Лекция 3. Оптимальный режим обработки судов в порту.

Обработка судов в порту - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и высококачественной загрузки (разгрузки) судов путем эффективного использования имеющихся перегрузочных ресурсов. Поэтому в порту постоянно ведется поиск и обоснование новых, прогрессивных методов обработки судов, поиск оптимальных условий обработки, которые позволили бы порту снизить интенсивность обработки судов и добиться при обработке минимальных комплексных затрат.

Новая форма организации обработки судов - это оптимальный режим. Работа (обработка судов) в оптимальном режиме включает в себя внедрение П|Ю1рессивных технологических методов погрузки - выгрузки, что позволяет повысить производительность каждой технологической линии, уменьшить число рабочих на линии и увеличить выработку каждого рабочего; производительность труда докеров повышается: вследствие улучшения организации труда на погрузке - выгрузке.

При концентрации перегрузочных средств на причале сосредотачивается несколько механизированных линий. Фронт работ каждой перегрузочной машины сужается - это может привести к снижению производительности» Поэтому устанавливают границы концентрации. Нижнюю границу (минимальное число перегрузочных машин) принимают, исходя из необходимости, обеспечить обработку судна в сроки, определяемые нормами определяемыми нормативами. Наибольшее число перегрузочных машин, т.е. верхнюю границу их концентрации, определяют в зависимости от размеров судов и их конструктивных особенностей, количества и размеров ликов. Наличия надстроек. При этом учитывается характеристика перегрузочных машин, грузов, подлежащих перегрузке и габариты «подъемников». Количество одновременно работающих храмов не должно быть больше отношения длины погрузочно-разгрузочного фронта у судна к нормальному фронту работы одного крана. При этом длина погрузочно-разгрузочного фронта чаще всего определяется в зависимости от длины судна и длины надстроек. Число применяемых погрузочных машин определяется с учетом расположения надстроек, расположения и размером мачт. Лебедок и судовых кранов. Количество одновременно работающих кранов не может быть больше количества люков на судне, если обработка каждого люка возможна только одним краном, и удвоенного количества люков - при возможности обработки каждого люка двумя кранами. Возможность одновременной работы двумя кранами на один люк обусловлена размерами люка и габаритами «подъема».

При выделении на обработку судна постоянного на все время обработки числа перегрузочных машин, расчет ведется с учетом трюмной неравномерности. Полученное число - это верхняя граница концентрации. Большее число перегрузочных машин ставить нецелесообразно, т.к. Продолжительность обработки судна при этом: не уменьшается.

Оптимальный режим концентрации перегрузочных машин достигается путем сравнения экономических показателей при различном числе машин. Одним из условий оптимального режима обработки судов, является экономически целесообразная концентрация ресурсов.

Практика показала, что обработка каждого судна должна осуществляться таким количеством технологических линий, которые в конкретных условиях работы (в зависимости от характеристики грузопотоков, типов обрабатываемых судов, используемого перегрузочного оборудования) являются оптимальными.

Число одновременно обрабатываемых судов должно определяться так, чтобы можно было обеспечить оптимальную концентрацию технологических линий на каждом судне. Соблюдение этого принципа позволит довести количество одновременно обрабатываемых судов до экономически целесообразного значения, прикотором суммарные расходы по порту становятся минимальными.

Высокая интенсивность обработки судов достигается рациональной расстановкой перегрузочных машин по трюмам, благодаря этому сроки стоянки судов значительно сокращаются. Рациональная расстановка кранов означает работу нескольких машин на один люкбез снижения их производительности. Здесь учитываются длина судна, минимальное расстояние между кранами, при котором возможна нормальная работа машин, составление графика, который устанавливает порядок использования машин, Одновременно с портальными кранами, как правило, используют судовые грузовые средства. Это позволяет расширить фронт погрузо-разгрузочных работ. Расширение фронта обработки судна также может осуществиться путем организации загрузки судна с морской стороны (разгрузки на морскую сторону) судовыми средствами с привлечением барж и других средств портофлота.

Обработка судов в оптимальном режиме работы предусматривает сокращение времени на выполнение вспомогательных работ и максимально возможное совмещение их с перегрузочными. При этом необходимо четко определить перечень вспомогательных операций, последовательность их выполнения, продолжительность каждой и возможность их совмещения с основным.

