Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки

Понятие о статистической сводке

После того как первичный статистический материал собран и проконтролирован, переходят ко второму этапу статистического исследования – сводке материалов наблюдения.

Сводка – комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.

Простая сводка – операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.

Сложная сводка – это комплекс операций, включающих:

1) группировку единиц наблюдения;

2) подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности в целом;

3) представление результатов сводки и группировки в виде статистических таблиц.

По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.

При децентрализованной сводке (она используется, как правило, при обработке статистической отчетности) разработка материала производится последовательными этапами. Так, отчеты предприятий сводятся статистическими органами субъектов РФ, а уже итоги по региону поступают в Росстат и там определяют показатели в целом по народному хозяйству страны.

При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала и до конца. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований (перепись населения).

Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из следующих этапов:

1) выбор группировочных признаков;

2) определение порядка формирования групп;

3) разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

4) разработка системы макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки.

Группировка – один из этапов сложной сводки.

Группировкойназывается распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам, в соответствии со следующим принципом: отличие между единицами одной группы должно быть меньше, чем различия между единицами, попадающими в разные группы.

Важнейший вопрос процесса группировки – это выбор группировочного признака и выделение групп. Группировочным признаком называется признак, по которому поизводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. Группировочный признак должен быть наиболее существенным из всего их множества. В основу группировки может быть положен как количественный, так и качественный признак. В качестве группировочных могут быть выбраны признаки, являющиеся результатом деятельности или факторами производства (последним отдается предпочтение).

Задачи, которые решаются с помощью метода группировки:

1) выделение социально-экономических типов явлений;

2) изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

3) выявление связи и зависимости между явлениями.

Виды статистических группировок.

I. Типологическая группировка– это разделение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.

Пример типологической группировки:

Таблица 2.1

Группировка промышленных предприятий одного из регионов России

по формам собственности (данные условные)

№ п/п Группы предприятий по форме собственности Число предприятий
Всего, ед. В % к итогу
Федеральная Муниципальная Частная Смешанная 93,6 0,3 4,9 1,2
  Итого 100,0

II. Структурная группировка – разделение однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку на группы, характеризующие ее структуру.

Пример структурной группировки:

Таблица 2.2

Распределение работников строительной фирмы по уровню доходов (данные условные)

№ п/п Группы работников по уровню доходов, руб. Число работников, чел. Удельный вес числа работников, % к итогу
12500–15000 15000–17500 17500–20000 20000–22500 52,2 26,1 13,0 8,7
  Итого 100,0

Структурная группировка применяется при изучении состава населения по полу, возрасту, месту проживания, уровню доходов; состава предприятий по численности занятых, стоимости основных производственных фондов и т. д.

III. Аналитическая группировка – выявляет взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.

 

 

Пример аналитической группировки:

Таблица 2.3

Группировка коммерческих банков России по сумме активов баланса (данные условные)

№ п/п Группы банков по сумме активов баланса, млн руб. Количество банков, ед. В среднем на один банк
Численность занятых, чел. Балансовая прибыль, млрд руб.
До 20000 20000–30000 30000–40000 40000–50000 50000 и более 22,5 31,6 36,0 69,2 205,6
  Итого 60,0

Особенности аналитической группировки:

1) в основу группировки ставится факторный признак;

2) каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака;

3) с ростом факторного признака возрастает или убывает среднее значение результативного признака.

Группировка бывает простая и сложная.

Простая группировка – группы образованы по одному признаку.

Сложная группировка – группы образованы по двум и более признакам.

Аналитические группировки, построенные по одному признаку, и сложные группировки позволяют установить связь и определить ее направление между результативным и одним – тремя факторными признаками. Но часто этого бывает недостаточно, т.к. в действительности на изменение величины результативного признака оказывает влияние множество факторов, действующих в разных направлениях. Для исследования многофакторных связей используются многомерные группировки. Целью таких группировок является расчленение совокупности социально-экономических явлений на качественно однородные группы по большому числу признаков одновременно и определение на их основе связи и влияния факторных признаков на результативный.

Наряду с группировками, проведенными на основе первичного статистического материала, применяют группировки на основе сгруппированного материала, или вторичные группировки. К ним прибегают в тех случаях, когда проведенные ранее группировки не удовлетворяют целям исследования либо в отношении числа групп, либо с точки зрения сопоставимости данных.

Различают 2 способа образования новых, обычно укрупненных групп:

1) путем изменения интервала первичной группировки;

2) по удельному весу групп в общем итоге.