Показатели, характеризующие объем производства и продаж.
Анализ объема производства и реализации продукции
Оценка влияния себестоимости на величину прибыли
Прибыль от реализации продукции - это разность между выручкой от реализации продукции и суммой затрат на производство продукции:
П = N - С
где:
П - прибыль от реализации;
N - выручка от реализации;
С –себестоимость реализованной продукции.
Основными факторами изменения прибыли являются изменение себестоимости реализованной продукции, изменение в объеме реализации.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DПс) рассчитывается следующим образом:
DПс = С1,о - С1
где:
С1,о - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (DПоп) в оценке по базовой себестоимости рассчитывается:
DПоп = По * К - По = По * (К - 1)
где:
По - прибыль базисного периода;
К - коэффициент роста объема реализации продукции;
К = С1,о / С1
С1,о - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость.
Основные вопросы темы: 1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж; 2. Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции; 3. Система цен на продукцию; 4. Анализ влияния объема продукции на величину прибыли.
Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции.
Основными задачами анализа являются:
· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
· определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.
Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.
Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.
Условно -натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста.
Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.
Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:
1. Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;
2. темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.
По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения:
· фактических объемов выпуска с планом, что привело к невыполнению договорных обязательств;
· фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации, что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.
Важное значение в процессе анализа имеет изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы:
1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования;
2. обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;
3. обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.