Повышение интенсивности обработки судов сокращение стояночного времени это позволяет уменьшить время ожидания другими судами перегрузочных операций. В этом случае соответствующую роль играет график обработки судна.

В графике показывают: расстановку перегрузочных машин, последовательность к продолжительность загрузки (разгрузки) судна, работу каждой перегрузочной машины, время обработки каждого грузового помещения, время перехода перегрузочных машин с трюма на трюм. График является неотъемлемой частью обработки судов в оптимальном режиме.

Практика показала, что одним из условий оптимального режима обработки судов, является улучшение взаимодействия порта со смежными видами транспорта.

 

Лекция 4. Содержание и задачи технического нормирования на ПРР.

Техническое нормирование это метод изучения процессов труда, установление рациональной структуры производственных процессов и процессивных технически обоснованных норм времени и норм выработки.

Техническое нормирование обобщает передовой производственный опыт и способствует росту производительности труда. Определяет организационно-технические условия, способствующие внедрению разработанных норм.

Технические нормы изменяются с внедрением новой техники, совершенствования технологий.

Основой для разработки технологических процессов, планирования производства служат нормы выработки и нормы времена

Производственный процесс разделен на операции, которые бывают основными (технологическими) и вспомогательными. Технологические (захват, перемещение и укладка грузов). Вспомогательные (открытие и закрытие люков, сортировка, подсчет, перетаривание).

Технологические операции делят на начальные, промежуточные и конечные.

Начальная: захват груза. Конечная: штабелирования груза. Промежуточные операции состоят из операций перемещения груза из начального в конечное положение и операций, обеспечивающих перемещение грузов с одной машины на другую.

Основные перегрузочные операции: Судовая фронтальная (кордонная), передаточная, транспортная (внутрипортовая), складская, вагонная, автомобильная.

Нормативы для расчета норм на ПРР.

Для расчета норм в различных условиях устанавливают нормативы использования перегрузочных машин, нормативы времени на выполнение отдельных элементов и операций перегрузочного процесса, нормативы на обслуживание рабочего места и отдых, нормативы численности работников различной категории, необходимой для выполнения отдельной работы.

Нормативы времени устанавливают на выполнение ручных и машинно-ручных операций, [нормативы в зависимости от расчленения работ на отдельные элементы бывают дифференцированные (элементные) и укрупненные, а по сфере применения - на общесоюзные, отраслевые, местные.

Дифференцирование: вес подъема для разных грузов, скорости подъема; нормативы на элементы цикла перегрузочных машин (подъем и опускание, поворот стрелы, зацепка и отцепка грузовых ватных устройств, захват и опорожнение груза грейферами и другими приспособлениями, установка устройств и наблюдение за ними); нормативы времени на подготовительно-заключительные работы.

Укрупненные: нормативы продолжительности циклов перегрузочных машин; численности рабочих комплексных бригад; технической производительности перегрузочных машин и установок.

Нормативами времени должны быть учтены все факторы и особенности, влияющие на продолжительность выполнения операций в некоторых условиях. Для установления нормативов времени исследуют перегрузочные работы, выполняемые с применением современной техники, рациональной технологии.

Порядок разработки нормативов времени на элементы, из которых состоят операции технологического процесса перегрузки грузов.

1. Составляют перечень элементов изучаемой операции и их характеристики:

2. назначение элементов; место выполнения; способ производства работ;

3. Выбирают объект изучения (передовую комплексную бригаду); на месте производства работ заполняют общую часть наблюдательного места.

4. На месте наблюдения сверяют условия работы фактические с «типовыми».

5. Проводят наблюдения и заносят их результаты в наблюдательный лист.

6. Обрабатывают результаты натурных наблюдений, занося в хронометражный ряд значения, полученные при одном и том же весе груза, той же длине перемещения.

7. Производят анализ полученных нормативов, в зависимости от их основных факторов. Например - время укладки одного места груза в штабель – в зависимости от веса груза и высоты укладки. Зависимость указана на графике.

7. По графику составляют таблицу нормативов времени на выполнение данного элемента при различных значениях факторов.

 

Лекция 5. Номенклатура и специфические свойства

генеральных грузов.

Генеральными грузами называются штучные грузы очень широкой номенклатуры. Они характеризуются большим разнообразием форм объема, массы и габаритов и подразделяются на бестарные (рельсы, трубы, стройматериалы) и тарно-упаковочные (ящики, бочки, мешки, тюки). Эти грузы можно классифицировать по многим признакам: размером, способам маркировки, массе, режиму хранения, физико-химическим свойствам, способам перегрузки.

