Визуальное восприятие

Печатный процесс

В процессе печатания возможно механическое растискивание краски за пределы печатного элемента. Это растискивание зависит от условий печатного процесса. в частности на него влияет тип носителя (вид бумаги – мелованная или немелованная, полимерная пленка и так далее).

Естественно, механическое растискивание зависит от условий проведения процесса: тип декеля, давления, скорости печатания.

Связь между оптической плотностью оттиска (Dотт) и относительной ратсровой точкой определяется формулой Шеберстова-Мюррея-Девиса:

где Dб – оптическая плотность бумаги;

Dкр – оптическая плотность краски.

В следствии того, что происходит рассеяние света в бумаге, отраженного компонента складывается из поверхностно-отраженной и отраженной внутри бумаги. Это приводит к тому, что формула не подтверждается экспериментально.

Это увеличение было замечено Юллом-Нильсеном. Он внес в формулу поправку, которая учитывала увеличение оптической плотности за счет отражения.

 

Лекция 13

 

Формула Юлла-Нильсена показывает увеличение оптической плотности в зависимости от типа бумаги и величины линиатуры растра.

Чем хуже бумага и выше линиатура растра, тем больше коэффициент n, тем больше прирост оптической плотности.

Чем хуже бумага, тем больше краски проникает внутрь, следовательно, тем больше светорастискивание.

Чем больше линиатура растра, тем ближе расположены точки, тем хуже функция размытия.

Из этого следует: этот процесс размытия обязательно надо учитывать как некое системное искажение и величина этого системного искажения зависит от условий проведения процесса.

С переходом на цифровые технологии, этой аналитической зависимостью Юлла-Нильсена стало пользоваться неудобно. Стала целесообразной зависимость, выраженная в виде таблиц.

Система описания состоит в том, что, подставляя в формулу Шеберстова-Мюррея-Девиса поправку на увеличение оптической плотности, можно учесть влияние светорастискивания. Для этого нужно ввести ∆S = S’ – S’’.

Если будем пользоваться формулой Шеберстова-Мюррея-Девиса, то S’ даст какую-то оптическую плотность D1. На самом деле эта D1 получилась при S’’.

Если в формулу ввести разницу ∆S, то получится D с учетом светорастискивания.

 

такая формула позволяет получить реальные результаты оптической плотности, и будет показывать такую оптическую плотность, которую показывает формула Юлла-Нильсена. Она отличается тем, что увеличение оптической плотности моделируется другим способом. ∆S будет разной в зависимости от положения на градационной шкале. ∆S максимальна в зоне средних тонов.

 

 
 

Вместо одной величины n появляется таблица величин ∆S, которая поможет моделировать увеличение оптической плотности.

∆S получила название растискивания точки.

Очень часто величину ∆S относят к печатным процессам. На самом деле в этом значении растискивания точки значительную долю вносит рассеивание света в процессе визуального рассмотрения оттиска.

Конечно, в это ∆S удобно внести все искажения, которые возникают не только в процессе визуального восприятия рассеивания света, а также реальное растискивание в процессе печати и изменение размера растровой точки в копировально-формном процессе. Можно в растискивании точки учесть все искажения, возникающие в системе от фотоформы до печатного оттиска.

Степень участия в так называемом растискивании точки различных факторов, а именно, искажения в копировально-формном процессе, искажения при печатании и оптическом рассеивании различно для разных процессов.

В процессах офсетной плоской печати доля механического растискивания по сравнению с оптическим составляет 20-30%. Также не велика доля искажений копировально-формного процесса.

В процессах флексографской печати жидкими красками на невпитывающих, гладких поверхностях, доля механического растискивания может составлять основную часть в общем растискивании точки.

 

Общая схема системных преобразований и их учет в процессе воспроизведения

Воспользуемся для этого четырех квадрантным графиком. В первом квадранте которого отложим желаемую кривую тоновоспроизведения.


 

 

 

 


Лекция 14

5. Толщина наносимого красочного слоя. Она контролируется через оптическую плотность, измеренную за зональным светофильтром с пропусканием в зоне поглощения данной краски. Эти толщины красочного слоя нормируются через оптические плотности, которые называются денситометрическими нормами печати. На денситометрические нормы печати существуют стандарты.

6. Поверхность, на которой производится печать. Толщина красочного слоя, который может быть нанесен на материал, зависит от свойств материала. Соответственно от материала зависит цвет изображения.

7. Растискивание. От свойств поверхности запечатываемого материала зависит технология печати, а следовательно и растискивание точек, которое соответственно влияет на градацию и цвет изображения.

Все эти факторы влияют на градацию, а следовательно на цвет получаемого изображения.

Таким образом, имеем дело со значительным числом факторов, которые необходимо учитывать при формировании цвета изображения. Если их не учитывать, то преобразование от желаемой кривой воспроизведения до характеристики фотоформы будет сделано неправильно и, соответственно, получить правильный цветовой баланс не возможно.

 

Технологическая настройка системы обработки под реальный технологический процесс

Эта система технологической настройки основана на принципах разработанных в системе управления цветом (CMS). Есть 2 возможности настроить систему под технологический процесс.

