Пирамида менеджмента

ПРЕДПОСЫЛКА ВЕРТИКАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Схема № 3

Системный подход в менеджменте

В 1940 г. Норбертом Виннером была издана книга "Кибернетика", послужившая предпосылкой наиболее значимому с момента возникновения научного менеджмента явлению в управленческой мысли – переходу к системному пониманию менеджмента. Наиболее заметными среди множества теоретиков правомерно признать Стейнли Янга и Герберта Саймона. Система представляет собой постоянное взаимодействие взаимодополняющих и взаимообусловленных элементов. Обязательным элементом является процесс, у которого есть вход и выход, влияние внешней среды и обязательная обратная связь.

Есть системы закрытые и открытые. Закрытые системы встречаются в природе очень редко. Менеджмент является открытой системой, поскольку его успех обеспечивается максимальным взаимодействием внешних условий.

Все системы делятся на большое количество подсистем. В то же время каждая система может рассматриваться как подсистема другой системы.

Все эти системы могут рассматриваться как простые и сложные, а также как большие и малые в зависимости от количества задействованных элементов и их равенства.

Рассматривая все общество и его экономику как большую открытую систему и считая, что и менеджмент следует анализировать на основе системного подхода, Г. Саймон пишет: "… всякая сложная система устроена по иерархическому, многоуровневому принципу. Это убеждение основывается на том, что каждая подсистема сложной системы выполняет определенную функцию, а из всех этих функций складывается функция системы в целом. И так же как "внутреннюю среду" всей системы можно охарактеризовать, описав ее функции и не вдаваясь в подробности ее устройства, "внутренние среды" каждой подсистемы можно определять, описывая их функции и не указывая подробности этой подсистемы". [Г. Саймон "Науки об искусственном" – М.; "Мир", 1972 г., стр. 90.] Говоря о сложности оценки иерархии, он указывает, что "одним из следствий этого является отделение высокочастотной динамики иерархии (связанной с внутренней структурой составляющих) от низкочастотной динамики (отражающей взаимодействия компонент)". [Там же, стр. 126.]

Современный подход рассматривает бизнес как большую, подвижную и очень сложную систему, где самые различные и меняющиеся факторы внешней среды влияет в целом на систему предприятия и в отдельности на каждый из составляющих его элементов.

В упрощенном свете на предприятии происходит комбинирование трех основных производственных факторов – труда, средств производства, сырья и материалов. Оно не осуществляется само собой подобно процессам, имеющим место в природе, а является результатом управления, то есть планирования и организационных усилий, осуществляемых человеком. Эти разновидности организаторской деятельности являются формами труда; надо принципиально различать два вида труда – исполнительскую и руководящую деятельность, осуществляемую менеджерами, что позволяет рассматривать эту деятельность в качестве самостоятельного производственного фактора. Задачи управленческого фактора формулируются следующим образом: определение и постановка целей, планирование, принятие решений, реализация планов и контроль. Упомянутое управленческое решение полномочны, принимать следующие субъекты: владельцы и руководящие органы (менеджеры).

Если владельцы являются одновременно распорядителями, то мы имеем дело с "предприятиями, управляемыми владельцами" (наиболее типично для малого бизнеса). На предприятиях такого рода владелец выполняет одновременно две функции: он несет риск, связанный с капиталом, и он же осуществляет управление предприятием, то есть осуществляет составление хозяйственного плана, принимает решения в отношении экономического развития предприятия, распределения его дохода и найма работников. Если владелец предприятия берет на себя только риск, связанный с капиталом, а управленческие решения возлагаются на управляющих, не имеющих долевого участия в предприятии, говорят о "предприятиях, управляемых менеджерами". Типичным примером такого предприятия являются компании, акционерные общества и т.д. Именно здесь мы имеем дело с классическим менеджментом. Владельцы (акционеры) собираются на общее собрание, избирающее наблюдательный совет, который, в свою очередь, назначает правление. Руководство текущими делами полностью возлагается на правление. Помимо владельцев и менеджеров существует еще и третий центр волеизъявления на предприятии, приобретающий все большее значение – участие работающих по найму в управлении предприятием. Особые проблемы связаны с противоречиями между интересами этих групп. Однако мы рассматриваем классическую пирамиду менеджеров, являющуюся следствием первого принципа А. Файоля – разделения труда – и не предполагающую в классической концепции каких-либо противоречий интересов.

<Paaaa

Вертикальное разделение труда связано с такими понятиями, как норма управляемости, или сфера управления.

Управляющий может непосредственно руководить определенным числом лиц, зная их психологию, мотивы, интересы и умения, темперамент, состояние здоровья, семейное положение, элементы квалификации.

В непосредственном управлении Top-manager по норме может быть 7±2 человек. (Руководитель должен знать все о своих сотрудниках. Количество последних зависит от уровня, к которому принадлежит менеджер.)

При этом считается, что норма управляемости, или сфера управления, естественно сужается, если заходит речь о персонале разного пола, разного возраста, национальности, разных религиозных убеждений и установок, разной квалификации. Однако однородный персонал сходной квалификации, усвоивший одну систему норм, уважающий общие авторитеты и идеалы, признающий и строго выполняющий один закон, позволяет существенно расширять нормы управления.

Примером широкой нормы управляемости является армия. Признаки налицо: все знают устав, одного пола, одного возраста.

Кроме того, широкую норму управляемости можно наблюдать в католической церкви. Признаки: духовный закон, идеал, понятия о том, что правильно, что справедливо, жесткие нормы и правила поведения.

Ограничения, вызванные именно нормой оптимального управления, как и факторы специализации, лежат в основе пирамиды менеджмента.

<Paaaa

Все менеджеры любой фирмы, как маленькой, где работают 50 человек, так и транснациональной корпорации, где задействовано 50 тыс. работников или больше, принадлежат к условным уровням пирамиды менеджеров.