Капитальные вложения в причальные сооружения, перегрузочное оборудование и подвижной состав.
При сопоставлении проектируемых вариантов причалов и схем механизации для каждого из них определяют суммарные капиталовложения по всему комплексу сооружений:
К1 - капиталовложения в общепортовые сооружения
К2 - капиталовложения в крытые склады
К3 - капиталовложения на покрытия территорий
К4 - капиталовложения в подкрановые пути
К5 - капиталовложения в строительство причальных стенок и набережных
К6 - капиталовложения в перегрузочные машины и оборудование
Капиталовложения в портовые сооружения К1 могут определяться по сметной стоимости для каждого объекта в доли, относящейся на данный причал, или по укрупненным показателям, отнесенным к 1 пог. м причальной линии:
l - длина причала назначаемая в зависимости от длины судна и способа выполнения перегрузочных работ, м
- суммарный норматив капиталовложений на общепортовые сооружения, руб./пог. М
Капиталовложения в крытые склады:
- площадь типового крытого склада, м
- стоимость 1 м склада, руб/м
Капиталовложения на покрытия территорий и открытых складских площадок:
- площадь покрытия территории
- стоимость 1 м покрытия территории
Капиталовложения в подкрановые пути:
- длина подкрановых путей, м
- стоимость 1 пог. м подкранового пути, руб/м²
Капиталовложения в устройства стенок набережных:
К5 = 1,38(lcт+3Hст)γЦст
Lст – длина стенки, м
Hст – высота причальной стенки, м
γ-постоянный коэффициент изменения стоимости строительства
Цст – стоимость 1 пог. м стенки, руб.
Капиталовложения в перегрузочные машины и оборудование:
К6 =
- число машин первого типа
- стоимость машин первого типа в руб.
- стоимость прочего перегрузочного оборудования.
Стоимость перегрузочного оборудования определяют по прейскурантам, ценникам и данным заводов – изготовителей. Учитывают так же расходы по его доставке (в среднем 8-10%) и монтажу, которые принимают или по оценкам на строительно-монтажные работы, или в процентах от прейскурантной стоимости оборудования (15-20%).
В ряде случаев при сравнении вариантов учитывают определенную долю капиталовложений в контейнеры и поддоны, приходящиеся на проектируемый объект, а также в рейдовый флот, обслуживающий плавучие перегружатели.
Если какие-либо сооружения и машины используются не только на проектируемом причале, но и на других объектах, то на проектируемый причал относят только часть стоимости этих сооружений и машин, рассчитываемую пропорционально времени занятости машин на различных объектах и работах.
При перегрузке контейнеров и поддонов к грузообороту прибавляют вес перегружаемых порожних контейнеров (поддонов).
Затраты на приобретение контейнеров и поддонов (строп - контейнеров)
Nk и Nn – число контейнеров и поддонов, находящихся в течении навигации в порту,
Цk и Цn – стоимость одного контейнера и поддона, руб.
Число контейнеров и поддонов, находящихся в течении навигации в порту определятся по формулам:
- количество грузов ί – го вида в контейнерах и поддонах
- средний срок нахождения контейнеров (поддонов) в порту с грузом, сутки
- вес (нетто) контейнера (поддона) с ί – ым грузом, т.
- коэффициент запаса, учитывающий контейнера, находящихся в ремонте.
Наряду с общей суммой капиталовложений определяют удельные капиталовложения, т.е. отнесенные к грузообороту причала:
- общая сумма капиталовложений, руб.
- навигационный грузооборот, т.
Если в сравниваемых вариантах продолжительность обработки судов различна, то рассчитываются капиталовложения в транспортный флот на время грузовой обработки:
- строительная стоимость расчетного типа судна, руб.
- навигационный грузооборот причала, т.
- эксплуатационный период работы флота, сутки
- количество груза на судне расчетного типа, т.
- время грузовой обработки судна
- время ожидания судна обслуживания, учитываемое при неравномерном движении флота
Лекция 8. Себестоимость ПРР.
Себестоимость перегрузки одной тонны груза представляет собой совокупность всех эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 тонну перегружаемого груза. Иногда возникает возможность перегрузки не только тонны груза, но и тонно-операции. Себестоимость перегрузочных работ – один из важнейших экономических показателей работы флота. Ее величина находится прямой зависимости от технических, экономических и организационных факторов.
Важнейшие факторы, определяющие уровень себестоимости перегрузочных работ в порту – размер грузооборота, совершенство схем механизации и технологических процессов степень использования оборудования, специализация причалов, производительность труда портовых рабочих и др.
Главная задача работников порта – снижение себестоимости перегрузочных работ, т.к. при этом увеличивается рентабельность работы порта и уменьшается стоимость водных перевозок. Основные пути снижения себестоимости перегрузочных работ:
· комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ;
· применение экономических типов перегрузочных машин;
· снижение коэффициента переработки грузов.
· Совершенствование технолог и организации перегрузочных работ.