Й орнаментальный комплекс

Й орнаментальный комплекс

Й орнаментальный комплекс

Четвертый (ковровый) комплекс составляли угловатые медальоны (ше­стиугольники, восьмиугольники, звезды и другие сложные в очертании фи-

гуры), заполненные мелким орнаментом. Несколько крупных медальонов в один-два ряда занимали центральную часть тканого полотнища (поле в кайме), более мелкие были соединены в три-пять рядов. Орнамент, как пра­вило, был многоцветный, многоплановый. Так украшали паласы, ворсовые ковры, большие занавеси, скатерти. Территория распространения ограни­чивалась западными районами Башкортостана.

Данный орнаментальный комплекс условно можно назвать тастарно-хараусным, так как он преимущественно распространен в вышивках на ста­ринных холщовых головных уборах. В нем объединены сложные компози­ции из простейших элементов (треугольников, ромбов, квадратов, трапеций, «елочек», крестиков), иногда дополненные угловатыми завитками, восьми­конечными звездочками. Концы тастаров украшались многосоставными ро-

 

зетками и полосным орнаментом. К комплексу относятся также трехчаст-ные, близкие по форме к трапеции композиции вышивок на хараусах. В них обнаруживаются зооморфические изображения, напоминающие в од­них случаях птиц, в других — коней, повернутых к центральному изображе­нию. Пятый орнаментальный комплекс был распространен в горных и зау­ральских районах Башкортостана.

Шестой орнаментальный комплекс охватывал основные узоры брано­го ткачества, счетной вышивки (преимущественно в позднем ее варианте), вышивки по выдергу (перевити), вязания. Геометрические очертания фи­гур определялись способами орнаментации тканей в процессе тканья, вы­шивкой по выдергу и по счету ниток. По описанию Н.В. Бикбулатова, наи­более распространенными узорами в комплексе явились «различные квадраты и ромбы — простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными рогообразными завитками на вершинах, пересечен­ные крест-накрест... восьмиконечные розетки, Х-образные и другие фигуры». Вариантов узоров было изобретено множество. Обычно однотипные, равные по величине элементы группировались в ряды, отделенные один от другого контурными линиями. В ткачестве встречались более свободные композиции. Узоры шестого комплекса были распространены у башкир северо-за­падных, северных и центральных районов Башкортостана в ткачестве, се­веро-восточных — в перевити.

ЖИЛЬЕ И ТРАДИЦИОННЫЙ ИНТЕРЬЕР

Идеальной моделью упорядоченности, согласованности мира для всех народов является жилище, прежде всего — внутреннее пространство в его традиционном убранстве. Оно воспринималось как пространство гармонич­ное и универсальное, в отличие от внешнего мира, в котором могут присут­ствовать разрушительные силы зла.

Основным типом жилища башкир-кочевников была переносная вой­лочная юрта, внешне напоминавшая полусферическую фигуру, покрытую войлоком. Стены юрты высотой около 170— 180 см составлялись из решет­чатых щитов, изготовленных из слегка изогнутых деревянных планок. Сверху оставлялось отверстие, служащее одновременно дымоходом и окном. Юрта имела двустворчатые дощатые двери, иногда закрывавшиеся циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5-6 м.

Таким образом, традиционный башкирский интерьер сформировал­ся первоначально как интерьер юрты с организацией внутреннего про­странства жилища предметами из дерева, ткани, кожи, шерсти, металла, расположенными в определенной системе, создающими определенное впечатление круглого замкнутого пространства. Содержание юрты нахо­дилось на виду. Вход располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной, предназначенной для гостей. В центре жилища располагался главный очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг которой рас­кидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки. Пол в юрте был теп­лым, мягким и уютным. С помощью занавески юрта разделялась на муж­скую (западную) и женскую (восточную) половины. В мужской половине, у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной, нарядно расшитой лентой. На стенах была развешана праздничная одежда. На видном месте поме­щались разные седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другое боевое оружие. На женской половине была сосредоточена кухонная утварь.

Другим типом жилища башкир был бревенчатый срубный дом. Сруб-ные постройки постепенно, по мере перехода к оседлости, появились и у башкир-полукочевников, которые ставили их на зимниках. Бревенча­тые дома крыли колотым тесом, дранкой, корой. Для строительных ра­бот башкиры отдавали предпочтение древесине хвойных пород. Основ-ным способом соединения бревен была так называемая рубка «в чаш­ку». Вместе с тем, в башкирских деревнях знали и другие способы соору­жения сруба. Некоторые дома и мечети были срублены «в замок» или способом, получившим на Урале название «ласточкин хвост». Высота сруба зависела от половых балок. В северных и горных районах из-за влажности почвы пол поднимали на третий или четвертый венец. В юж­ных степных деревнях пол врубали во второй венец, в единичных случа­ях балки клали внутри сруба на землю. В целом высота комнат была не­большой — около двух метров. Другой особенностью башкирских жилищ было низкое расположение оконных проемов: подоконники лишь слег­ка поднимались над уровнем нар.