Одним из основных транспортных свойств генеральных грузов является свойство их к транспортировке в наиболее общих условиях. Отсюда и название «генеральный» от английского слова «general» - общий. В одном трюме может бытьпомещено несколько десятков наименований генеральных грузов, отличающихся упаковкой, размерами, товарными свойствами, но объединенных по совместимости при морской перевозке.

Генеральные грузы перевозят на судах, имеющих две или три грузовые палубы (пайол, твиндек, шельтердек). Эти палубы предназначены для лучшего размещения штучных грузов. Довольно часто для перевозки генеральных грузов, имеющих прочную тару, используют другие типы сухогрузных судов.

Высота штабелирования генеральных грузов зависит от прочности упаковки грузовых мест, а также от способа их укладки» Для большей части штучных грузов установлено ограничение по высоте штабелирования в пределах, соизмеримых с высотой грузовых помещений. Однако прочность тары достаточная при действии нормальных нагрузок, не всегда может обеспечить сохранность штучных грузов в нижних слоях вследствие возникновения значительных динамических нагрузок при: качке судна.

Правильное решение проблемы сохранение упаковки различных генеральных грузов, размещенных в одном трюме зависит от прочности их тары. Сохранение же качества грузов, его товаркой кондиции на прежнем уровне может быть обеспечено при условии, что специфические свойства одних грузов не окажут влияния на свойства других.

Так размещение в одном грузовом помещении партий груза, выделяющих резкий запах, вредные испарения, и грузов, способных поглощать эти выделения, может привести к потере товарной ценности второй партии»

Качество одних грузов может быть снижено вследствие обеспечения нормального режима в трюмах для других грузов» Например, повышение относительной влажности до 80-90% для сохранения фруктов может стать губительным длязерновых грузов, если бы они перевозились вместе с фруктами. И наоборот, понижение влажности до 65-60% с целью сохранения зерновых грузов приведет к порче фруктоз.

Физика-химические свойства генеральных грузов весьма разнообразны, поэтому для обеспечения сохранной морской перевозки необходимо размещать в одном трюме грузы, близкие друг к другу по своим специфическим свойствам о

В трюме должен поддерживаться общий режим, наиболее благоприятный для всех размещенных в нем грузов.

Совместимость грузов устанавливается при подготовки и составлении грузового плана с помощью долгого и кропотливого подбора однородных по специфическим свойствам и по другим признакам близких грузов.

Для определения условий совместимости генеральных грузов необходимо учитывать также особенности температурно-влажного и вентиляционного режимов для каждого груза в отдельности. Нельзя совмещать в одном трюме грузы, требующие различных влажностных режимов. Большинство гигроскопических грузов требует поддержания в грузовом помещении относительной влажности воздуха близкой к значениям параметров стандартной атмосферы (около 65-75%).

Чрезмерная влажность атмосферного воздуха приводит к порче ряда грузов под воздействием биохимических процессов. Слишком низкая влажность воздуха в трюмах приводит к усушке груза и потери им некоторых свойств.

При комплектовании генеральных грузов по грузовым трюмам нужно учитывать интенсивности вентиляции, которая задается обычно числом обмена воздуха. Например, если задан вентиляционный режим - три обмена в час, то значит нужно за каждый час пропустить через данное помещение свежий воздух в объеме, равном трехкратному объему этого помещения.

При составлении списка грузов, помещаемого в одном трюме, твиндеке иле шельтердеке, необходимо внимательно изучить данные рекомендованных температурно-влажностных и вентиляционных режимов этих грузов. Например, близкие по рекомендованной относительной влажности около 65% табак и ткани требуют разных температурных и вентиляционных режимов хранения: рекомендованная температура для табачных изделий 12-14°С, а для тканей до ЗО°С; тканям достаточно умеренной вентиляции, а для табачных изделий рекомендуется усиленный воздухообмен.

 

Лекция 6. Связь между технологией ПРР и техническими

средствами ее реализации.

Перегрузочный процесс в порту включает в себя ряд операций, выполняемых в трюме, на причале, в железнодорожном вагоне и на складе при этом во всех случаях независимо от технологической схемы осуществляются захват груза в первоначальном положении, его перемещение в конечное положение и укладка в конечном положении. Все операции выполняются различными способами с применением разнообразных средств.