1. Точная настройка под реальный технологический процесс. Имеется специальный тест-объект, который по сути дела представляет собой шкалу цветового охвата, которая доступна в виртуальном виде, то есть в виде информации, записанной на магнитный носитель. На этом магнитном носителе записаны координаты СМУК, то есть относительные площади растровых точек для каждой их четырех красок, которые соответствуют всем полям этой тестовой шкалы. Сама шкала – IT 8.7/3. Всего таких полей различного цвета более 600. Эта информация загружается в нашу обрабатывающую станцию и с ее помощью выводится на фотовыводное устройство (ФВУ). Фотовыводное устройство должно быть предварительно откалибровано. Получаем 4 цветоделенные фотоформы. Затем проводим копировлаьно-формный процесс в стандартных для нашего предприятия условиях. Для обеспечения стабильности копировлаьно-формного процесса производим контроль по шкалам контроля копировально-формного процесса.

С полученных печатных форм на интересующем нас печатном оборудовании, осуществляем печать пробного тиража на бумаге с использованием печатных красок и порядка их наложения, а так же используя режимы печати, которые будут применяться для печати основного тиража.

Контроль печати так же ведется по шкалам контроля печатного процесса.

Затем осуществляется оценка измерением колориметрических координат каждого поля получаемого оттиска. Эти измерения осуществляются в сисетме Lab и так для каждого поля.

Этот массив данных содержит исходные данные для построения профиля печатного процесса. Этот профиль учитывает реальный печатный процесс. Само построение профиля и его введение в систему обработки осуществляется применением специальных программ, на пример, Print Open – подпрограмма программы LinoColor и соответсвенно профиль устанавливается в систему обработки с помощью программы ColorSync.

Подключение этого профиля печатного процесса в систему обработки позволяет осуществлять правильный переход от желаемого цвета к получению такой фотоформы, которая в результате именно данного печатного процесса и копировально-формного процесса, создает именно такой цвет. Который мы хотели.

Этот способ позволяет наиболее точно отследить все процессы и учесть их в системе обработки. Этот способ дорогостоящий, но если рабботаем стабильно с 1 типографией, то целесообразно провести такой процесс и работать с оптимальными результатами. Создание профиля оправдывается при работе со стабильными типографиями.

Однако, в некоторых случаях, получение такой информации не оправдано из-за разовых тиражей или если часть информации не доступна. В этом случае возможно использование второго метода построения профиля печатного процесса.

2. Второй метод основан на использовании некоторой стандартной информации, которая включается в состав программного обеспечения обработки изобразительной информации фирмой изготовителем. Эта информации, по сути своей, позволяет тек же построить профиль печатного процесса пользуясь не полным массивом данных, а пользуясь некоторыми важными отправными точками, которые характеризуют массив данных.

К числу таких точек относятся:

- стандарты на применяемую триаду;

- используемая бумага (бумага с покровным слоем или без него);

Введение этих параметров позволяет по умолчанию определить денситометрические нормы печати.

- способ использования черной краски. Использование UCR или GCR и в какой степени;

- можно также учитывать печать по-сухому или печать по-сырому. В настоящее время в программах это делается не очень хорошо;

- общее количество наносимой краски. При этом должны исходить из реалий печатного процесса. Она говорят. Что при печати на газетной бумаге на рулонных машинах максимальное суммарное количество наносимой краски не должно превышать 250-270%, так как мы печатаем жидкими красками на высокоскоростных машинах, которая не успевает высыхать, следовательно получаем большое растискивание.

Для печати на более качественных бумагах: офсетных или на мелованных низкого качества (машинного мелования) общее количество наносимой краски можно повысить до 300 % (рулонная-журнальная печать).

Для печати на мелованной бумаге на одно-двухкрасочных машинах общее количество краски может достигать до 320-340%. Если печать явно по-сухому на однокрасочной машине можно довести количество краски до 360%.

- отдельно указывается содержание в относительных площадях количесвто черной краски. Если всего используется всего 300% краски и 90% черной краски, то на цветные краски приходится 210%.

- должны учесть растискивание точки свойственное данному печатному процессу.

Для офсетной печати: печать на мелованной бумаге, растискивание точки – 12-15% , для офсетной бумаге – растискивание 20%, для печати на рулонных машинах и на бумагах низкого качества – растискивание 25-30%.

DS
По этим ключевым данным программа сама формирует некий стандартный профиль ICC, где самой программой будет сформирована стандартная последовательность наложения красок и будет введено стандартное распределение растискивания DS отS.

 
 

 

 


Есть некоторые программы, которые используют в качестве исходных данных растискивание для двух точек: 40 и 80%.

По мере совершенствования программ вместо введения одного числа DS и стандартного распределения DS отS используется табличное введение DS во всем диапозоне изменения S.

Создав такой стандартный профиль ICC процесса получаем переход от желаемого цвета к необходимой фотоформе. Это преобразование будет не столь точное как по первому способу, но гарантирует нас от существенных ошибок и дает существенно лучшие результаты. Чем при использовании неизвестного профиля, который используется в программе в режиме работы по умолчанию.

 

Функции и структура обрабатывающей станции

Обрабатывающая станция в настоящее время представляет собой персональный компьютер, который должен обладать высокой мощностью, задачей которого является проведение операций обработки изображения приводимого к виду пригодному для полиграфического преобразования, а так же преобразования градационные, цветовые и частотные.

В структуру обрабатывающей станции входят: процессор. Запоминающие устройство, отображающее устройство , вводные и выводные порты для связи с устройством ввода информации и вывода.

Основные свойства, которые определяют качество обрабатывающей станции:

1. платформа на которой работает станция и возможность ее программного обеспечения;

2. быстродействие станции;

3. объем памяти постоянное и оперативной;

4. внешние связи станции (возможность работы в сети, подключение к серверам);

5. возможность контроля информации обрабатывающей станции.

