Движение как свойство материи.

Структурность как всеобщее свойство материи.

Основные свойства (атрибуты материи).

Материя как субстанция существует в единстве своих неотъемлемых свойств (атрибутов):

- структурность (системность)

- движение

- пространство и время

- отражение

 

 

В материальном мире наблюдаются как строгая организованность, так и хаотические процессы, причем одно может переходить в другое. Но все-таки в мире организованность преобладает над хаосом. В этом случае мы приходим к такому понятию материи как структурность.

Структурность - внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия.

Структурность выражается в:

- существовании различных физических видов материи

- существовании различных уровней организации материи

- существовании различных форм движения материи

Материя включает в себя два структурных вида: вещество и поле.

Вещество – физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу. Самая главная структурная единица вещества – элементарная частица (известно больше 200).

Поле – физический вид материи, состоящий из частиц, не имеющих массы покоя.

Вещество и поле – противоположные виды материи, но их противоположность относительная. Вещество может переходить в поле (пример: горение вещества) и наоборот. (пример: поглощение света растениями).

Уровни материи:

- неорганическая материя:

- микромир (мир элементарных частиц)

- макромир (10-8-1023см) уровень от размеров атомов, до размеров нашей галактики

- космос (больше 1010 световых лет).

- живая природа:

- молекулярный уровень (доклеточный)

- клеточный уровень

- многоклеточный уровень – организмы (растения и животные)

- популяционный уровень – особи, сообщества одного вида

- биоценоз – совокупность нескольких популяций (пример: лес, водоем)

- биосферный уровень – взаимодействие биоценозов между собой

- социальная материя:

- индивид – единица социума

- семья

- производственный коллектив

- социальный слой

- нация

- государство

- общество в целом

Т.о. очевидна структурная бесконечность материи как количественная (множество материальных систем), так и качественная (разнообразие).

 

В обыденном языке движение чаще всего понимается как простое механическое перемещение. Однако такое понимание хотя и правильное, но недостаточное. Зададим понятие движения в философском смысле слова.

Движениеэто не только механические перемещения тел в пространстве, но и любые изменения состояния объектов.

Важнейшие свойства движения:

- Абсолютность, т.е. всеобщность (движение присуще всем без исключения материальным предметам)

- Относительность. Означает, что любое конкретное движение всегда конечно, т.е. стремится к покою. Если бы каждое конкретное движение не было конечным, то можно было бы создать вечный двигатель. Прекращаясь, локальное движение не исчезает бесследно, а переходит в другую форму. Это свойство выражает закон сохранения и превращения энергии.

Основные формы движения материи:

- механистическая форма (перемещение). Самая простая и универсальная.

- физическая форма (теплота, свет, магнетизм и др.)

- химическая - взаимодействие атомов и молекул

- биологическая

- социальная

Эти формы движения представляют собой определенную иерархию: от простейших форм к более сложным.

Две важнейшие особенности иерархии:

- существует генетическая связь между этими формами движения – каждая высшая форма порождается белее простой и сохраняет ее в себе.

- каждая высшая форма движения обладает качественным своеобразием – это значит, что в каждой высшей форме движения существуют свои специфические законы, которых не было в низших формах. Пример: на биологическом уровне появляются специфические законы: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость и т.д.

Одними физико-химическими процессами эти явления не объяснимы.

Отсюда: нельзя понять сущность высшей формы движения, изучая только составляющие ее простейшие формы, т.к. высшее к низшему не сводимо.

Это ошибочное сведение высшей формы к закономерностям более низкой, отрицание качественного своеобразия – редукционизм.

Пример:

- механизм 17-18 веков, когда биологию животных и человека объясняли чисто механически (Гоббс, Декарт)

- социал-дарвинизм 19 века, объяснявший жизнь исключительно законами биологии (борьба за существование и естественный отбор).