Совокупность способов перегрузки грузов и применяемых при этом средств называют технологией перегрузочных работ. Технологией определяются перечень операций погрузки (или выгрузки) грузов, последовательность и способы их выполнения, используемые устройства и приспособления (грузозахватные и другие), перегрузочные установки и машины малой механизации (погрузчики, специальные трюмные, вагонные и складские машины).

Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ в порту разнообразны, ибо различны перегружаемые в порту грузы и условия их перевалки. Даже при перегрузке одною и того же груза возможны несколько вариантов технологии. Из них выбирают такой вариант, при котором достигаются высокая производительность труда, сокращение стояночного времени судов и минимальные издержки на выполнение погрузочно-разгрузочных работ при обеспечении безопасности докеров и сохранности грузов.

Характер технологии в порту определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются: род перегружаемого груза и его транспортная характеристика; объем, регулярность и направление грузопотоков; способы перевозки (в пакетах, контейнерах, штабелях с поштучной укладкой) и характеристика используемых транспортных средств (судов, железнодорожных вагонов, автомобилей); способы складирования (поштучно в штабелях, в пакетах в штабелях); характеристика складов (открытых, закрытых, одноэтажных, многоэтажных) и их удаленность от причала; технико-эксплуатационные характеристики и конструктивные особенности перегрузочных машин; квалификация кадров и т. д.

Чем больше факторов принимается во внимание и чем полнее они учитываются при выборе технологии, тем рациональнее технология. Под оптимальной технологией перегрузочных работ понимается такая технология, при которой достигаются наилучшие результаты (высокая производительность труда, максимальный уровень комплексной механизации и др.) при минимальных в конкретных условиях затратах трудовых, материальных и прочих ресурсов. Оптимизация технологии перегрузочных работ является обязательным условием перевода порта на работу в оптимальном режиме.

Пути совершенствования технологии погрузочно-разгрузочных работ различны, они определяются спецификой производственной деятельности и конкретно сложившимися в каждом порту условиями. Опыт организации погрузочно-разгрузочных работ в портах позволяет наметить основные направления совершенствования технологии. К мероприятиям в этой области, наиболее часто и эффективно применяющимся на практике, относятся: коренные изменения исходных условий выполнения перегрузочных операций; контейнеризация и пакетизация перевозок; комплексная механизация и автоматизация погрузо-разгрузочных работ; внедрение новых высокопроизводительных грузозахватных устройств, приспособлений, машин малой механизации; повышение уровня организации труда; специализация причалов и складов; повышение транспортабельности грузов и стандартизация тары; совершенствование технологии в портах; разработка на основе типовой прогрессивной технологии рабочих технологических карт и их применение в практике работы портов; повышение уровня трудовой и технологической дисциплины; рост квалификации портовых рабочих; социалистическое соревнование; изобретательство и рационализация.

Коренные изменения исходных условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ заключаются во вводе в эксплуатацию специализированных судов и железнодорожных вагонов» в реконструкции существующих и строительстве новых складов, применении высокопроизводительных машин и перегрузочных комплексов и т. п. Основные направления совершенствования технологии погрузочно-разгрузочных работ в морских портах и повышения ее эффективности заключаются в контейнеризации и пакетизации грузов.

Коренным образом меняется технология погрузочно-разгрузочных работ при обработке специализированных судов: контейнеров, ролкеров и др. Для приема и обработки таких судов сооружают специальные перевалочные комплексы. Использование этих судов требует существенного изменения оборудования портов. Однако затраты на переоборудование портов оправдываются: при правильной организации работ резко сокра­щаются сроки обработки судов, что позволяет получить значительный экономический эффект. Эффективно используются лихтеровозы, перевозящие погруженные в лихтеры грузы. Загрузка-разгрузка лихтеровозов осуществляется на рейде.

Коренным образом меняется технология, значительно повышается производительность труда и сокращаются сроки доставки грузов при их перевозке в бесперегрузочном сообщении. В этом случае груз, погруженный в подвижной состав какого-либо вида транспорта, следует в нем до пункта назначения, хотя перевозка выполняется несколькими видами транспорта. Характерными примерами такого сообщения являются желез-нодорожно-морские паромные переправы между материком и о. Сахалин (Ванино—Холмск), на Каспийском море (Баку— Красноводск), на Черном море (Ильичевск—Варна). Изменение технологии перегрузки навалочных грузов связано зачастую с применением новых перегрузочных установок, вызванным изменением форм предъявления груза к перевозке.