Быстродействие станции в значительной степени определяется не только быстротой процессора, но также сильно зависит от объема оперативной памяти. Исследования показали, что оперативная память, должна быть таким образом организована, чтобы ее свободное пространство превышало не менее чем в 2,5-3 раза объема обрабатываемой информации.

Сейчас возможности PS и Macintosh примерно одинаковые.

 

Система отображения информации в обрабатывающей станции

Система отображения информации является важнейшим звеном в системе обработки так как в большинстве случаев именно по параметрам отображаемого изображения оператор-технолог принимает решение о необходимости применения той или иной операции обработки и технологии ее проведения.

Системы отображения:

1. цифровая система отображения информации. В этой системе в соответствующих подпрограммах возможно конкретное цифровое измерение информации в целом по изображению или в конкретной точки изображения. В частности. Программы позволяют определить объем информации выраженный в байтах, который содержит обрабатываемый участок изображения. В подпрограммах Info возможно оценить конкретно в колориметрических величинах или величинах CMYK цветовое содержание выбранной точки оригинала. Это может быть в RGB, Lab, LCH, CMYK.

Естественно для правильной оценке этих величин система должна быть соответствующим образом настроена. По сути дела, к этой же цифровой системе можно отнести получение гистограммы изображения.

2. графическая система отображения информации. В этой системе информация выражается графически, через взаимосвязь сигналов на входе и на выходе, то есть через отношение сигналов до преобразования в графической станции и после. Если преобразований никаких не осуществлялось график этой зависимости представляет собой прямую под углом 450 к осям, то есть это нормировочный график того или иного параметра изображения, на пример, градации.

Этот график в процессе преобразования может быть трансформирован с повышением градиента в отдельных зонах изображения.

       
 
   
1 – до преобразования 2- после преобразования
 

 

 


Вот такое преобразование показывает в нормировочном виде изменение параметра на входе относительно этого параметра на выходе системы.

Эти методы с использованием графического отображения информации широко используются при проведение преобразований, на пример градации цвета.

3. изображение информации в реальном виде. При этом на экране отображается реальное изображение низкого (экранного) разрешения, которое должно колориметрически точно воспроизводить информацию, полученную в результате ввода изображения в обрабатывающую станцию. При таком реальном отображении оператор видит изображение, имеющееся на входе, производит необходимые с его точки зрения преобразования и затем оценивает то реальное изображение, которое получается в реальном печатном процессе.

Реальное отображение изображения имеющееся на входе и полученное в печатном процессе позволяет принимать решение о необходимости преобразований, проводить эти преобразования и наблюдать их результаты, соответствующие результатам, которые должны будем получить в полиграфическом процессе.

Все это позволяет правильно решать задачи, на пример, преобразование психологической точности воспроизведения изображения, а сама система правильно отображать полученные результаты. Эта система называется – WIS.WIG.

 

 

Лекция 15

Цветовые системы, используемые в обрабатывающей станции

В настоящее время в обрабатывающей станции возможно использование трех основных систем описания цвета:

Первая система – RGB. Это система, которая характеризует сигнал цветного изображения с помощью естественных каналов: Красный, Зеленый, Синий, которые формируются при первичном цветоделении изображения в процессе сканирования. В этой системе по каждому каналу сигнал характеризуется уровнем, выраженным в относительных единицах двоичной системы, а именно значениями от 0 до 255. Соответственно, цвет изображения определяется соотношением величин сигналов по этим трем каналам.

Недостатки такого выражения:

1. неоднозначность системы координат RGB и аппаратная зависимость

2. неясное представление о цвете на основе соотношения этих сигналов

Воздействие на один из каналов приводит к изменению цвета, которое трудно предсказать.

В настоящее время система коррекции с системой такого отображения сигнала еще широко используется. Однако, недостатки этой системы приводят к постепенному переходу к отображению информации в колориметрической системе координат.

В настоящее время в качестве стандарта такой системы для полиграфии принята система Lab. В ряде случаев программное обеспечение позволяет использовать также систему XYZ. По сути дела, эти две системы равноценны и легко пересчитываются одна в другую.

Единственным преимуществом системы Lab является ее равноконтрастность.

Равноконтрастность системы означает, что в любом цветовом диапазоне равные цветовые различия будут выражаться равными числовыми величинами, определяемыми в данной системе.

(во всех зонах пороги различения будут одинаковы)

Поэтому в системе Lab можно находить цветовые различия по достаточно простым формулам.

Всякая система, имеющая три независимые координаты, может быть выражена в пространстве.

Важно: фигура сужается, что характеризует сжатие цветового охвата при осветлении или затемнении.

Если хотим получить насыщенные цвета, должны работать в пределах 50% светлоты

 

 

По координате а цвет меняется от Зеленого до Пурпурного.

По координате b цвет меняется от Синего к Желтому.

 

У нас имеются две группы основных цветов:

- цвета аддитивного синтеза (однозональные цвета): Красный, Зеленый, Синий

- двузональные цвета субтрактивного синтеза: Голубой, Пурпурный, Желтый

 

Пусть имеется Зеленый цвет, двигаемся по оси a.

Движение по оси a означает убывание Зеленого цвета и прибывание Пурпурного.

