Наука логики.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

(1770 – 1831)

 

Немецкий философ, родился в Штутгарте в семье чиновника, закончил Тюбенгенский теологический университет. Кандидат теологии и магистр философии, работал домашним учителем.

В жизни и творчестве Гегеля можно выделить 3 этапа:

 

1. Йенский период (1801-1816) – работает в Университете и читает лекции, он продумывает свою философскую систему;

2. Нюрнбергский период (1808-1816) – работает директором местной гимназии. Он написал и опубликовал свои главные философские идеи, которые снискали ему славу. В результате чего его пригласили в Берлинский Университет;

3. Берлинский период (1818-1831) – здесь он работает в Университете на кафедре философии. Здесь он скончался в апогее славы. На базе его. философии появилась школа называемая Гегельянство. Представители: Фейербах, Маркс, Энгельс.

 

Сочинения Гегеля: "Наука логики" (1817 – 1831), где представлена его философская система.

 

Философия Гегеля:

Философию Гегеля за её законченность, целостность и грандиозность можно по праву считать вершиной идеализма. Сам Гегель называл свою систему "абсолютным идеализмом", но её называли "объективный идеализм".

 

Основа философии Гегеля:

В основе построения системы Гегеля лежит им же и открытый принцип триады.

 

Триада состоит из 3-х элементов:

1. Тезис – утверждение.

2. Антитезис – отрицание утверждения.

3. Синтез – отрицание самого отрицания.

В соответствии с этим принципом система Гегеля включает в себя три раздела:

1. Наука логики.

2. Философия природы

3. Философия духа.

 

Исходное понятие гегелевской философии - абсолютная идея - некое духовное начало, субстанция мира, первооснова и сущность всех вещей, разум.

Все многообразные явления действительности – это различные формы проявления абсолютной идеи. По Гегелю существую безначальные тождества бытия и абсолют – фундаментальные положения философии. Формулой этого тождества может служить знаменитое высказывание Гегеля: "Всё действительное разумно, всё разумное действительно". Смысл: разум воплощается в различных формах действительности, а действительность – это проявление разума. Это тавтология – логический круг.

Абсолютная идея содержит в себе явления (духовные, социальные) как бы в свёрнутом виде – потенциально. По мере развития абсолюта они из потенциальных становятся актуальными. Первой формой существования и раскрытия идеи является логика, т. е. Система связанных и переходящих друг в друга понятии. Логика - царство мыслей.

 

Это превЭто превосходствоо логики над остальными формами бытия можно охарактеризовать, как панлогизм – философский принцип, по которому действительность есть лишь выражения логики.

Характерная черта философии Гегеля в логической форме бытия идеи у Гегеля соответствует определённая наука – "Наука логики". Её содержание составляют философские категории и понятия. Гегель показывает их своеобразную текучесть, т. е. непрерывное движение, изменение, переход друг в друга. Он раскрывает диалектику понятий.

В этой части Гегель разрабатывает свою знаменитую диалектическую логику, но в своей логике Гегель выступает не только, как диалектик, и, как и объективный идеалист. Он отстаивает первенство понятий по отношению к вещам, что нематериальные вещи и понятия первичны и вещи есть лишь воплощение понятии.