В зарубежной практике осваивается способ перегрузки некоторых навалочных грузов в виде пульпы (взвеси мелких нерастворимых частиц в воде). Перегрузка осуществляется гидронасосами.

Рассмотренные пути повышения уровня технологии являются кардинальными и, как правило, связаны с коренными изменениями исходных условий перегрузочного процесса. В практике работы портов известны и другие — организационно-технические и организационные — пути совершенствования существующих схем механизации и принятых способов перегрузки, например посредством улучшения грузозахватных устройств и приспособлений (ГЗП), лучшей организации труда портовых рабочих.

Выбор ГЗП заслуживает самого пристального внимания, ибо последние являются важным средством комплексной механизации и автоматизации работ по перегрузке грузов. Грузозахватные устройства и приспособления разнообразны по конструкции к характеристикам, ибо различны условия перегрузочных операций в портах и перегружаемые грузы, для которых предназначены ГЗП. Несмотря на разнообразие, все ГЗП должны удовлетворять ряду требований, основными из которых являются:

максимальное использование грузоподъемности, скоростных и маневренных возможностей основной перегрузочной машины;

возможность комплексной механизации перегрузочного процесса; удобство и быстрота выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

минимальные затраты времени и труда на выполнение отдельных элементов рабочего цикла (захват груза, его отдача и др.);

простота эксплуатации;

минимальные расходы «а изготовление и обслуживание;

многократность использования; сохранность груза;

безопасность погрузочно-разгрузочных работ.

Аналогичные требования предъявляются к такелажу, перегрузочному инвентарю и средствам пакетирования.

Грузозахватные приспособления постепенно развиваются, совершенствуются, появляются их новые типы. Основными направлениями дальнейшего развития и совершенствования навесных ГЗП к кранам для тарно-штучных грузов являются:

повышение надежности захвата и удержания груза;

обеспечение полной сохранности тары и груза в процессе перегрузочных операций; ускорение процесса захвата и отдачи груза;

автоматизация операций отстропки и застройки груза и повышение на этой основе производительности кранов.

Повышение надежности захвата и удержания груза, а также обеспечение его полной сохранности являются обязательными требованиями, учитываемыми при совершенствовании конструкции ГЗП всех видов и распространяемыми па условия выполнения всех погрузочно-разгрузочных работ. Эти меры позволяют повысить безопасность перегрузочных операций, устранить травматизм, одновременно сократить случаи порчи груза, уменьшить расходы, связанные с коммерческим браком.

Сокращение времени, затрачиваемого на застройку и отстропку груза, может быть достигнуто путем внедрения автоматических и полуавтоматических ГЗП, автоматических захватов для контейнеров и др. Задача сокращения времени выполнения отдельных операций может быть решена также более широким применением ГЗП притягивающего типа: грузоподъемных магнитов, вакуумных захватов и т. п.

Применяемые ныне электромагниты имеют ряд недостатков: большую массу (например, масса электромагнита М-61 составляет 5500 кг); что снижает использование грузоподъемности крана на 25-30 %; неизбежность намагничивания судна и навигационных приборов и др. Поэтому необходимы новые модификации электромагнитов для судовых работ с большей силой тока и автоматом для переключения полярности.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике строительно-монтажных работ получили широкое применение вакуумные захваты. Они дают возможность поднимать груз без специальных рымов и подобных им приспособлений, облегчают разворот поднимаемого груза, повышают удобство его захвата и отдачи.

Необходимо дальнейшее совершенствование грейферных механизмов. Для увеличения производительности перегрузки следует оборудовать краны устройствами для принудительного разворота грейфера. С целью более полного использования грузоподъемности крана намечены меры по снижению массы грейфера. Сейчас его масса весьма высока и составляет 30-36 % грузоподъемности крана.

Снижение массы грейфера достигается применением при его изготовлении легких сплавов. Это позволяет увеличить массу зачерпываемого груза, повысить производительность работ, снизить удельный расход электроэнергии вследствие уменьшения нагрузки на канаты при холостом ходе, уменьшить общую нагрузку на конструкции и механизмы крана, сократив тем самым расходы на его ремонт, и т. п.