Наступает момент, когда Зеленый и Пурпурный сравнялись, то есть мы дошли до точки ахроматического цвета. Она находится в центре. Уровень светлоты будет определяться уровнем изначальной светлоты Зеленого.

 

Как найти цветовые различия в системе Lab

Пусть есть две точки: a1b1 и a2b2. Тогда:

 

 

 

Цветовые различия

 

В настоящее время существуют международные стандарты, в которых есть допуски цветового различия между подписанным в тираж оттиском и тиражным оттиском, а также допуски на цветовые различия между оттисками тиража.

Система Lab является объективной системой (как и всякая колориметрическая). Она однозначна. В ней нет ограничений по цветовому охвату. Она описывает все цветовое пространство. С этой системой также связана система выражения параметров цвета через системы LCH или HSB.

Системы LCH, HSB характеризуют колориметрические координаты системы цвета в величинах, понятных для интуитивного восприятия цвета. В них используется L – визуальная яркость, H – цветовой тон (эта величина характеризует, к какой зоне цветов относится цвет). В плоскости цветности ab цветовой тон характеризуется углом поворота относительно оси. S и C – величины насыщенности цвета. Они характеризуют расположение точки в плоскости цветности и удаление от точки ахроматического цвета и приближение к линии максимальной насыщенности.

По сути дела, координаты LCH, HSB – это колориметрические координаты, связанные с системой Lab, которая рассчитывается из координат Lab и представляет собой полярный эквивалент этих координат. Эти координаты могут быть подставлены в формулу вычисления DE.

Цветовое пространство Lab является наиболее подходящим цветовым пространством для использования в качестве некого промежуточного цветового пространства в процессе преобразования изображения, то есть, при коррекции цвета и других параметров. Основанием для этого является:

1. неограниченность этого цветового пространства, его однозначность

2. возможность оценки цветовых различий

3. возможность коррекции цвета, независимо от коррекции его светлоты и наоборот, возможность коррекции светлоты, независимо от коррекции цвета

4. возможность редакционной коррекции цвета по хорошо понятным параметрам цветового тона, насыщенности

 

Третье пространство – цветовое пространство полиграфического синтеза. Оно выражается с помощью аббревиатуры CMYK, где С – обозначение голубого цвета, M – пурпурного, Y – желтого, K – черного (контурный цвет). Полиграфический синтез осуществляется с помощью двузональных красок: голубой, пурпурной, желтой, которые называются триадой и черной, которая называется контурной.

При этом интенсивность цвета по каждой краске выражают в относительных площадях растровых точек, которые воспроизводит этот цвет.

Система обозначения какого-либо цвета будет выглядеть так: 70C50M20Y10K – сине-фиолетовый цвет.

Очень полезно для памятных цветов иметь представление, как они выражаются в CMYK. Например, цвет неба: процент пурпурного цвета должен быть не более 40% от голубого.

Система CMYK является неизбежной в качестве окончательного представления информации, на основе этой системы должен быть сформирован файл, предназначенный для вывода.

Система CMYK является неоднозначной системой, она зависит от многих факторов и поэтому один и тот же цвет может быть выражен по-разному в координатах CMYK, в зависимости от условий проведения процесса и наоборот, одинаковые координаты CMYK, в зависимости от условий проведения процесса, могут давать разные цвета.

Эта неоднозначность описания цвета в системе CMYK требует построение конкретного профиля печатного процесса, учитывающего различные условия проведения процесса. Если такой профиль построен правильно, то в условиях, когда цветовой охват оригинала меньше или равен цветовому охвату оттиска, все колориметрические координаты обрабатываемого изображения будут преобразовываться в такие координаты CMYK, которые обеспечат точное воспроизведение координат цвета в печатном оттиске.

Необходимо также иметь в виду, что если цветовой охват репродукции меньше цветового охвата оригинала, то необходимо производить сжатие информации, дополнительно обрабатывая изображение. Законы такого сжатия с целью соблюдения психологической точности рассматривались ранее.

Существуют подпрограммы, которые производят такое сжатие по разным законам в автоматическом режиме.

 

Работа в системе WYSIWYG

 

Суть этой системы заключается в том, что на экране монитора отображаем информацию, затем регулируем до желаемого результата. Этот желаемый результат затем однозначно отображается в файле на выходе обрабатывающей станции системы и, соответственно, обрабатывается выводным устройством, то есть, система работает с обратной связью.

Важнейшим условием работы в системе WYSIWYG является точное отображение информации об изображении, и главное – о цвете изображения.

Для этого необходимо правильно откалибровать основной контрольный элемент системы – экранную цветопробу. Поскольку она является основным регулирующим компонентом системы.

 

Калибровка монитора

 

Технологическая калибровка монитора состоит из трех этапов:

1. Общая технологическая настройка монитора. Цель – оптимизация условий отображения информации на мониторе.

Что она в себя включает, и что из себя представляет.

Во-первых, необходимо определить белый цвет монитора. Белый цвет – понятие неоднозначное, в частности, белый цвет может иметь цветовую температуру 5000K, 6500K, необходимо выбрать такие условия, чтобы белый цвет экрана монитора соответствовал стандарту цветовой палитры при анализе оригинала, то есть, в данном случае, цветовая температура должна быть 5000К.

Второй этап. Оптимизация динамического диапазона экрана.

Как и всякое устройство, монитор имеет ограниченный динамический диапазон. Его надо максимально использовать. Максимальное использование динамического диапазона приведет к максимальному цветовому охвату изображения на мониторе. Поэтому необходимо выбрать точки, которые имели бы минимально и максимально возможную яркость, но эти точки не должны быть смещены в зону нелинейности, так как тогда часть тонов будет потеряна.

