Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки
Понятие о статистической сводке
После того как первичный статистический материал собран и проконтролирован, переходят ко второму этапу статистического исследования – сводке материалов наблюдения.
Сводка – комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.
Простая сводка – операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.
Сложная сводка – это комплекс операций, включающих:
1) группировку единиц наблюдения;
2) подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности в целом;
3) представление результатов сводки и группировки в виде статистических таблиц.
По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.
При децентрализованной сводке (она используется, как правило, при обработке статистической отчетности) разработка материала производится последовательными этапами. Так, отчеты предприятий сводятся статистическими органами субъектов РФ, а уже итоги по региону поступают в Росстат и там определяют показатели в целом по народному хозяйству страны.
При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала и до конца. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований (перепись населения).
Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из следующих этапов:
1) выбор группировочных признаков;
2) определение порядка формирования групп;
3) разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;
4) разработка системы макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки.
Группировка – один из этапов сложной сводки.
Группировкойназывается распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам, в соответствии со следующим принципом: отличие между единицами одной группы должно быть меньше, чем различия между единицами, попадающими в разные группы.
Важнейший вопрос процесса группировки – это выбор группировочного признака и выделение групп. Группировочным признаком называется признак, по которому поизводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. Группировочный признак должен быть наиболее существенным из всего их множества. В основу группировки может быть положен как количественный, так и качественный признак. В качестве группировочных могут быть выбраны признаки, являющиеся результатом деятельности или факторами производства (последним отдается предпочтение).
Задачи, которые решаются с помощью метода группировки:
1) выделение социально-экономических типов явлений;
2) изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
3) выявление связи и зависимости между явлениями.
Виды статистических группировок.
I. Типологическая группировка– это разделение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.
Пример типологической группировки:
Таблица 2.1
Группировка промышленных предприятий одного из регионов России
по формам собственности (данные условные)
№ п/п | Группы предприятий по форме собственности | Число предприятий | |
Всего, ед. | В % к итогу | ||
Федеральная Муниципальная Частная Смешанная | 93,6 0,3 4,9 1,2 | ||
Итого | 100,0 |
II. Структурная группировка – разделение однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку на группы, характеризующие ее структуру.
Пример структурной группировки:
Таблица 2.2
Распределение работников строительной фирмы по уровню доходов (данные условные)
№ п/п | Группы работников по уровню доходов, руб. | Число работников, чел. | Удельный вес числа работников, % к итогу |
12500–15000 15000–17500 17500–20000 20000–22500 | 52,2 26,1 13,0 8,7 | ||
Итого | 100,0 |
Структурная группировка применяется при изучении состава населения по полу, возрасту, месту проживания, уровню доходов; состава предприятий по численности занятых, стоимости основных производственных фондов и т. д.
III. Аналитическая группировка – выявляет взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.
Пример аналитической группировки:
Таблица 2.3
Группировка коммерческих банков России по сумме активов баланса (данные условные)
№ п/п | Группы банков по сумме активов баланса, млн руб. | Количество банков, ед. | В среднем на один банк | |
Численность занятых, чел. | Балансовая прибыль, млрд руб. | |||
До 20000 20000–30000 30000–40000 40000–50000 50000 и более | 22,5 31,6 36,0 69,2 205,6 | |||
Итого | 60,0 |
Особенности аналитической группировки:
1) в основу группировки ставится факторный признак;
2) каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака;
3) с ростом факторного признака возрастает или убывает среднее значение результативного признака.
Группировка бывает простая и сложная.
Простая группировка – группы образованы по одному признаку.
Сложная группировка – группы образованы по двум и более признакам.
Аналитические группировки, построенные по одному признаку, и сложные группировки позволяют установить связь и определить ее направление между результативным и одним – тремя факторными признаками. Но часто этого бывает недостаточно, т.к. в действительности на изменение величины результативного признака оказывает влияние множество факторов, действующих в разных направлениях. Для исследования многофакторных связей используются многомерные группировки. Целью таких группировок является расчленение совокупности социально-экономических явлений на качественно однородные группы по большому числу признаков одновременно и определение на их основе связи и влияния факторных признаков на результативный.
Наряду с группировками, проведенными на основе первичного статистического материала, применяют группировки на основе сгруппированного материала, или вторичные группировки. К ним прибегают в тех случаях, когда проведенные ранее группировки не удовлетворяют целям исследования либо в отношении числа групп, либо с точки зрения сопоставимости данных.
Различают 2 способа образования новых, обычно укрупненных групп:
1) путем изменения интервала первичной группировки;
2) по удельному весу групп в общем итоге.