В инновационной сфере

Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, развитие государственно-частного партнерства

 

Цель – создание условий для развития бизнеса в сфере производства и услуг, выпуска конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Задачи: стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по приоритетным направлениям в наиболее проблемных городах и поселках городского типа, регионах;

создание благоприятной институциональной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, создание и развитие инновационной инфраструктуры;

формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

формирование механизмов участия общественных объединений предпринимателей в выработке и реализации инновационной политики на принципах государственно-частного партнерства;

создание условий для привлечения финансовых средств частных организаций, банков.

Механизм реализации:

формирование государственного заказа субъектам инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие вновь созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства (срок – 2012 год);

предоставление физическим и юридическим лицам, являющимся патентообладателями, инновационных ваучеров и грантов для коммерциализации перспективных объектов интеллектуальной собственности (срок – 2013 год);

расширение доступа к кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ start-up и других;

широкое использование механизмов косвенной финансовой помощи (частичное субсидирование разработки бизнес-планов), компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства, применение упрощенного механизма гарантирования краткосрочных кредитов, формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Планируется, что к 2016 году численность субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства возрастет в 6 раз к уровню 2010 года.

Развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сфере предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры. Площадкой для диалога должен стать общественный совет при ГКНТ по проблемам инновационного развития Республики Беларусь, который создается для координации деятельности действующих и вновь создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры, решения возникающих проблем по вопросам развития инновационной инфраструктуры, участниками которого должны стать руководители субъектов инновационной инфраструктуры, частного бизнеса, реализующего инновационные проекты, компаний-резидентов технопарков, представители заинтересованных республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома.

В 2011 – 2012 годах в практику взаимодействия между органами государственного управления и предпринимательским сектором должны быть внедрены такие инструменты государственно-частного партнерства, как:

государственный заказ субъектам инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие вновь созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

концессия на использование субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной собственности.

 

Тема 14. Инновационная инфраструктура

1. Инновационная инфраструктура: цель и задачи создания, элементы, выполняемые функции

2.Научно-технические парки и их роль в формировании инновационной экономики

3. Опыт формирования инновационной инфраструктуры в постиндустриальных странах

 

1. Инновационная инфраструктура: цель и задачи создания, элементы, выполняемые функции

Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Инновационная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения.

Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

Эффективная инновционная инфраструктура – это сложный механизм, включающий следующие свойства:

распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;

универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

профессионализм, который базируется на высокотехнологичном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат;

высокий уровень научно-технического потенциала;

кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

Как показывает опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным электронным циклом:“проектирование - производство - контроль – реализация”.

Наряду с вышеотмеченным, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности.

Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим целесообразным является создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний.

На практике выделяют следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий;

финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний;

информационная: собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга;

экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.)

 

2.Научно-технические парки и их роль в формировании инновационной экономики

Центральное место в системе коммерциализации исследований и разработок занимают технологические парки - научно-производственные комплексы, оказывающие помощь предпринимателям в организации малых инновационных предприятий и создании условий для их деятельности, обеспечении финансовой, материально-технической поддержки, гарантий под кредиты, предоставлении консалтинговых и информационных услуг.

Среди главных целей деятельности научно-технических парков можно выделить следующие:

формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.

формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.

Существует несколько организационных форм, в которых успешно функционируют научн-технические парки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм правления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:

вуз - передача технологий, земля, оборотный капитал;

местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;

риэлторские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;

банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.

Практика свидетельствует, что наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.

Для полного становления технопарка требуется более 5 лет, расходы на его создание - около 20 млн долл. США. Основными источниками финансирования технопарка являются:

вклады учредителей и спонсоров; комерческие кредиты;

продажа доли в капитале парка;

гранты, субсидии;

реинвестиция прибыли;

средства, полученные от продажи зданий, построенных парком.

В настоящее время в мире создано около 500 технопарков: 160 - в США (что составляет 1/3 всех технопарков), в странах Центральной и Восточной Европы - 103.

«Ядром» технопарка является инкубатор бизнеса и зрелые редприятия, «оболочкой» - различные сервисные фирмы.

Инкубаторы малого бизнеса создаются в виде технологических и инкубационных центров для предоставления консультационных, информационных и технико-экономических услуг (в области маркетинга, менеджмента, инвестиционной деятельности) с целью создания новых предприятий на основе промышленной реализации новых научных разработок и рассматриваются как основа будущих технопарков. Инкубаторы предоставляют малым венчурным фирмам научное оборудование, помещения, сервисные службы коллективного пользования. Предприятие, ставшее работоспособным, выводится из структуры инкубатора для продолжения самостоятельной работы.

Представляет особый интерес создание инкубаторов в Израиле. Они появились в стране в 1991 г. и имели главной задачей оказание помощи малому инновационному бизнесу в функционировании на начальной стадии с минимальными издержками: использование знаний и опыта ученых и специалистов в укреплении, совершенствовании технологической и индустриальной инфраструктуры страны, а также оказание помощи в их интеграции в научно-техническую сферу. При этом основное внимание сосредотачивается на самой ранней стадии разработки проекта, сопряженной с наибольшим риском.

На базе научных центров и технопарков создаются технополисы - научно-производственные структуры, охватывающие территорию отдельного города или его части, деятельность которых целенаправленно ориентирована на интенсификацию научных исследований, развитие наукоемких и энергосберегающих производств, совершенствование промышленной

инфраструктуры, что предусматривает, в свою очередь, ряд мер налогового и кредитного стимулирования.

Технополис имеет в своей структуре научно-исследовательские учреждения, университеты и научно-производственные комплексы, организующие разработку и выпуск конкурентоспособной продукции, инновационные фирмы, учреждения производственного и бытового сервиса, начиная от банков и страховых компаний до театров и стадионов.

Первые технополисы возникли в Японии и США на базе известных университетов и инженерных колледжей.

Системными элементами инновационной инфраструктуры, поддерживающими развитие инновационного предпринимательства, являются:

инновационные сети, создаваемые с целью содействия развитию инновационной деятельности в национальной и региональной экономике (общеевропейская сеть инновационных центров NICE -Networks of Innovation Centres in Europe, Ассоциация технологических и инкубационных центров Германии -ADT);

специализированные фирмы:

консалтинговые центры (оказание консультационных услуг в организационно-экономическом и правовом аспекте деятельности предприятия);

инжиниринговые группы (предоставление комплекса услуг по оптимизации инвестиционных ресурсов при разработке и реализации проекта);

лизинговые компании (приобретение у изготовителя оборудования для последующей сдачи его пользователю в аренду на определенных условиях); консультативно-экспертные группы (предоставление услуг по проверке новизны и качественного уровня научно-исследовательских, инновационных проектов и программ);

информационные компании (рекламно-издательские центры, средства массовой информации, являющиеся информационной базой обеспечения возможности для инвестиционной деятельности);

патентно-лицензионные фонды (обеспечение доступа к результатам научных исследований и конструкторско-технологическим разработкам, фиксируя их патентами и вынося на рынок инноваций);

центры маркетинговых исследований (осуществление маркетинговых функций исследования рынка и рекламно-информационной деятельности). Многообразие элементов инновационной инфраструктуры вызвано большим количеством функций, выполнение которых необходимо для обеспечения эффективного развития инновационной деятельности.