 

Это достаточно сложно осуществить визуально. Для этой цели служат служебные настройки монитора. На пример, имеется шкала в светлых участках и шкала в темных участках монитора. Нам нужно, чтобы на одной из них 2 поля были светлыми и 2 поля имели градацию, а на другой шкале – 2 поля были темными и 2 имели градацию.

 
 

 

 


Лекция 16

 

3 этап. Установление g (гаммы) монитора. Существует нелинейная связь между сигналом, подаваемым на электронную пушку монитора (ток), и той яркостью, с которой светится монитор. Для того, чтобы привести эту связь к линейным значениям необходимо ввести коррекцию. Зависимость между яркостью монитора и сигналом, подаваемым на монитор, выражается следующей формулой:

Для того, чтобы сделать эту зависимость линейной необходимо ввести нужную g:

g - выбирается »1,8 для мониторов, работающих с компьютерами на платформе Macintosh;

g - выбирается » 2,2 для мониторов, работающих с компьютерами на платформе PS.

Разница в g видимо объясняется особенностью видео карт. В настоящее время ведется тенденция к одинаковой g.

Эта коррекция позволяет обеспечить линейную связь между поступающим и формирующимся сигналом. Правильная установка g в достаточной степени дает возможность точной передачи цвета на экране монитора.

II. Однако, для более точной коррекции цвета на экране монитора и корректного представления его в колориметрических координатах, необходимо провести стадию технологической калибровки монитора. Эта стадия заключается в построении ICC профиля монитора и является одним из звеньев системы управления цветом.

Для осуществления такой калибровки используется соответствующие аппаратные и программные средства. В качестве аппаратных средств используется специальные экранные колориметры. Этот колориметр помещают на экран монитора. Место для такого размещения определяют с помощью программы калибровка, которая показывает это место высвечивая его на экране. Затем эта же программа калибровки последовательно высвечивает на экране монитора палитру цветовых выкрасок, которая может состоять из несколько десятков полей.

Колориметр оценивает колориметрические координаты, полученных на экране выкрасок и направляет эти данные в управляющий компьютер. Компьютер производит сравнение полученных координат Lab с теми же координатами записанными в Preferans программы, то есть в памяти программы. На основе сопоставления колориметрических данных генерируемой шкалы на экране монитора и реальных полученных координат этой шкалы строится ICC профиль монитора, который обеспечивает колориметрически точное воспроизведение цветов на экране монитора.

Профиль монитора запоминается в программной папке ColorSinc и соответственно подключается в процессе отображения информации.

III. Калибровка монитора для правильного отображения информации, которая будет получаться в реальном печатном процессе.

На этой стадии создаются условия для того, чтобы монитор отражал те результаты, которые мы в конечном итоге получим на печатном оттиске. Такое отображение позволяет уже на экране монитора увидеть результаты печатного процесса и вносить корректировку с учетом этих результатов.

Выполняется практически автоматически, если обрабатывающая станция имеет информацию о реальном профиле печатного процесса. Способ построения профиля рассматривался ранее. Задачей является подключение профиля при передачи сигнала на экран монитора.

В результате проведения технической калибровки монитора на его экране получаем:

1. максимальный цветовой охват;

2. колориметрически точное отображение цвета (если сигнал изображения выражается в Lab);

3. возможность наблюдения и соответствующее корректирование.

 

Калибровка монитора без использования специальных аппаратных средств (по разработкам фирмы Gretag)

Эта система основана на визуальном сравнении цветов генерируемых выкрасок с эталонными образцами, изготовленными на прозрачной пленке. По этой системе калибровки программное обеспечение генерирует на экране цветной образец рядом с этим цветным образцом наклеивается выполненный на прозрачной основе образец этого же цвета. Оператор визуально оценивает совпадение или несовпадение цвета. При несовпадении производится регулировка параметров генерируемой выкраски вплоть до полного совпадения цвета. Результаты такой регулировки запоминаются и служат основой для построения профиля корректирующего сигнала цвета. Процесс повторяется несколько раз и на основе этих данных строится профиль.

Минусами метода являются:

1. малое число точек для генерирования профиля;

2. недостаточная точность визуального сравнения

Плюсом является дешевизна метода.

Калибровка монитора и его эксплуатация должна осуществляться в помещении, которое обеспечивает отсутствие интенсивного внешнего освещения экрана и тем более какую-то окраску этого освещения. Окна должны быть затемнены, стены окрашены в нейтральный серый цвет. Цветовая температура освещения помещения должна быть близка к цветовой температуре экрана монитора.

 

Коррекция изображения в обрабатывающей станции

Коррекция градации цвета

При разделении цветного изображения по 3 каналам, то есть при первичном цветоделении могут возникать недостатки цветоделения, которые по своей сути одинаковы с теми недостатками, которые возникают в процессе фотографического цветоделения.

Базовые недостатки цветоделения

Базовые недостатки цветоделения связаны с тем, что краски полиграфического обладают рядом недостатков и отличаются от идеальных красок. Голубая краска имеет избыточное поглощение в синей и зеленой зонах и недостаточное поглощение в красной зоне. Пурпурная краска имеет избыточное поглощение в синей зоне и недостаточное поглощение в зеленой зоне. Желтая краска по своей характеристике наиболее близка к идеальной.

