Развитие системы инновационно-технологического аудита

Долгосрочные приоритеты научно-технологического и инновационного развития Республики Беларусь и механизм их реализации

Развитие системы технологического прогнозирования и предвидения, формирование новых технологических платформ

 

Цель – принятие научно обоснованных управленческих решений по инновационному развитию экономики и созданию высокоэффективных производств, повышение рейтинга глобальной конкурентоспособности Беларуси по показателю “Инновационный потенциал”.

Задачи:

организация сбора, обработки, систематизации и анализа данных для оценки уровня развития и перспективности технологий и выработки системы мер по их коммерциализации, предоставление аналитических данных органам государственного управления, субъектам научно-технической, инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры;

прогнозная оценка перспективности направлений и проектов, предлагаемых для включения в программы инновационного развития различного уровня;

информационная и экспертная поддержка принимаемых управленческих решений по вопросам конкурентоспособности, перспективности и ресурсообеспеченности инновационных производств;

информационная и организационная поддержка формирования технологических платформ как нового для Республики Беларусь дополнительного механизма государственно-частного партнерства в области инновационного научно-технологического, социально-экономического развития страны, направленного на улучшение взаимодействия и развитие кооперации между представителями науки, промышленности, органов власти, гражданского общества в наиболее перспективных крупных направлениях инновационного развития, связанных технологически и (или) имеющих единую область применения результатов, и (или) имеющих единое функциональное назначение.

Механизмы реализации:

 

создание и совершенствование правовых основ, методики и информационно-аналитических средств комплексной оценки и прогнозирования развития технологий и производств (срок – 2012 год);

разработка технологических прогнозов для конкретных технологических решений на основе заключений экспертных рабочих групп;

развитие информационной системы для доведения перспективных предложений до потенциальных инвесторов;

информационная, методологическая и организационная поддержка государственно-частных инициатив по формированию технологических платформ в приоритетных секторах экономики и социальной сфере страны.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси.

 

 

Ключевым инструментом формирования и реализации долгосрочных приоритетов научно-технологического и инновационного развития Республики Беларусь должна стать Национальная инновационная стратегия развития Республики Беларусь на 2011 – 2025 годы, которая будет разработана в 2011 году совместно с государственными органами, научными организациями и учреждениями образования, а также профессиональными ассоциациями и объединениями предпринимателей.

Основные цели названной стратегии:

формирование системного видения места Республики Беларусь в современном мире;

проектирование миссии и желательного места Республики Беларусь в мире к 2025 году с учетом влияния внешних и внутренних факторов развития;

определение стратегии практических действий белорусского государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом обеспечения конкурентоспособности как основы национальной безопасности страны.

В Национальной инновационной стратегии развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается отразить следующие вопросы (в виде соответствующих разделов):

узнаваемости бренда «Беларусь» в мире, формирование и поддержание позитивного имиджа Республики Беларусь как места, исключительно благоприятного для инноваций и инвестиций в инновационную деятельность;

формирования и стимулирования спроса на инновации и инновационную продукцию на внутреннем рынке;

определения места Республики Беларусь в системе международного разделения труда: оценка и перспективы конкурентоспособности национальной экономики, ориентация на внешние рынки;

международное сотрудничество Республики Беларусь в научно-технологической сфере, развитие международной кооперации;

участие белорусской науки в научных проектах глобального масштаба;

человеческий потенциал Республики Беларусь: оценка и перспективы:

трудовые ресурсы: образование и профессиональная подготовка;

демографическая ситуация в стране и спрос на инновации;

используемые технологии и инновационные практики;

инфраструктура поддержки инновационной и предпринимательской деятельности;

внешний трансфер знаний и технологий;

формирование и развитие сетей в сфере науки;

институциональное развитие НИС;

стратегические приоритеты инновационного развития Республики Беларусь;

стандартизация и техническое регулирование: ключевые направления развитие национальной системы менеджмента качества;

институциональное развитие основных подсистем белорусского общества:

развитие кредитно-финансовой системы;

развитие системы государственного управления;

развитие системы здравоохранения;

тенденции глобального развития: участие Республики Беларусь в интеграционных процессах на Евразийском континенте.

Разработку НИС развития Республики Беларусь предполагается осуществить с использованием методологии Форсайта.

Механизм реализации долгосрочных приоритетов научно-технологического и инновационного развития Республики Беларусь предусматривает принятие:

новой редакции Закона Республики Беларусь “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь”, в целях интеграции Национальной инновационной стратегии развития Республики Беларусь на пятнадцатилетний срок в систему прогнозно-программных документов;

постановления Совета Министров Республики Беларусь “Об организации работ по подготовке проекта Национальной инновационной стратегии развития Республики Беларусь на 2011 – 2025 годы”;

Указа Президента Республики Беларусь “Об утверждении Национальной инновационной стратегии развития Республики Беларусь на 2011 – 2025 годы”.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси.

 

 

Основная функция системы инновационно-технологического аудита – оценка уровня технологического уклада производства, выявление проблем в технологиях и технологическом оснащении производства, разработка комплекса мероприятий по повышению уровня технологического развития организации.

Задачи:

оценка уровня технологического развития отдельных производств и организации в целом, в том числе по отнесению их к инновационным и высокотехнологичным;

определение потенциальных возможностей и потребностей внедрения технологических инноваций;

предотвращение предпринимательских рисков при осуществлении инновационной деятельности;

подготовка обоснованных выводов для включения конкретной организации в отраслевые и государственные программы технологического, технического и инновационного развития.

