Сухой ход компрессора

 

Особенностью рассмотренных выше циклов с регулирующим вентилем и переохлаждением жидкого хладагента, является всасывание компрессором влажного пара и сжатие его до состояния сухого насыщенного пара, т.е. «влажный ход компрессора». Такой режим работы компрессора теоретически является выгодным, т.к. он приближает процесс холодильной машины к идеальному циклу Карно (машины).

В практических условиях компрессор работает «сухим ходом», т.е. всасывает сухой насыщенный или перегретый пар (хладагент). Для обеспечения сухого хода компрессора в схеме холодильной машины должен быть добавлен еще один элемент, вспомогательный аппарат – отделитель жидкости, в который поступает хладагент со степенью сухости состояния точки 1 на диаграмме, где в результате уменьшения скорости и изменения направления движения, капельки жидкости отделяются от образующегося пара. Жидкость в этом аппарате стекает вниз, откуда поступает обратно в испаритель. Здесь , она дополнительно кипит при постоянной температуре , соответствующей давлению , отнимающей тепло от охлаждаемой среды в процессе 4-1.

Сухой ход в условиях действительного процесса оказывается практически выгодным. Во-первых, чем выше температура пара, засасываемого компрессором, тем мене интенсивен теплообмен пара со стенками цилиндров, который уменьшает холодопроизводительность компрессора и увеличивает расход электроэнергии на сжатие пара.

Поэтому на диаграмме практического цикла холодильной машины, сжатие начинается с точки .

Во-вторых, при сухом ходе компрессора исключается возможность гидравлического удара в цилиндрах при попадании в них хладагента.

В практических условиях, компрессор засасывает пар хладагента перегретым на 5…15°С выше - для аммиака, и на 20…30°С - для хладона-12.

 

Принципиальная схема и цикл одноступенчатой аммиачной холодильной машины

Принципиальная схема включает лишь основные элементы машины, необходимые для осуществления ее цикла. Вспомогательные элементы (аппараты, арматуру и др.), которые могут играть роль в обеспечении надежного и безопасного функционирования машины, на принципиальных схемах обычно не показывают.

Точка 1 соответствует состоянию перегретого пара, всасываемого компрессором. В целях предотвращения «влажного хода» пар в этой точке должен быть перегрет, т.е. иметь температуру на 5…10 0С выше температуры насыщенного пара в точке 1”.

Процесс перегрева пара 1”-1 может происходить внутри испарителя, частично во всасывающем трубопроводе и во всасывающей полости самого компрессора. Обычно перегрев в трубопроводе при рассмотрении принципиальных схем и циклов не учитывают. На схеме показано, что точка 1” находиться «внутри» испарителя.

Процесс сжатия пара 1-2 осуществляется в компрессоре. Пар сжимается от давления кипения Р0 до давления конденсации Рк. Этот процесс считают изоэнтропным (s=const), протекающим без трения между молекулами и без теплообмена с окружающей средой,- особый случай адиабатного процесса.

В точке 2 хладагент находиться в состоянии сильно перегретого пара при давлении Рк. Для совершения процесса сжатия 1-2 необходимо затратить работу l в кДж/кг, которую можно определить как разность энтальпий в конце и начале процесса:

.

Для того чтобы осуществить процесс конденсации, необходимо сначала понизить температуру перегретого пара до температуры насыщенного пара при давлении Рк. Процесс охлаждения пара (сбив перегрева) 2-2” может происходить в конденсаторе и частично в нагнетательном трубопроводе.

Процесс конденсации 2”-3’, т.е. превращения насыщенного пара в насыщенную жидкость, происходит при постоянных давлении Рк и температуре tк и сопровождается отдачей теплоты среде, охлаждающей конденсатор. Это скрытая или удельная теплота конденсации .

После завершения процесса конденсации при наличии соответствующих условий жидкий хладагент может быть здесь же, в конденсаторе, переохлажден (процесс 3’-3) от температуры насыщенной жидкости до более низкой температуры при том же давлении Рк.

Так как процессы 2-2”, 2”-3’ и 3’-3 протекают в конденсаторе, общая удельная теплота qкд в кДж/кг, отводимая в конденсатор:

.

Переохлажденный жидкий хладагент поступает в регулирующий вентиль, где осуществляется процесс дросселирования 3-4. При этом давление падает от Рк до Р0, а температура понижается от t3 до t0.

В процессе дросселирования полезная работа не совершается, а энергия в виде теплоты передается хладагенту и расходуется на частичное испарение жидкости. Поэтому при неизменной энтальпии возрастает его энтропия.

Процесс кипения 4-1” хладагента происходит в испарителе при постоянных давлении Р0 и температуре t0 и, так же как и процесс конденсации, является одновременно изобарическим и изотермическим. В процессах кипения 4-1” и перегрева 1”-1 энтальпия хладагента возрастает от i4 до i1. Величину , в кДж/кг называют удельной массовой холодопроизводительностью машины.

Удельная теплота, отводимая в конденсатор, равна сумме удельной массовой холодопроизводительности машины и рабы сжатия:

.

Последнее уравнение отражает тепловой баланс холодильной машины, соответствующий первому закону термодинамики.

 

Принципиальная схема и цикл одноступенчатой фреоновой холодильной машины

Особенностью фреоновых холодильных машин по сравнению с аммиачными является возможность использования компрессоров со встроенными электродвигателями (герметичных и бессальниковых), а также включения в схему регенеративного теплообменника (РТО), позволяющего повысить эффективность работы машины.

Пар из испарителя направляется в РТО, где он омывает змеевик, внутри которого протекает жидкий хладагент, поступающий из конденсатора. В результате теплообмена пар, забирая теплоту от жидкости, перегревается (процесс 1и-1то), а жидкость внутри змеевика переохлаждается (процесс 3-4).

Если пренебречь теплообменом с окружающей средой, то тепловой баланс РТО можно представить в виде равенства:

.

Задаваясь перегревом пара в РТО и определяя по диаграмме или таблице перегретого пара соответствующие значения энтальпий, из уравнения теплового баланса РТО находят энтальпию i4, по которой определяют положение точки 4.

Из РТО пар поступает в кожух компрессора и, омывая обмотку статора встроенного электродвигателя, еще более перегревается (процесс 1то-1).

.

Величина перегрева зависит от КПД и мощности встроенного электродвигателя. При построении цикла величину ΘКД принимают примерно равной 10…15 0С.