В результате этих недостатков красок в процессе цветоделения в следствие избыточности поглощения голубой краски в синей и зеленой зонах эта краска выделяется не только за красным светофильтром, но также за синим и зеленым. Это приводит к тому, что если не принять специальных мер коррекции голубая краска выделится на синефильтровой и зеленофильтровой фотоформе будет запечатываться соответственно желтой и пурпурной краской.

           
     

 


Соответственно избыточное поглощение пурпурной краски в синей зоне будет приводить к выделению этой краски на синефильтровой фотоформе и следовательно желтая краска будет ложиться на пурпурные места.

Эти недостатки цветоделения называются базовыми. Для устранения этих недостатков при фотографическом цветоделении используются методы маскирования.

 

Устранение недостатков базового цветоделения в цифровой обработке

В принципах цифровой обработки эти недостатки могут устраняться путем вычитания электрических сигналов соответствующих каналов друг из друга, то есть по сути дела могут выполняться процессы аналогичные процессам фотографического маскирования, но выполненные электронным путем. Такие методы использовались в цветокорректорах предыдущего поколения.

Однако, в современных системах цифровой обработки использующих методы построения ICC профилей эти базовые недостатки цветоделения устраняются процессом самого использования ICC профиля для перехода от колориметрических системы координат Lab к системе координат CMYK.

Если цветовой охват репродукции больше цветового охвата оригинала, то профиль печатного процесса (ICC) обеспечивает нам такое преобразование координат Lab в координаты СМУК, которые в реальном печатном процессе дадут нам значения колориметрических координат соответствующие значениям колориметрическим координатам установленным нами в обрабатывающей станции. То есть если на экране монитора выбрали некоторые цветовые параметры изображения. Эти цветовые параметры будут в дальнейшем на выходе преобразованы в координаты СМУК, но поскольку мы построили профиль, то наши координаты Lab будут соответствовать определенным СМУК. Таблица пересчета позволяет устранить недостатки, которые возникают из-за недостатков красок.

По сути дела, при правильной настройки системы и правильной работе в соответствующих цветовых пространствах, задача базовой коррекции решается автоматически и дополнительных мер по базовой коррекции принимать нет необходимости. В этом случае если цветовой охват репродукции больше чем цветовой охват оригинала, то цвета оригинала будут правильно переданы цветами печатного оттиска.

Важным условием является также не только технологическая настройка допечатного процесса, а также поддержание стабильности формного и печатного процессов.

Однако, возможны другие задачи цветовой коррекции, которые не решаются автоматически:

1. задача цветовой коррекции и соответственно градационной коррекции при условии, что цветовой охват оригинала больше цветового охвата полиграфического процесса, то есть задача создания психологической точности репродукции при необходимости сжатия информации.

2. Эта задача редакционной коррекции цвета, которая возникает достаточно часто при неудовлетворенности качественными характеристиками оригинала.

Задача цветовой коррекции для психологической точности воспроизведения рассматривалась ранее.

 

Задача редакционной коррекции цвета

Эта задача вместе с тем может быть трактована и как задача коррекции с точки зрения психологической точности, так как при коррекции по закону психологической точности часто ставится вопрос о необходимости коррекции насыщенности цвета для его ввода в цветовой охват репродукции.

Методы редакционной коррекции цвета

При редакционной коррекции цвета обычно ставится задача селективной цветовой коррекции, то есть коррекции цвета по отдельным цветам изображения, по группам цветов, если корректируемые цвета отличаются повышенной насыщенностью, то есть производится коррекция цвета по отдельным признакам: по насыщенности или цветовому тону.

Селективная цветовая коррекция позволяет корректировать цвет не всего изображения, а отдельных участков изображения, отличающихся по цветовому тону и насыщенности.

Рассмотрим вопрос о селективной цветовой коррекции на примере программы LinoColor.

В программе LinoColor предусмотрено следующие типы селективной цветовой коррекции:

1. секторная коррекция. Эта селективная цветовая коррекция позволяет изменять цвет по цветовому тону или насыщенности при этом воздействие производится на некоторую группу цветов ограниченных некоторым сектором плоскости цветности. Например, хотим обработать цвет лица. Он относится какому-то сектору плоскости цветности. Мы активизируем этот сектор и в нем изменяем необходимые цвета. При этом воздействие осуществляется на все цвета, находящиеся в данном секторе и не затрагивает другие сектора.

Преимуществом такой коррекции является мягкость цветовых переходов между корректируемыми и некорректируемыми секторами плоскости цветности, отсутствие появления каких-либо ложных границ в изображении.

2. точечная коррекция. Мы корректируем цвет определенной точки цветового пространства, при этом корректируются все точки, имеющие такой цвет. Такая коррекция может привести к резкому выделению корректируемого цвета из окружающего пространства, то есть такая коррекция может привести к появлению ложных границ. Поэтому такая селективная коррекция обычно применима для изменения цвета каких-либо участков, имеющих постоянный цвет и как правило ограниченных какими-либо четкими границами.

3. селективная цветовая коррекция в выбранной зоне. Она является промежуточной между 1 и 2. При такой цветовой коррекции мы сами определяем ту зону цветового пространства, которое хотим подвергнуть коррекции по цвету. Пример, для того чтобы откорректировать морковку и не затронуть участки изображения внутри которых есть близкие по цвету участки мы выбираем цвветовую точку внутри морковки, затем начинаем расширять эту цветовую зону путем расширения этой точки. Проводим расширение до тех пор пока не будет перекрыт диапазон участка, но не будут затронуты участки, которые имеют близкие цвета. Эту коррекцию можно проводить как по цветовому тону, так и по насыщенности используя соответствующие координаты LCH или HSB.

