Аудит внешний и внутренний, их сравнительная характеристика
Методика аудиторской проверки учета расчетов с персоналом по прочим операциям и с разными дебиторами и кредиторами
Включает анализ достоверности и правильности отражения в учете таких операций, как получение и оплата услуг организаций связи, коммунального хозяйства, тепло- и водоснабжения, учебных заведений, по аренде имущества, по возмещению материального ущерба и др. Указанные операции учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на соответствующих субсчетах. Многообразие расчетных операций, отражаемых на этом счете, нередко приводит к ошибкам в учете. В связи с этим по данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 аудитору предстоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, меры, принимаемые для погашения и взыскания задолженности. В зависимости от объема операций и результатов предварительного тестирования системы внутреннего контроля расчетов могут применяться методы как сплошного, так и выборочного контроля. В последнем случае формируются выборки отдельно по дебиторам и кредиторам, в которые включают соответствующие операции за месяц из каждого квартала проверяемого периода.
В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям. При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных по мнению аудитора, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе - такая задолженность должна отражаться развернуто. Выявленные ошибки и отклонения фиксируются в рабочих документах.
Типичные ошибки, выявляемые аудитором:
• отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или их неполное оформление;
• ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. п.);
• неправильное оформление и предъявление претензий по договорам.
Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству. Внутренний аудит — это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. В табл. представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита | |||
Факторы | Внутренний аудит | Внешний аудит | |
Объект | Внутренние информационные системы предприятия | Система учета и финансовой отчетности предприятия | |
Цель | Определяется руководством | Определяется законодательством | |
Задачи | Определяются руководством | Определяются в договоре между аудитором и клиентом | |
Средства | Выбираются самостоятельно | Определяются общепринятыми стандартами | |
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность | |
Характер взаимоотношений | Подчиненность руководству (вертикальные связи) | Равноправное партнерство (горизонтальные связи) | |
Субъекты | Главным образом сотрудники предприятия | Независимые специалисты, имеющие аттестат и лицензию | |
Квалификация субъектов | Определяется решением руководства | Регламентируется государством | |
Оплата аудиторских услуг | Устанавливается решением руководства | Определяется в договоре между аудитором и клиентом | |
Ответственность субъектов | Перед руководством за выполнение должностных обязанностей | Перед клиентом и третьими лицами в размере, установленном законодательством | |
Методы | С большей степенью точности и детализации | Разнообразные — с меньшей и большей степенью точности и детализации | |
Отчетность | Весь отчет представляется руководству | Итоговая часть заключения является публикуемой, аналитическая часть (отчет) представляется руководству | |
Периодичность | Процесс осуществляется непрерывно | Как правило, один раз в год | |