории диалектики.

 

- Причина и следствие. Все в мире является взаимосвязанным и эта всеобщая взаимосвязь является исходной предпосылкой для формулирования принципа причинности или детерминизма, который еще древние считали главным законом мироздания.

Принцип причинности: "Ни одна вещь не возникает беспричинно" (Демокрит). Любые явления общества, природы, психики причинно-обусловлены, т.е. возникают, развиваются и исчезают в результате определенных причин. На этом принципе держится философский материализм и наука. Отказ от него – отказ от рационального объяснения мира.

Предполагается, что одно из явлений – причина, в другое – следствие.

Причина – это явление, которое изменяет или порождает другое явление (следствие).

Следствие – это изменение, произведенное одним телом над другим, или результат действия причин.

- Они не существуют отдельно друг от друга. Они тесно взаимодействуют. Мы говорим о причине, предполагая какое-то следствие. И наоборот.

- Эти понятия не абсолютны, а относительны – о них можно говорить в данном контексте.

Основные признаки причинной связи:

- Временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию во времени. Этот признак необходим, но недостаточен.

- Генетический характер причин. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни.

В истории философской науки существуют 2 категории:

- Механический детерминизм

- Индетерминизм

Механистический детерминизм преобладал в 18-19 вв. и являлся следствием механистического материализма в целом. Между причиной и следствием существует строго однозначное соответствие. Одна и та же причина всегда вызывает одно и тоже следствие. Это жесткий детерминизм, выраженный простой схемой: 1П→1С. Его разделяли Галилей, Гоббс, Декарт, Спиноза.

Индетерминизм – это отрицание причинности. Никаких причинно-следственных отношений нет, а представление о причинности – это привычка, т.е. свойство сознания людей. Кант: «Причинность – умственная конструкция», Росси.

Эти крайние позиции неверны. Развитие науки и познания привело к пониманию причинности, как к комплексу различных факторов.

Понятие "Неявной причины":

- Действительная причина. Такой генетический фактор, который определяет качественно-своебразное следствие (гибель человека в автокатастрофе).

- Условие – внешний или внутренний фактор, способствующий причине, приведенной в действующее состояние. Условие не порождает следствие, а лишь обеспечивает действие причин.

- Повод – внешний или внутренний фактор, который определяет лишь момент, время возникновения следствия. Это последняя капля, часовой механизм, приводящий в действие всю причинно-следственную цепочку. Повод обычно относится к человеческой деятельности, существует в обществе. В природе поводов нет. Таким образом, очень важно в причинном анализе идей учитывать комплекс всех причинных факторов.

 

Необходимость и случайность. Проблема причинности очень тесно связана с проблемой необходимости.

Необходимость выступает как один из элементов причинно - следственной связи. Такая тесная связь нередко приводила к тому, что они отождествлялись.

Фаталистический детерминизм. Одна из разновидностей фатализма как мировоззрения.

Основные черты:

- Абсолютизирует необходимость, которая отождествляется с причинностью (поскольку все в мире имеет причину, то все в мире имеет и необходимость).

- Отрицает объективное существование случайности (поскольку в мире все необходимо, то случайностей нет)

Случайность объявлялась субъективным понятием в порождении человеческого сознания (случайным люди называли то, причину чего не знают, случайность прикрытие человеческого недомыслия)

Фатализм свойственен древним грекам: Демокрит.

Особенное развитие фаталистический детерминизм получил в новое время, в связи с господством механического материализма: Гоббс, Спиноза, французские материалисты - Гольбах (разработал систему фатализма).

Суть: фатальность - вечный незыблемый установленный в природе порядок. Поскольку все подчинено фатальности, то каждый казалось бы случайный факт приобретал историческую значимость.

Индетерминизм. Абсолютизировал случайность: поскольку все вещи случайны, поскольку они могли быть или не быть.

Отрицал объективное существование необходимости: нет никакой необходимости в природе и обществе. Необходимость всего лишь субъективное понятие, а именно форма рассудочной идеи, которая привносится в природу человеком.

И детерминизм и индетерминизм это две крайности абсолютизирующие что - то одно и отрицая другое.

Диалектика. Признает объективное существование необходимости и случайности.

Необходимость - постоянная ничего не нарушающая связь причин и их следствий (если есть причина и выполнимы все условия, то следствие наступит с необходимостью). В этом смысле мы говорим, что необходимость неумолима, необратима, жестока. В широком смысле необходимость выражает устойчивые неизменные отношения то, что обязательно должно произойти при соответствующих условиях, именно так, а не иначе.

В этом смысле категория необходимость сходна с категорией закона. С одной стороны одной из черт закономерной связи является необходимость, а с другой необходимость чаще выступает в форме закона.

Случайность - выражает подвижное, меняющееся в действительности. Случайность это то, что может быть или не быть, тем или иным.

Возникновение случайности: В результате вариации условий (чем больше требуется условий для реализации причины, тем больше поле для случайности)

Случайность возникает в результате пересечения двух независимых причинных цепей или линий существования объекта (пример: если два человека встречаются в каком - либо месте не договариваясь заранее о встрече).

Диалектика соотношения необходимости и случайности. Необходимость и случайность очень тесно взаимосвязаны и не существуют порознь. Любое явление необходимо и случайно, только соотношение необходимости и случайности в явлениях разное.

Пример: смерть человека, гибель урожая.

С точки зрения диалектики необходимость и случайность идут рука об руку.

Природа: в ней господствует необходимость, проявление - все законы природы, но и в природе есть отклонения называемые случайными. Пример: движение Земли вокруг солнца или своей оси.

В биологическом мире преобладают необходимости, поскольку поведение животных детерминировано инстинктами.

Общество: преобладает случайность, так как действуют люди наделенные свободой воли. Случайностей в обществе гораздо больше и их роль гораздо значительнее.