Готфрид Лейбниц (1646 – 1716).
Джон Локк (1632 – 1704).
Закончил оксфордский университет, где изучил естественные науки и медицину. Это повлияет на его жизнь, он напишет трактат "О медицинском искусстве" и даже будет работать врачом. Но главное его увлечение - политика. Из-за этого он был вынужден уехать в эмиграцию.
Сочинения:"Опыт о человеческом разуме" – посвящён теории познания (гносеологии).
Философия:
Локк дал основную разработку сенсуалистической теории познания. Дал обстоятельную критику о врождённых идеях центрического пункта всех рационалистов. Опровергает это на огромном фактическом материале, обратившись к детской психологии, психологии диких народов. Пришел к выводу, что все человеческие понятия не врождены, а приобретены из опыта. Локк подтверждал главный признак сенсуализма, им же сформулированный: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".
Человеческое познание начинается с ощущения, а до чувственного соприкосновения с миром в самом начале своей жизни человеческая душа – "tabula rasa" (чистая доска), т.е. все знания приобретаются из опыта.
Опыт у Локка распределяется на 2-а вида:
Внешний (ощущения) - его источником является внешний мир.
Внутренний (reflecsia) - его источником является деятельность человека, его душа, психика.
Внешний мир и рефлексия - основные источники основного познания человека.
Роль же разума - сопоставлять и комбинировать простые идеи, которые дают нам ощущения, в сложные.
Локк разработал теорию первичных и вторичных качеств предметов.
Первичные качества - качества, которые присущи самим вещам (плотность, число, движение, покой), они объективны.
Вторичные качества – они самим предметам не принадлежат (зрение, обоняние, осязание и т.п.), они выражают наше человеческое восприятие предметов, они субъективны (цвет, запах, форма).
Немецкий философ. Закончил юридический факультетЛейпцигского Университета. Работал при дворах коронованных особ юристом и дипломатом. Знал многих учёных и философов своего времени: Ферма, Гюйгенс, Ньютон, Бойль, Спиноза. Трижды встречался с Петром I, который приглашал его в Россию. Он же подал Петру идею о создании Академии. Сам же был создателем Берлинской Академии Наук. Лейбница в России называли немецким Ломоносовым.
Сочинения: "Новые опыты о человеческом разуме" – наиболее крупная и законченная работа, которая была написана в противовес Локку.
Лейбниц – крупнейший учёный своего времени. Ему принадлежат научные достижения в разных областях, особенно в математике и теоретическом естествознании. Был крупнейшим изобретателем своего времени, большое внимание уделял технике (В Парижской Академии Наук представил счётную машину, более совершенную, чем у Паскаля).
Философия Лейбница:
В философии Лейбниц создаёт свою собственную систему объективного идеализма (монадология). Лейбниц отвергает Декартовский дуализм и пантеизм Спинозы, и считает, что число субстанций бесконечно. Любая вещ, любой предмет – это проявление субстанции. Этот взгляд называется плюрализмом – т.е. признание множественности субстанций. Их Лейбниц называет монадами – простыми субстанциями, единицами бытия, обладающими свойствами неделимости, вечности, нематериальности (математическая точка) – это некие духовные сущности - своеобразный аналог Платоновских идей и Демокритовских атомов.
В зависимости от степени развития монады делятся на:
Низкие монады – обладают лишь смутными представлениями, низкой духовностью. Это неорганическая природа, минералы, растения.
Монады – души – они обладают ощущениями и представлениями (животные).
Монады – духи – обладают разумом и познанием (люди – малые боги).
На вершине монад – творческая монада (Бог).
Гносеология Лейбница:
Лейбниц – рационалист – продолжатель учений Декарта и Спинозы. Он невысоко оценивал чувственное познание: с его помощью вещ можно лишь узнать, а познать её можно только с помощью разума.
Его классификация познания такая же, как у Декарта. Лейбниц признавал существование врождённых идей (это некие задатки знаний). Образу чистой доски Лейбниц противопоставляет образ глыбы мрамора, прожилки которой намечают форму будущей статуи.
Лейбниц сформулировал принцип рационализма в познании: "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах, кроме самого разума".
В области этики Лейбниц развил теорию оптимизма. Он доказывал, что наш мир наиболее гармоничен среди всех возможных миров, наилучший и самый совершенный. Для доказательства Лейбниц прибегал к теодицеям, напоминающим теодицеи Августина.