Возможен предварительный анализ путем выделения тех цветов, которые находятся вне цветового охвата репродукции. Для этого существует специальная подпрограмма выделения неохватных цветов. Эти участки могут быть подвергнуты селективной цветовой коррекции по методам 1 и 3 и соответственно таким образом может быть изменена насыщенность и эти участки изображения могут быть введены в цветовой охват репродукции без потери резкости деталей изображения.

Такая селективная коррекция как правило освобождает от необходимости использования специальных масок выделяющих геометрическую площадь. Применение таких масок стоит избегать в следствии того, что геометрическое выделение области чревато появлением ложных границ в изображении, которые потом необходимо дополнительно размывать теряя резкость изображения.

 

 

Лекция 17

Селективная коррекция

 

Селективную коррекцию целесообразно осуществлять в цветовом пространстве Lab или связанными с ним пространствами LCH или HSB. Работа в этих цветовых пространствах позволяет целесообразно корректировать те участки и параметры изображения, которые необходимо корректировать, при этом коррекция в этих участках не влечет изменения в участках, не подлежащих коррекции.

Этим селективная коррекция в пространстве Lab существенно отличается в лучшую сторону от широко применяемой коррекции градации цвета в системе CMYK (эта коррекция до сих пор широко применяется). При коррекции в пространстве CMYK осуществлять цветовую коррекцию можно только изменением градационных характеристик по отдельным каналам, при этом изменяются не только избранные область и точки изображения, а все изображение в целом, оказывается влияние на другие участки и цветовые тона изображения.

Коррекцию желательно проводить таким образом, чтобы оптимизация режима коррекции осуществлялась на основе результатов, полученных при предварительном сканировании, то есть, по изображению низкого (экранного) разрешения.

Перед переходом к точному сканированию необходимо выбрать все установленные параметры такого сканирования, то есть провести соответственно градационную или цветовую коррекцию.

Следует избегать неоднозначного перехода из системы Lab в CMYK и обратно, если при этом производится сохранение изображения, так как при этом переходе к более узкому цветовому пространству CMYK потеря информации неизбежна.

В цветовом пространстве CMYK возможно и целесообразно выполнять окончательные и отделочные операции, когда проведены основные цветовая и градационная коррекции, и необходимо провести окончательную коррекцию цветового баланса.

 

Автоматизирование коррекции градации цвета в современных системах обработки

 

Автоматизирование цветовой коррекции предусматривается в развитых программах, предназначенных для обработки изображения, и прослеживается во всех основных программных продуктах фирм – участников полиграфического рынка.

В частности, программа LinoColor фирмы Heidelberg имеет подпрограмму, которая предназначена для проведения коррекции градации цвета для групп с определенными семантиками. В частности, оригиналы разбиты на определенные семантические группы: портрет, пейзаж, техника, украшения, закат. Для каждой из этих групп предлагается установка корректируемых параметров, которые оптимизируют градационное цветовое решение именно для этой группы.

Достаточно выбрать соответствующую подпрограмму коррекции, по которой будет происходить градационное и цветовое преобразование в автоматическом режиме.

Мы выбираем параметры для градационной и цветовой коррекции, записываем это в соответствующую папку и в дальнейшем однотипные оригиналы корректируем с помощью ранее выбранных и сохраненных в файл параметров, не выполняя трудоемкую работу заново.

 

Цветопроба в процессе коррекции

 

Без проведения цветопробы оптимальная цветовая коррекция является затруднительной и может не дать удовлетворительных результатов.

Под цветопробой понимается весь комплекс операция, связанный с контролем полученного многоцветного изображения.

Изображение, которое получено в системе обработки, будет записано в виде цифрового файла. Контроль этого изображения – экранная цветопроба.


Минусы экранной цветопробы. Она является нефиксированной. Результаты, полученные на экране зафиксировать не возможно. Она существует, пока существует цифровой файл. Ее нельзя предъявлять заказчику и оформлять в качестве документа. Следовательно, необходимо иметь результаты цветопробы в качестве документа, который можно было бы предъявить заказчику.

С цифрового файла можно изготовить фотоформу. С нее – изготовить печатную форму. Затем осуществляется печать пробного оттиска.

Такой пробный оттиск является документом, который можно предъявлять заказчику. Такая цветопроба называется контрактной цветопробой. Будучи подписанным в печать, является документом, разрешающим печать.

Второе важное преимущество заключается в том, что такой оттиск наиболее приближен к реальным результатам печатного процесса. Он может быть изготовлен на тиражной бумаге. Главное его отличие заключается в том, что скорость печати будет другой и краски тоже будут несколько другие. Отсюда следует, что само растискивание точки (части механического растискивания) может отличаться от растискивания на тиражном оттиске.

Но, поскольку механическое растискивание для офсетной печати составляет относительно малую долю, то погрешность в имитации реальных печатных условий невелика.

В международных стандартах существует система допусков по цветоразличиям (DЕ) для подписанных в печать и тиражных оттисков. В этих стандартах предусмотрены различия DЕ разное для разных красок, но максимальное отличие не превышает DЕ = 4 (для пурпурной краски).

