III. Потребности саморазвития

5. Потребность в преодолении (рефлекс свободы)

Наличие потребности в преодолении (рефлекс свободы) описал П.В. Симонов.

 

И.П. Павлов «Рефлекс свободы», 2001г.

 

По Симонову:

Рефлекс свободы – это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем пища - для пищевого поведения, боль - для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель – для ориентировочной.

 

В естественной среде обитания любую потребность невозможно удовлетворить без какого-либо преодоления.

Потребность в преодолении очень важна в дикой природе и практически не имеет значения у домашних животных. Она тренируется в детстве во время игровой деятельности.

В процессе тренировки мы постоянно развиваем эту потребность.

 

В англоязычной литературе рефлекс свободы назвали драйвом сопротивления принуждению, т.е. животное сопротивляется принуждению, попыткам ограничить его в движении.

 

П.В. Симонов «Мотивированный мозг».

Само преодоление препятствия может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель: потребность в преодолении препятствия удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель далека.

Лучший способ развития преодоления у собаки – это игра.

 

3. Потребность в новой информации

Информация об окружающей среде необходима животному для выживания и размножения, а конкретно – для успешной организации текущего и будущего поведения.

 

Получение новой информации происходит в результате ориентировочно-исследовательского поведения.

Любая новая информация для собаки – это опасность. Поэтому она требует исследования. И именно поэтому во время дрессировочного процесса собаки отвлекаются, когда видят, что рядом что-то происходит.

 

Удовлетворение потребности в новой информации является положительным подкреплением, приводит к выбросу дофамина.

 

4. Потребность в дополнительной стимуляции

 

Потребность в дополнительной стимуляции тесно связана с потребностью в новой информации.

Двигательная активность удовлетворяет потребность в дополнительной стимуляции.

 

Так как способность к большим физическим нагрузкам является условием сохранения жизни и выкармливания потомства у собачьих, за многие тысячи лет она стала и потребностью, неудовлетворение которой приводит к печальным для животного последствиям.

 

Недостаток движения (гиподинамия) приводит к изменению обмена веществ в организме, нарушению формирования скелета, изменению строения и снижению работоспособности сердца и кровеносных сосудов, ухудшению свойств и действия нервной системы и снижению устойчивости к заболеваниям. Более того, отсутствие движений приводит к искажению репродуктивной функции, бесплодию, рождению слабого., со сниженной жизнеспособностью потомства.

 

Влияние движения на нервную деятельность также значительно. Считается, что процесс физической тренировки представляет собой, прежде всего, тренинг нервной системы. Систематические физические нагрузки даже служат профилактикой неврозов и ослабляют их. Замечено, что при недостатке движения наши собаки становятся раздражительными и излишне агрессивными. Двигательная активность увеличивает количество сигналов, приходящих в центральную нервную систему, тем самым оказывая стимулирующее действие, улучшая ее работоспособность.

 

2. Имитационная потребность (подражательная)

 

Имитационная потребность выражается в имитационном научении.

Имитационное научение обеспечивает передачу опыта одного поколения животных другому и может быть отнесено к социальной памяти.

Эта одна из основных форм научения в дикой природе.

 

Т.к. человек не отбирал собак по критерию имитационного научения, домашние собаки имеют разный уровень имитационной потребности. У некоторых собак она развита очень хорошо, у других совсем не развита.

 

Имитационную потребность используют при натаске охотничьих собак.

 

1. Игровая потребность

 

Игровая потребность очень важна для диких животных. С помощью нее животные учатся охотиться, добывать пищу.

Отбор домашних собак не велся по способности к игровой деятельности. В результате чего некоторые собаки не играют.

 

Игровая деятельность – это комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами (палка, тряпка, все то что не является пищевым объектом) и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам. (из словаря А.В. Петровского, М.Г. Ерошевского)

 

Игра сама по себе является подкреплением, т.к. не имеет утилитарного значения.

 

Более современное определение игрового поведения дал К.Э. Фабри:

 

Игровое поведение – это форма жизнедеятельности молодых животных, представляющая собой комплекс разнообразных поведенческих актов, включающих взаимодействие с биологически нейтральными предметами, другими животными, наделяемыми на период игры ролевыми функциями, соответствующими контексту игровой ситуации.

 

Во время игровой деятельности у животных происходит накопление индивидуального опыта, в результате упражнений совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты (пр: прыжок на добычу), координация основных видоспецифических актов поведения и механизмов общения.

 

В игровой деятельности можно обнаружить представительства самых различных форм поведенческой деятельности:

 

· социальный элемент (отношение к сородичам);

· брачное поведение;

· элементы гнездостроения;

· элементы заботы о потомстве;

· элементы пищедобывательного поведения;

· элементы реакций защиты и нападения и т.д.

 

Про формы игровой деятельности можно почитать в книгах Е.Н. Мычко.

 

Е. Мычко «Поведение собаки. Пособие для собаководов».