Экспертиза учетной политики экономического субъекта

Риск необнаружения

Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые им в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реаль­ные нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

Риск необнаружения является показателем эффективности и ткачества работы аудитора, он зависит от порядка прове­дения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудитора и степень его предыду­щего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации последнего сплани­ровать соответствующие аудиторские процедуры.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств конт­роля:

— высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить (насколько возможно) величину риска необнару­жения и тем самым — общий аудиторский риск до приемлемого значения;

— низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения он обязан:

— модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их суть

— увеличить затраты времени на проверку;

— повысить объемы аудиторских выборок.

Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный харак­тер статей баланса или однотипной группы хозяйственных опера­ций до приемлемого уровня, это может послужить основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отлич­ного от безоговорочно положительного.

 

 

Цель аудита учетной политики предприятия - установить соответствие учетной политики требованиям действующего законодательства и осо­бенностям деятельности предприятия.

Источники информации для проверки:Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документо­оборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетиро­вания сотрудников бухгалтерии и др.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положе­ния об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного до­кумента устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положени­ем по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические
и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского уче­та в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и
отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмот­рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы
документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это при­водит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следую­щим правилам, регламентированным действующим законодательством:

- неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера­ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года,
от одного отчетного года к другому;

- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций,
имущества и результатов его инвентаризации;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также
показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и син­тетического учета;

- использование метода двойной записи;

- разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные
периоды (месяц, квартал и год);

- соблюдение имущественной обособленности предприятия;

- предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рас­сматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетном политике будет установле­но, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений.

Изменение учетной политики должно вводиться с I января года (на­чала финансового года), следующего за годом его утверждения руководи­телем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказав­шие или способные оказать существенное влияние на финансовое поло­жение, движение денежных средств или финансовые результаты деятель­ности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы форми­руют представление о конкретных действиях администрации по оформ­лению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям дей­ствующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.