Развитие навесных ГЗП и погрузчиков для перегрузки тарно-штучных грузов должно идти по пути увеличения их универсальности. Для этого грузовые каретки погрузчиков должны быть одного конструктивного исполнения, что позволит унифицировать узлы навешиваемых ГЗП. Наличие таких кареток даст возможность обеспечить нормальную техническую эксплуатацию механизмов и однозначно решать вопросы надежности и долговечности их работы.

Важным направлением в развитии навесных ГЗП к погрузчикам является замена, рабочих органов пневматическими присосами и широкое применение вакуумных захватов. Не меньшего внимания заслуживают вопросы выбора и совершенствования машин малой механизации.

При выборе погрузчиков исходят из их грузоподъемности, производительности,

габаритных размеров и массы. Масса трюмного погрузчика не должна превышать грузоподъемности крана, используемого при обработке судна.

Грузоподъемность погрузчика должна быть не меньше, чем масса одногог пакета или одного грузового места (при значительной массе и больших габаритных размерах грузовых мест, а также при возможности транспортировки каждого грузового места в отдельности).

Следует помнить что, допустимая, нагрузка на вилы погрузчика погрузчика обусловливается положением центра тяжести груза относительно направляющих каретки. Эффективность работы повышается при условии применения на погрузчике съемных грузозахватных приспособлений: клещевых, раздвижных вилочных, боковых, когтевых рычажных и др.

В настоящее время порты располагают большим количеством погрузчиков отечественного и иностранного производства. При изготовлении ряда типов отечественных погрузчиков промышленность базировалась на автомобильных узлах, что ограничивало маневренность погрузчиков. Поэтому проводились работы по проектированию погрузчиков повышенной грузоподъемности: 1,2; 3,2; 5 т. Были также разработаны технические условия на закупку импортных авто- и электропогрузчиков грузоподъемностью до 10 т. В основном сейчас в морских портах используются - и весьма успешно - вилочные погрузчики некоторых иностранных фирм.

При выборе технологии перегрузки груза решаются и другие задачи: обосновываются вид и масса определяются способы его формирования, производительность механизированной линии и Грузозахватное приспособление выбирают исходя из того, что оно позволяет формировать пакеты такой массы, при которой грузоподъемность перегрузочной машины используется наиболее полно.

Одним из показателей, характеризующих уровень технологии, является производительность механизированной линии. Обычно при ее расчете определяют интенсивность погрузочноразгрузочных работ в наиболее производительном звене перегрузочного процесса (им обычно является основная перегрузочная машина) и стремятся к тому, чтобы производительность в других звеньях была не ниже. Иначе говоря, производительность ГЗВ во всех звеньях перегрузочного процесса должна быть равна или быть выше производительности основной перегрузочной машины.

Если такой интенсивности работ во всех звеньях добиться невозможно, то производительность механизированной линии будет определяться интенсивностью погрузочно-разгрузочных работ в наименее производительном (лимитирующем) звене. Чаще всего такими звеньями являются трюмные или вагонные. Уровень технологии и ее эффективности, в значительной степени зависят от состояния технологической работы в портах. Интенсивное развитие технологии, необходимость ее постоянного совершенствования обусловили появление в портах и пароходствах технологических подразделений в качестве самостоятельных звеньев.

Основные задачи технологических подразделений портов состоят: в разработке и внедрении оптимальной технологии погрузки-выгрузки грузов на основе передового опыта портов, а также передового зарубежного опыта; во всемерном сокращении времени обработки судов и железнодорожных вагонов; в разработке и осуществлении мероприятий по комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; в постоянном совершенствовании способов и средств выполнения погрузочно-разгрузочных работ; в улучшении существующих и разработке новых ГЗП, оснастки и т. п.

В задачи технологической службы входят отработка и оформление рабочих технологических карт и другой технологической документации, отражающих прогрессивные технологические процессы и предназначенных для передачи непосредственным исполнителям («а причалы, в бригады), а также повышение уровня технологической дисциплины в порту, высокая требовательность к работникам порта в отношении поддержания технологической дисциплины, систематический контроль соблюдения в порту принятой технологии, анализ выполняемой работы.

Для выполнения указанных задач в портах функционируют самостоятельные технологические отделы.

В некоторых портах технологические отделы объединяются с другими подразделениями (иногда ничего общего не имеющими с технологией).

Следует заметить, что искусственное объединение групп, имеющих различные задачи и функции, не может быть признано правильным и отвечающим интересам совершенствования технологии.

