Эммануил Кант (1724 – 1804).

 

Немецкий философ. Родился в Кенигсберге в семье ремесленника. Закончил теологический факультет Кенигсбергского Университета. Но пастором не стал, а проявил интерес к философии и стал профессором в университете. Читал лекции по курсам физики, метафизики, географии, логики и др. Когда Кенигсберг перешёл к России (сер. 18 века), Кант присягнул Елизавете, а в 1794 был избран в члены Петербуржской Академии наук. Из Кенигсберга Кант никогда никуда не уезжал.

Особенности личности: очень педантичен. У него были сильно развиты знаменитые немецкие добродетели: честность, прилежание, любовь к порядку. Всех поражал его монотонно – однообразный, до мелочей продуманный распорядок дня. Лишь два раза он его нарушил: первый – когда зачитался сочинением Руссо, второй – когда взяли Бастилию. Знаменитой стала его прогулка: ровно в 19 часов в любую погоду по одному и тому же маршруту – философской тропе.

 

Сочинения: "Критика чистого разума" – где он изложил своё учение о познании.

 

Философия: в философии Канта выделяют три периода:

 

Докритический период – до написания трилогии "Критики".

В этот период Канта интересуют проблемы бытия и природы. В своих трудах Кант выступил как крупный учёный (астроном, физик, географ). Самое значительное сочинение этого периода – "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой Кант изложил гипотезу о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности и развитии её до законов Ньютона. Гипотеза была скорректирована Лапласом и стала называться теорией Канта - Лапласа. Кант в этот период – учёный-материалист, хотя и не отрицает Бога.

 

Критический период – он связан с написанием "Критик". В этот же период Кант оставил задачу провести критический анализ познавательных способностей человека (прежде чем познать, надо исследовать сам инструмент познания).

Кант ставит первый главный вопрос философии: "Что я могу знать? Что я способен знать и где границы моего разума?". Вопрос направлен не на объект, ан на субъект познания. Для ответа на этот вопрос Кант хочет провести критический анализ теории мышления человека, он хочет найти границы мышления.

Самой постановкой вопроса Кант совершил переворот в гносеологии: если все знаменитые философы до Канта делали акцент на анализе объекта познания, а субъективное начало рассматривали как помеху, то Кант делает объектом изучения самого познающего субъекта. Подобно Копернику, Кант поменял местами объект и субъект познания. За это Кант называл себя Коперником в философии.

 

Гносеология Канта:

 

Познавательные способности человека:

Чувственность – способность к ощущению.

Рассудок – способность к понятиям и рассуждениям.

Разум – способность к умозаключениям, приводящая к понятиям и идеям.

 

Содержанием чувственного познания является тот разнообразный материал, который дают человеку его ощущения. Но к нему же относится и то, то человек даёт от самого себя. В чувственности человека существуют некие врождённые формы, в которые укладывается это содержание. Эти формы сообщают хаотичному содержанию некоторую упорядоченность и единство. Это формы чувственного познания Кант назвал априорными.

Априорный – независимый от опыта, предшествующий ему.

Чистыми априорными формами Кант считал пространство и время. Благодаря этим формам человек обрабатывает полученное чувственное познание в пространстве и времени. Т.о. пространство и время – не формы бытия предметов, а чувственного восприятия человека (т.е. они субъективны).

 

Рассудок – вторая ступень познания. Он также обладает врождёнными априорными формами – это категории, чистые понятия, заложенные в сознание человека (единственность, причинность и т.д.)

По Канту не категории отражают явления природы, а наоборот – явления подгоняются под уже существующие категории. Отсюда знаменитое изречение: "Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает ей свои".

Априорные формы чувственности и рассудка – это и есть то, что в познании идёт от самого субъекта. Это процесс взаимодействия объекта и человека.

 

Разум – высшая познавательная способность, стремление сознания к научному синтезу, как к идеалу познания.

Разум оперирует идеями: "Всякое человеческое познание начинается с созерцания, переходит к понятиям и заканчивается идеями.

Идеи (по Канту) – это такие понятия, которые из опыта не возникают, и потому они не могут быть не подтверждены, ни опровергнуты. Три великие из них:

Психологическая – о душе.

Космологическая – о мире, о вселенной.

Теологическая – о Боге.

Кант доказывает их рациональную несостоятельность.

Пример: Психологическая идея – с точки зрения Канта опыт не даёт никаких подтверждений о существовании некой нематериальной и бессмертной субстанции.

Космологическую идею Кант опровергает приводя тезис и антитезис:

- Мир бесконечен в пространстве и времени.

- Мир имеет начало во времени и конечен в пространстве.

А в науке может быть только одна истина.

Теологическая: Кант опровергает все известные доказательства существования Бога, так как находит в них существенные логические ошибки. Доказательство выводится из понятия Бога, а надо исходить из знаний, но знать Бога нельзя – значит в него можно только верить.

Таким образом Кант показал рациональную несостоятельность трёх великих идей разума. Бог, душа и мир - предметы не научного познания, а веры. Это объекты сверхчувственной реальности (трансцендентные объекты).

 

Агностицизм:

Важной частью гносеологии Канта является его учение о вещах "в себе" и явлениях. По Канту существует независимый от человека мир вещей. Эти вещи воздействуют на органы чувств человека и создают чувственные впечатления, подгоняемые под категории рассудка. Т.о. человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны в его сознании. Вещи сами по себе, независимо от человека, Кант называет "вещами в себе" – это специфический термин, означающий нераскрытую сущность вещи, некий непознаваемый остаток в сознании человека. Подобное разделение мира на познаваемые явления и непознаваемые вещи в себе и есть агностицизм Канта.

Агностицизм (непознаваемый, недоступный познанию) – отрицание возможности достоверного познания вещей и явлений. Это учение Канта можно трактовать и как предупреждение необоснованных претензий науки на всезнание.

На вопрос "Что я могу знать?" Кант ответил: "Всё, кроме вещей в себе и области сверхчувственного".

 

Этика:

 

Изложена в "Критике практического разума".

Кант рассматривает нравственность как ценнейшее достояние человечества. Он говорит: "Две вещи наполняют душу всегда сильным удивлением и благоговением: звёздное небо надо мною и моральный закон во мне".

Созерцание звёздного неба показывает всю ничтожность человека, а моральные законы возвышают человека, как нравственное существо.

Мораль автономна – она ни от чего не зависит, в том числе и от религии. Мораль не нуждается в религии, но часто ведёт к ней, т.к. человеку нравственному необходимо знать о существовании Бога. Без веры в него нет уверенности в нравственном порядке.

Кант ниспроверг Бога (все явления природы можно объяснить и без него), но оставил его в области морали.

Моральные законы, как и мораль, автономны. Моральный закон – это такая же априорная форма в сознании человека.

Кант сформулировал свой категорический императив, как высший закон нравственности: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего закона".

Максима – субъективный принцип поведения (закон – объективный).