ЛЕКЦИЯ 3.4 8 страница

Эмоции определяются обычно как отражение человеком его отношения к значимым для него явлениям. Методы эксприментального исследования эмоций довольно разнообразны: это описание эмоций как по данным самооценки и речевым характеристикам, так и регистрация по вегетативным проявлениям, в частности по данным электрографии, а также по энцефалографическим параметрам.

 

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте методы измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности.

2. Какие методики позволяют оценивать образы восприятия относительно шкал наименований и порядка?

3. Какие методы применяются при экспериментальном исследовании представлений?

4. Когда применяются метод пиктограмм и метод двойной стимуляции?

5. Каков общий принцип приемов исследования избирательности внимания?

6. Охарактеризуйте изучение мышления методом эксперимента.

7. Охарактеризуйте методы экспериментального исследования эмоций.

 

 

Литература к теме.

1. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976. – 395 с.

2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии, 1996. – 230 с.

3. Восприятие и деятельность./ Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976. – 319 с.

4. Гайда В. К., Захаров С. П. Психологическое тестирование: Учеб. Пособие. Л.:Изд-во ЛГУ, 1982. – 317 с.

5. Зинченко Т. П. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 207 с.

6. Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Общий практикум по психологии. Измерение в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. – 205 с.

7. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека/ Под ред. Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН, 1994. – 264 с.

8. Основы психологии. Практикум/ Редактор-составитель Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

10. Экспериментальная психология. Вып 1-2/Под ред. П. Фресса., Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. – 429 с.

11. Экспериментальная психология. В 2-х т./ Редактор-составитель С. С. Стивенс. М.: Иностранная литература, 1960 – 1963 гг.; Т.1. М., 1960 – 685 с. Т.2. М., 1963. – 1037 с.

 

 

Лекция 13.

Экспериментальное изучение личности.

Цель занятия: рассмотреть личность как объект изучения экспериментальной психологии. Рассмотреть методы экспериментального исследования черт личности, направленности личности; особенностей темперамента и характера; методы исследования способностей.

План.

1. Личность как объект изучения экспериментальной психологии.

2. Экспериментальное исследование черт личности.

3. Экспериментальное изучение направленности личности.

4. Исследование особенностей темперамента и характера личности.

5. Изучение способностей.

 

Информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные, полученные из этих источников, обозначаются, как «L», «Q» и «T»- данные. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть «L»-данными. С этих данных обычно рекомендуется начинать предварительные исследования проблемы. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок обозначается как «Q»-данные. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q»-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т. п.) занимают центральное место в личностных исследованиях. Число методик для получения «Q»-данных огромно. Из них наиболее широко используются Миннесотский многопрофильный личностный опросник, шестнадцатифакторный личностный опросник и мн. др. Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией сокращенно называются «Т»- данными. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. При всем многообразии объективных тестов во всех случаях создаются специальные микроситуации, способствующие проявлению основных свойств личности. Объективность достигается соблюдением следующих двух требований: 1) наложены ограничения на возможности искажения тестовых оценок; 2) имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.

В психологии существуют два основных направления исследований личности: подход на основе выделения черт личности и типологический подход. Первый предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. При типологическом подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов.

Черты объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.

Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя.

Таким образом, подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типов – группировки испытуемых. Наиболее часто для группировки признаков используются методы факторного анализа, а для группировки испытуемых – методы автоматической классификации. Эти методы являются двумя способами формирования обобщений на экспериментальном массиве данных.

 

Контрольные вопросы.

1. Каковы методы и результаты многомерных исследований индивидуально-психологических особенностей личности?

2. Какие математические методы многомерного анализа данных Вам известны?

3. Какова структура индивидуально-психологических особенностей личности в системе «L», «Q»-данных?

4. Какова структура индивидуально-психологических особенностей личности в системе «Т»-данных?

5. Охарактеризуйте соотношение «понятий-черт» и «понятий-типов».

6. Какова общая стратегия и методика исследования черт личности?

 

 

Литература к теме.

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности, М.: КСП+, 1999. – 324 с.

2. Гайда В. К., Захаров С. П. Психологическое тестирование: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 317 с.

3. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. – 289 с.

4. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. – 319 с.

5. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/ Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Журавлевой. М: ИП РАН, 1995. – 227 с.

6. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 303 с.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.

8. Развитие и диагностика способностей/ Под ред В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. – 181 с.

9. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. – 174 с.

10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-4. М., 1978.

11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. – 232 С.

12. Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: Тезаурус личностных черт. М.: Изд-во МГУ, 1983. – 157 с.

 

 

Лекция 14.

Экспериментальное изучение групп и коллективов.

Цель занятия: рассмотреть изучение групп и коллективов методом эксперимента: изучение социально-психологического климата в коллективе; методы исследования сплоченности группы, структуры малой группы, положения индивида в группе; экспериментальное исследованиие деятельности руководителя.

 

План.

1. Экспериментальное изучение социально-психологического климата в коллективе как наиболее целостной психологической характеристики группы.

2. Экспериментальное изучение сплоченности коллектива.

3. Изучение структуры малой группы, положения индивида в группе.

4. Экспериментальное исследование деятельности руководителя.

 

Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюдения, интервью, социометрии, естественного эксперимента.

Проводимые исследования психологического климата, как правило преследуют две цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. Предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Различают первичные и вторичные группы; формальные и неформальные; группы членства и референтные группы.

Понятие групповой сплоченности тесно связано с понятием совместимости, но не тождественно ему. Совместимость означает, что данный состов группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом.

Различают три основных направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики» – особый вид лабораторного эксперимента, изучающий групповые процессы.

 

Контрольные вопросы.

1. С какой целью и в каких случаях следует проводить изучение социально-психологического климата коллектива?

2. Каковы основные эмпирические показатели психологического климата?

3. Охарактеризуйте основные направления исследования малых групп.

4. Какие психологические характеристики личности наиболее адекватны деятельности руководителя?

5. Каково значение направленности личности в деятельности руководителя?

 

Литература к теме.

 

1. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 88с.

2. Донцов А. К. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 213 с.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.

4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. Изд-во БГУ, 1989. – 350 с.

5. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/ Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Журавлевой. М.: ИП РАН, 1995. – 227 с.

6. Математитческие методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности. М.: ИП РАН, 1990. – 286 с.

7. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь, 1990. – 191с.