Возможные искажения

Пример 5.4

Процедура выборки

Процедура выборки содержит ответы на три вопроса.

· Кто станет участником исследования (пол, возраст, психографические характеристики, другие критерии), и какие объекты подвергнутся исследованию (поставщики, конкуренты, параметры рынка, другие критерии)?

Исследователь должен определить, какая информация необходима, откуда ее можно взять и кто наиболее вероятно ею располагает. Так, например, если нужно исследовать поведение потребителей сотовых телефонов, стоит вопрос, кого опрашивать — студентов, бизнесменов, школьников, врачей, продавцов или всех их?

· Сколько объектов охватит исследование?

Большие выборки дают более надежные результаты, чем малые, поскольку в большей степени репрезентативны. При этом необходимо найти баланс между степенью репрезентативности выборки и стоимостью проведения исследования. Однако не менее важно качественное формирование выборки. Хорошо сформированная «по консистенции» выборка, но имеющая менее 1% потребителей продукта массового спроса, часто может дать хорошую надежность. Под «консистенцией» подразумевается степень соответствия участников исследования портрету характерного представителя целевой аудитории.

· Как будут отобраны объекты исследования?

Ответ на этот вопрос подразумевает выбор метода выборки (случайная или детерминированная), а также четкое определение, каким образом (где, при каких условиях) будет проводиться исследование.

Если мы проводим исследование среди посетителей цирка, то процедура выборки будет выглядеть следующим образом.

· Участниками исследования станут посетители цирка, родители (мать и отец), любого возраста.

· Исследование охватит 1000 человек.

· Простая случайная выборка, вопросы участникам исследования будут задаваться после представления по пути от цирка до остановок наземного транспорта или личных автомобилей. Три интервьюера будет задавать «на ходу» 3—4 вопроса о представлении и делать пометки в анкете, которая будет находиться у них на руках. Время одного опроса составит 1 минуту, зрители после представления расходятся примерно в течение 1 часа, 2 минуты предоставляется интервьюеру для поиска следующего респондента. Следовательно, за час один интервьюер опросит 20 человек (1 + 2 минуты = 3 минуты — опрос 1 респондента, 60/3 = 20 респондентов), 3 интервьюера опросят 60 человек. Таким образом, 1000 человек будут опрошены примерно за 17 дней.

При формировании выборки важно стараться в максимальной степени избежать возможных искажений.

· Систематические искажения представляют собой комплексные искажения, возникающие при определении процедуры выборки. Например, при телефонном опросе участвуют только те, у кого есть телефон.

· Искажения, вызванные нежеланием людей отвечать. Например, если респондент желает быстрее отделаться от интервью, т.е. ему не интересно или он спешит, то он может не вдаваться в суть вопросов и предоставлять информацию, не соответствующую действительности.

· Искажения, связанные со временем суток, в которые проводится исследование. Эти искажения обусловлены тем, что, например, днем дома находятся преимущественно безработные люди (домохозяйки, пенсионеры). Если телефонный опрос проводится днем, то результаты исследования будут обусловлены характеристиками этих групп.

Однако кроме искажений, связанных с методом формирования выборки и размером выборки, существуют невыборочные ошибки. Их можно разделить на пять групп.

1. все типы ошибок, обусловленные тем, что не все респонденты выборки дали ответы;

2. ошибки сбора данных;

3. ошибки обращения с полученными данными;

4. ошибки анализа собранных данных;

5. ошибки интерпретации полученных результатов.

К невыборочным ошибкам также можно отнести ошибки лиц, осуществляющих сбор данных, и респондентов. Кроме того, невыборочные ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные.

Контроль преднамеренных ошибок осуществляется двумя способами:

1. путем надзора за работой интервьюеров (например, сопровождение контролирующими лицами, прослушивание телефонных опросов);

2. путем проверки выполненной работы (например, проверка согласованности ответов респондента, повторные контакты с респондентами).

Контроль преднамеренных ошибок респондентов направлен на снижение числа случаев лжи и отказов участвовать в исследовании.

Уменьшение непреднамеренных ошибок интервьюеров осуществляется:

1. путем проведения ориентационных сессий;

2. путем разыгрывания ролей (интервьюер — респондент).

Для уменьшения непреднамеренных ошибок респондентов, в первую очередь, необходимо тщательно прорабатывать вопросники и инструкции к ним.