Недостатки цветопробы:

1. длительность технологического процесса цветопробы

2. частая несовместимость устройств цветопробы с официальными условиями репроцентров, в которых готовится цифровая информация для печати

Вследствие этих недостатков на протяжении последних 10-15 лет интенсивно разрабатываются другие способы цветопробы, которые исключили бы печатный процесс.

Часть этих способов используется в качестве исходной информации фотоформ. Такая цветопроба называется аналоговой.

Основную идеею получения аналоговой цветопробы можно разделить на получение сухой и мокрой цветопробы.

Мокрая цветопроба может базироваться на использовании обычных фотографических материалов.

Способ с ламинированием отличается тем, что есть раздельные слои на каждом из которых находится изображение и затем объединяют их методом прикатывания.

Цветопроба, образованная липкими слоями (Cromalin). Имеем пленку с липким слоем. При экспонировании липкость устраняется. В места где липкий слой остался либо припудривают краску, либо припресовывают окрашенную пленку (при ее отделении красочный слой остается в липких местах).

Электрофотографическая цветопроба. Имеем электрофотографическую форму. С фотоформы копируем изображение на форму. Образуется потенциальный рельеф на которым осаждается краситель. Любая цифровая печатная машина является для себя электрофотографической цветопробой.

Преимущества и недостатки.

Плюсы:

1. аналоговая цветопроба может служить контрактной цветопробой;

2. аналоговая цветопроба учитывает все возможные погрешности, которые могут возникать в растровом процессе, в процессе фотовывода. Она дает информацию о процессе вплоть до получения фотоформ.

Минусы:

1. получение цветопробы на достаточно продвинутой стадии процесса. Эта цветопроба не позволяет уловить возможные ошибки в цвете до осуществления больших затрат на фотовывод№

2. аналоговая цветопроба практически не пригодна для некоторых современных процессов C-t-p (компьютер-печтаная форма);

3. цветопроба не полностью имитирует печатный процесс. Она выполняется на особых бумагах, не совсем теми красками, в результате чего цвет на цветопробе может отличаться от цвета реального печатного процесса. Она не полностью или совсем не может имитировать растискивание точки. Неправильная имитация растискивания точки приводит к тому, что если цветопроба имеет одинаковый цвет на плашках с печатным оттиском, то внутри градационной шкалы цвет полученный на цветолпробе и на печатном оттиске может отличаться. На цветопробе будет другое приращение оптических плотностей.

Для устранения этого недостатка разрабатывается цветопробы с имитацией растискивания. Однако, обычно пределы этой имитации ограничены и как правило эта имитация доступна только для высококачественных процессов на мелованной бумаге. Для процессов на бумагах низкого качества имитация отсутствует.

В настоящее время все больший интерес проявляется к цифровой цветопробе. Для этой цветопробы в качестве исходной информации является цифровой файл.

Цифровая цветопроба получается на носителях и может быть контрактной. Цифровая цветопроба использует для отображения информации различного рода принтеры: струйные, твердочернильные, лазерные, сублимационные.

Струйный принтер формирует изображение за счет набрызгивания на бумагу жидких чернил. Формирует нерегулярную растровую структуру. Может использоваться тиражная бумага. Краситель сильно отличается от полиграфических красок. Структура , получаемого оттиска сильно отличается от тиражного.

Твердочернильный принтер осуществляет перенос красочных капель за счет плавления твердых красителей. Структура изображения похожа на структуру изображения, полученного на струйном принтере. Отличается более насыщенным цветом.

Лазерный электрофотографический принтер. С помощь, лазера записывается информация на электрофотографический слой. Соответственно он воспринимает тонер и передает его на бумагу. Возможно получение имитации обычной растровой структуры.

Сублимационный принтер осуществляет передачу красочного слоя на специальную принимающую бумагу за счет термического воздействия на специальный краситель нанесенный на пленку и имитирующий краску полиграфического синтеза. При термопереносе (сублимация) переносимый красочный слой химически закрепляется на носителе. На пленку несущую красочный слой последовательно наносятся голубой, желтый, пурпурный и черный красители. Соответственно эти участки последовательно подводятся к носителю. Цифровой сигнал управляет термоимпульсом и соответсвенно последовательно на носитель переносятся все 4 цвета.

Изображение не имеет растровой структуры, структура получается пиксельная не заметная глазу, а окраска происходит за счет амплитудно-импульсной модуляции.

Преимущества и недостатки цифровой цветопробы.

Преимущества:

1. можно осуществлять на любой стадии процесса, когда сформированн цифровой файл;

2. получаем на твердом носители, следовательно может выступать в качестве контрактной.4

3. совместима с C-t-p (компьютер-печтаная форма) технологией.

Недостатки:

1. достаточно сильное отличие изображения полученного с помощью этой цветопробы от изображения на печатном оттиске, как по красителям, так и по структуре изображения, а иногда и по носителям;

Однако, разработанные в настоящее время системы управления цветом позволяют при соответствующей организации цветопробного устройства использовать для калибровки этих устройств ICC профили. При правильном построении ICC профиля можно имитировать печатный процесс по цвету. Методика построения профиля печатного процесса была рассмотрена ранее.

Все современные цветопробные устройства обладают способностью калиброваться в системе CMS. Единственное , что требуется в этом случае, чтобы цветовой охват устройства был равен или больше цветового охвата печатного процесса. Это не всегда получается. Это сильно приближает цветопробу к печатному процессу и позволяет учесть растискивание печатного процесса.

 

Лекция 18