Механизмы реализации:

создание республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом отраслевых экспертных комиссий по проведению инновационно-технологического аудита (срок – 2012 год);

создание на базе ГКНТ экспертной комиссии по проведению инновационно-технологического аудита;

разработка отраслевых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих правила, порядок, методы, формы проведения инновационно-технологического аудита в организациях (срок – 2011 – 2012 годы);

формирование реестра экспертов в различных областях науки, технологий, видов деятельности для привлечения к работам по проведению инновационно-технологического аудита (срок – 2011 – 2012 годы);

оценка результатов инновационно-технологических аудитов организаций на заседаниях государственных научно-технических экспертных советов по приоритетным направлениям научно-технической деятельности Республики Беларусь для принятия на их основе соответствующих решений.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляет Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Председатель Госстандарта.

 

Развитие системы технического нормирования и стандартизации

 

Экспортный потенциал нашей продукции, ее конкурентоспособность на различных рынках в первую очередь обеспечиваются соответствием международным и европейским требованиям.

Внедрение технических регламентов и стандартов создаст реальные предпосылки для выпуска конкурентоспособной продукции, оптимального использования ресурсов, устранения технических барьеров в торговле, будет содействовать активному продвижению инноваций, внедрению современных форм и методов организации производства.

Для этого необходимо:

включение новых технологий и разработок в стандарты и тем самым расширение круга организаций, внедряющих результаты исследований и разработок;

упрощение доступа к процессу стандартизации всех заинтересованных сторон, в том числе разъяснение и доведение до сведения потребителей значения и преимуществ применения стандартов.

Участие Республики Беларусь в работе международных и европейских организаций по стандартизации является необходимым условием для обеспечения гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими стандартами.

Количество разработанных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации будет определяться планом государственной стандартизации Республики Беларусь, сформированным по предложениям республиканских органов государственного управления и других организаций и утверждаемым Госстандартом. На разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации планируется использовать средства республиканского бюджета.

Координацию работы по созданию эффективной системы технического нормирования, гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими стандартами во всех сферах деятельности осуществляют Председатель Госстандарта, Председатель ГКНТ

 

ВОПРОСЫ

к экзамену по предмету «Инноватика»

1. Сущность и содержание понятий «инновации», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».

2. Виды инновационной деятельности.

3. Технологический уклад – важнейшая характеристика экономического и научно-технологического развития общества.

4. Факторы обеспечивающие формирование инновационной экономики.

5. Сущность определения «инноватика».

6. Сущность внешних и внутренних факторов в формировании инновационной экономики.

7. Роль менеджмента в формировании инноватики.

8. Роль интеллектуального труда в формировании инновационной экономики.

9. Роль знаний в формировании инновационной экономики.

10. Сущность инновационной стратегии в развитии предприятия.

11. Теоретические и практические подходы к формированию стратегии инновационной деятельности.

12. Сущность роста конкурентоспособности в постиндустриальном обществе.

13. Факторы предопределяющие выход компании на новый рынок.

14. Сущность принципа «постоянного совершенствования» компании на рынке.

15. Роль лидера в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.

16. Критерии определяющие позицирование компании на рынке.

17. Сущность методологии построения стратегии инновационной деятельности компании.

18. Критерии оценки стратегии инновационной деятельности.

19. Сущность глобальных конкурентных преимуществ компании.

20. Факторы обеспечивающие лидерство компании на рынке.

21. Сущность перехода от «противостояния» к «сотрулничеству» в конкурентной борьбе.

22. Факторы обеспечивающие успешное функционирование компании на рынке.

23. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.

24. Роль инвестиций в инновационной деятельности.

25. Социальная и экологическая эффективность инноваций.

26. Инновационная стратегия венчурного предприятия: цель, содержание и принципы.

27. Сущность и роль государства в формировании инновационной экономики

28. .Законодательная и нормативная база Республики Беларусь в области инновационной деятельности.

29. Результаты реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь за 2007-2010 годы.

30. Сущность и задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

31. Инновационная политика Республики Беларусь.

32. Основные источники финансирования инновационной деятельности.

33. Сущность инновационного процесса в организации.

34. Основные типы инновационных организационных структур. Факторы предопределяющие параметры инновационных организационных структур.

35. Роль администрации в инновационной компании.

36. Условия предопределяющие эффективное функционирование инновационной компании.

37. Факторы восприимчивости организационных структур к инновациям.

38. Инновационная инфраструктура экономики Республики Беларусь: определения, состав, цели.

39. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность .

40. Особенности инновационной деятельности.

41. Региональная инновационная политика.

42. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности.

43. Роль мотиваций в инновационной деятельности.

44. Риски в инновационной деятельности.

45. Управление инновационными процессами на стадии жизненного цикла инновационного проекта.

46. Белорусский инновационный фонд: особенности функционирования.

47. Инновационные фонды как источники финансирования инвестиционной деятельности.

48. Научно-технические парки: принципы создания, направление деятельности.

49. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

50. Сущность венчурного предпринимательства.

51. Сущность и роль базовых элементов в развитии инновационной стратегии предприятия.

52. Факторы предопределяют устойчивое позицирование компании на рынке.

53. Роль лидера в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.

54. Роль менеджмента в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.

55. Сущность пошаговых действий в инновационной деятельности.

56. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.

 

57. Роль менеджмента среднего звена в формировании механизма инновационной стратегии предприятия на рынке.

58. Роль «обратной» связи на формирование устойчивого позицирования компании на рынке.

59. Сущность волнообразного (цикличного) развития экономики.

60. Риски в инновационной деятельности.

  1. Сущность жизненного цикла инновационной компании.

62. Факторы предопределяющие идеологию компании.

63. Роль политики в развитии компании.

64. Сущность инновационного процесса в организационных структурах.

65.Инновационная инфраструктура и её роль в инновационной экономике