Понятие о материи. Развитие представлений о материи в философии.

Проблема субстанции.

Бытие многообразно, но возникает вопрос: имеется ли у этого многообразия некая единая основа, которая объединила бы различные вещи и процессы?

Философия утвердительно ответила на этот вопрос: "Да такая единая основа есть", и для ее обозначения в философии была выработана категория субстанции.

 

Субстанция (substantia)- первооснова, первоначало основания бытия.

 

По вопросам субстанции в философии возникли два противоположных подхода:

 

Монизм (monos – один, единственный) – это философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало, одну субстанцию.

Весь мир образуется из одной субстанции. Что может служить в качестве этой субстанции?

По подходу к этой проблеме монизм делится на:

материалистический объясняет единство всего сущего одной материальной субстанцией. (Фалес (вода), Гераклит, Спиноза, Фейербах).

идеалистический – единство всего сущего объясняется одним духовным (идеальным) началом. (Гегель).

 

Плюрализм (phuralis- множество, множественный)- это философское учение, признающее несколько и даже множество субстанций. Из их совокупности возникает все многообразие мира.

Плюрализм также делится на два направления:

Материалистический. В основе мира признает несколько материальных начал (пример: представления древних философов о четырех материальных началах: земля, огонь, воздух, вода)

Идеалистический. Признает множество духовных субстанций (пример: монады у Лейбница)

 

Разновидность плюрализма - дуализм (duo- два)- философское учение признающее два равноправных начала (материальное и духовное) Пример: Декарт.

В истории философии доминировал монизм в его материалистическом варианте.

 

Материя – одна из фундаментальных философских категорий. Впервые встречается у Платона.

material- вещество, mater – мать.

 

Материя – философская категория, обозначающая телесную, протяженную субстанцию.

В различных философских направлениях было различное отношение к материи:

  1. Объективный идеализм признает существование материи как некого телесного начала, но понимает ее как нечто вторичное, второстепенное по отношению к духовному.
  2. Субъективный идеализм рассматривает материю как комплекс человеческих ощущений, как производное субъективного духа.
  3. Материализм. Отношение к материи прямо противоположно. Материализм рассматривает материю как единственную субстанцию, а все духовное - лишь как производное от материи.

 

Представления о материи в материализме менялись на протяжении истории. Этапы развития:

Начальный. Доминируют наглядно-чувственные представления о материи. Древние философы первооснову всего видели в конкретном природном состоянии или свойстве: Фалес – вода, Демокрит – бескачественный атом.

Вещественно - субстанциональное представление о материи. Этот период характерен для философов-ученых 17-19 веков. Атомистическая гипотеза получила развитие. Материя осуществлялась с веществом. единица вещества – атом. Атому предписывали определенные свойства: неделимость, протяженность, непроницаемость, постоянство масс – чисто механические свойства. Пример: Ньютон, Ломоносов, Декарт и другие.

 

Философское представление о материи. Этот этап связан с научными открытиями в физике, которые были сделаны в конце 19 – начале 20 веков. Эти открытия изменили прежние представления о материи: открытие электрона в составе атома; открытие поля, как другого состояния материи. Эти научные открытия показали, что атом – не мельчайшая структурная единица материи, а вещество не единственный ее вид. Возникший в связи с этим кризис в понимании материи потребовал нового определения материи. Его дал один русский философ, политический деятель - В.И. Ленин (1909)

 

Философское определение материи (по Ленину): материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Данное определение является философским, а не физическим, поскольку в нем материя определяется не через перечисление физических видов и свойств, а через соотношение ее с сознанием.