Опыт показывает, что на тех предприятиях, где этой службе уделяется необходимое внимание, численность и состав технологических подразделений отвечают современным требованиям, заметны успехи в деле внедрения прогрессивной технологии. Совершенствование организации труда на перегрузочных работах также необходимо для оптимизации режима производственной деятельности портов.

Организацией пруда в портах называют комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективную производственную деятельность коллектива портовиков, направленную на достижение полною использования средств и на повышение производительности труда, на обеспечение благоприятных условий труда, сохранение здоровья рабочих и поддержание их работоспособности на высоком уровне.

К мероприятиям по совершенствованию организации труда относятся: рациональное распределение работающих по рабочим местам, своевременная и качественная подготовка рабочих мест, улучшение организации обслуживания рабочих мест, внедрение оптимального режима труда, регулирование рабочего времени и времени отдыха и т. п.

Комплексно-механизированные технологические линии перегрузки тарно-штучных генеральных грузов открытого и закрытого хранения в морском порту. При перегрузке штучных грузов на причале порта выполняются следующие основные операции: перемещение и укладка (разборка) груза внутри трюма: перемещение груза из судна на берег или обратно; перемещение и укладка (разборка) груза в складе; перемещение груза из склада (из судна) в вагон (автотранспорт) или наоборот. Для выполнения этих операций в зависимости от конкретных условий может попользоваться одна машина, выполняющая, все операции, или на каждой операции применяться специальный тип машины и оборудования.

Для перегрузки штучных грузов из судна на берег и в обратном направлении применяются различные типы кранов и перегружателей, которые способны перемещать грузы различной массы и формы как вертикально, так и горизонтально. Конвейеры по своим техническим данным малопригодны для таких целей и почти не применяются для перегрузки штучных грузов. Исключение составляют конвейерные установки для перегрузки штучных грузов из грузопассажирских судов, мешкоразгрузочные машины для загрузки речных и морских судов и некоторые другие.

Наибольшее применение в отечественных речных портах нашли портальные электрические краны с переменным вылетом стрелы, обладающие высокими скоростями, большой маневренностью; портал дает возможность использовать прикордонную часть причала для размещения железнодорожных путей.

 

Лекция 7. Расчет технико-экономических показателей

для анализа и оценки вариантов механизации.

Анализ и оценка рассматриваемых вариантов механизации и технологии ПР производятся на основе сравнения технико-экономических показателей. При проектировании новых схем механизации их основные показатели должны сопоставляться с такими же показателями лучших отечественных и зарубежных схем механизации для аналогичных условий.

К основным технико-экономическим показателям относятся удельные капиталовложения в причальные и другие инженерные сооружения, перегрузочное оборудование и транспортные средства (н-р: ж/д подвижный состав) в доле, соответствующий времени стояния транспортных средств под обработкой: себестоимость перегрузочных работ и удельные эксплуатационные расходы по транспортным средствам за время их стояния под грузовыми операциями и в ожидании обработки, коэффициент сравнительной экономической эффективности или срок окупаемости дополнительных капиталовложений. Более двух вариантов сравнивают по суммарным приведенным удельным затратам, связанные с ПР и стоянкой транспортных средств под обработкой (с учетом нормируемого ожидания обработки).

Важное значение для действующих и новых объектов имеют такие показатели как уровень рентабельности и эффективности использования основных средств производственных фондов (фондоотдача).

Кроме основных стоимостных показателей для оценки вариантов пользуются также дополнительными натуральными показателями, включающими производительность труда: уровень комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ, продолжительность обработки судов и вагонов: пропускную способность причала, улучшение условий труда: надежность перегрузочных машин и установки в целом: расход электроэнергии, топлива и др.

В зависимости от назначения технико-экономические показатели рассчитывают с разной степенью точности и детализации.

При анализе и планировании работы причалов и порта учитывают все виды расходов по отдельным статьям и вскрывают причины их изменения.

При сравнении отдельных вариантов на первой стадии проектирования применяют укрупненные методы расчетов без подробной детализации затрат по отдельным элементам. Для этой цели проектными организациями составляются укрупненные нормативы затрат по отдельным элементам, наиболее часто встречающимся в проектных расчетах. Кроме того, те затраты, которые в сопоставляемых вариантах остаются неизменными, в расчеты могут не вводиться т.к. на выбор оптимального варианта не влияют. Точность расчетов и степень учета всех факторов, влияющих на величину экономических показателей, для всех вариантов должны быть обязательными.