Атомистическое учение.
Демокрит (Смеющийся философ).
"Каждый день он выходил из дома смеясь"
Основа философских воззрений – Атомистическая теория: Бытие не едино, а множественно, оно состоит из бесчисленного количества невидимых мельчайших частиц, движущихся в пустоте. Эти частицы он назвал атомами (атом - невидимый) – плотные, непроницаемые и невоспринимаемые чувствами частицы вещества:
"В мире существуют лишь атомы и пустота"
"Атомы вечны, качественно неизменны и неделимы и отличаются лишь по трём признакам:
- формой
- положением
- порядком
Они находятся в непрерывном движении (трясутся в пустоте)"
"Они парят в пустоте подобно пылинкам в солнечном луче, сталкиваются, отскакивают, либо сцепляются, так возникают вещи"
"Из одних и тех же атомов можно создать разные тела, как из одних и тех же букв – разные слова"
Демокрит – материалист (Атом – материальная точка).
Классический (Гуманистический период):
Это – вершина греческой философии.
1. Сократ
2. Платон
3. Аристотель
Сократ (5 – 4 века до н.э.) – афинский философ, известный по всей Греции своим образом жизни. Был простого происхождения. Любил задавать вопросы, вызывающие неординарную реакцию:
- некоторые говорили о магии его речей, его сравнивали с морским скатом.
- некоторые чувствовали скрытое издевательство.
На 70-м году жизни против Сократа было выдвинуто обвинение – не признаёт богов.
Сократ предстал перед Афинским судом, где вёл себя вызывающе, сказав, что не откажется от своей миссии – искать истину, т.к. этим приносит пользу гражданам (сравнил себя с оводом: "как овод не даёт лошади задремать, так и он своими речами заставляет людей задуматься".)
Этим он занимался вопреки личному счастью.
За такой труд – сказал он – его нужно наградить - присудить ему пожизненное пропитание (привилегия олимпийских чемпионов)
Суд приговорил его к смертной казни.
Учение Сократа:
1. Сократ совершил философскую революцию: все предыдущие философы занимались изучением мира, а Сократ впервые настоял на изучении человеческой души и нравственности. Он первым повернул философию лицом к человеку – главному объекту изучения философии. Его девиз: "Познай себя"
2. Сократ стремился найти определения общих понятий и выявит сущность вещей. Он применял индуктивный метод – изучение отдельных вещей для формирования общих понятий.
3. Вопросно-ответная диалектика Сократа, мастером которой он был. Его продуманные и точно сформулированные вопросы помогали выявить суть вещей.
Сам Сократ сравнивал это с мастерством повитухи: "Она помогает родится ребёнку, а я – истине".
Искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов – маньевтика
Платон (Божественный) (5 – 4 века до н.э.) – знаменитый афинский философ. Оказал большое влияние на мировую культуру.
На 20-м году жизни Платона случилось событие, изменившее его жизнь: случайно он услышал беседу Сократа.
Он забросил всем свои занятия, и в течении 8 лет был учеником Сократа.
Основал академию – эта школа давала начальное образование по философии, математике, астрономии, литературе, законодательству, естественным наукам.
Сохранилось 23 подлинных диалога Платона.
Платон - объектный идеалист.
Объективный идеализм признает, что вне и независимо от человека существует идеальная действительность. Выражением этого объективного идеализма является знаменитое Платоновское "Ученье о бытии".
Платон сделал величайшее открытие – открыл факт существования мира идеального, его невещественную природу. Он утверждал, что у всякого предмета есть своя идея. Причем предмет подвержен любым изменениям, но идея нет. Например: стол можно покрасить, украсить, сделать больше или меньше, разломать, но он останется столом (пусть и сломанным).
Идея - совокупность существенных главных свойств предмета указывающих на его способ существования и назначение. Зная идею предмета, мы знаем все.