Центральным местом в башкирской избе являются низкие и простор­ные деревянные нары, встроенные в противоположную стену. Занавес от­гораживает нары на ночь, разделяя дом на две половины. Женская часть избы обозначена печью и кухонными принадлежностями. Как и в интерье­ре юрты, организация внутреннего пространства дома исходила из его кон­струкции и отличалась простотой и рациональностью.

Интерьер бревенчатой башкирской избы во многом повторял обста­новку войлочной юрты. В отличие от юрты, в ней сооружали большие нары. Убранство нар было таким же, как и убранство почетной половины юрты: их застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности; узорные войлоки и пала­сы перетягивали узорной лентой.

Жилые помещения башкир были разнообразными и зависели от окру­жавших их природно-климатических условий.

Сейчас многие элементы традиционного башкирского интерьера утра­тили утилитарное значение и сохранились как декоративные. Однако в пос­леднее время более подробное изучение духовной и материальной культу­ры башкир позволяет думать, что искусство организации жилища переживает свое второе рождение.

МЕТАЛЛООБРАБОТКА

Изделия из металла составляют важную часть повседневной жизни лю­дей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечивают создание подлинного произведения искусства даже из железа. Поэтому драгоценные, цветные, черные металлы, их сплавы еще не определяют возможность достижения художественного результата. Толь­ко глубокие традиции искусства открывают перспективу развития в метал­лообработке. А они чрезвычайно разнообразны у многих народов.

История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: предметы оружия, сосуды и многое другое. В каждый такой предмет вложен труд народного мастера-ре­месленника, знающего приемы обработки металла, умеющего извлечь из осо­бенностей материала нужные для решения художественной задачи качества.

Ювелирная обработка металла — древнее искусство башкир — уходит корнями в раннюю историю тюркских кочевников. Ассортимент башкир­ских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны.

Одной из первых на Южном Урале была освоена металлургия бронзы, представляющей собой сплав меди и различных присадок (олово, мышьяк, сурьма, свинец). Бронза выгодно отличается от меди, так как она тверже и прочнее, имеет более низкую температуру плавления и красивый золотис­тый цвет. Из бронзы изготавливались орудия труда (серпы, секачи, ножи, проколки, топоры, клинья, рыболовные крючки), оружие, украшения (ви­сочные подвески, бусы, браслеты и прочие).

Эпоха раннего железа охватывает период более тысячи лет. Башкиры добывали железную и медную руду. Освоение металлургии железа спо­собствовало резкому повышению производительности труда, что в свою очередь повлекло за собой большие изменения во всех областях жизни древнего населения. СИ. Руденко высоко ставил искусство металлообра­ботки башкир: «Насколько высоко стояла у башкир обработка железа, можно судить по тем остаткам изделий, которые уцелели до наших дней. Помимо простых изделий башкир, можно встретить немало ценных пред­метов, оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными, искусно сде­ланными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных кол­чанов и налучий, на ременных частях старинной кожаной сбруи, иногда и деревянные седельные луки сплошь покрывались чеканным железом». В сыродутных домнах плавили чугун, железо, медь. Кузнечное ремесло баш­кир ощутило жестокий удар со стороны царского правительства: указомот 11 февраля 1736 года башкирам было запрещено иметь кузницы, что было попыткой лишить их оружия, а значит, предотвратить возможные восстания.

К тому времени кузнечное ремесло имело далеко не последнее значе­ние для башкирского хозяйства, промыслов, военного искусства. Из про­дуктов металлообработки башкиры получали наконечники стрел и копий, кольчуги и латы, оружие близкого боя, а кроме того, орудия сельского хо­зяйства, животноводства и многочисленных промыслов. Запреты были сняты лишь к началу XIX века, однако к этому времени былое мастерство восста­новить уже не удалось. Многие секреты металлообработки были безвозв­ратно утеряны.

Изделия из металла представлены у башкир в основном бытовыми пред­метами из меди. Медные кумганы, тазики, подносы, самовары, чайники при всем их утилитарном назначении являлись одновременно и украшением башкирского дома. Изделиями из серебра традиционно богато оформляли женский костюм.

Металлообработка у башкир функционировала в основном за счет бо­гатейших местных ископаемых Уральских гор. Свидетельством осведом­ленности населения о рудных местах и о добыче металлов являются данные топонимики: Тимертау (железо+гора), Тимеркая (железо+скала), Тимерар-ка (железо+спина), Бакыртау (медь+гора), Бакырлы (медь), Кургашай (сви­нец), Алтынсай (золото+речка) и др.

Знание башкирами рудных месторождений было широко использова­но при основании горных заводов на Урале. В XVIII веке из башкир вышло немало рудоискателей и рудопромышленников. Они добывали медную руду и доставляли ее на частные и казенные медеплавильные заводы. Известны­ми изыскателями и рудопромышденниками в XVIII веке были башкиры Сибирской дороги Чубар Балагушев и Салей Бускунов, Осинской дороги — Ишбулат Токтамышев. Но наиболее крупным и известным был башкир д. Куяново Осинской дороги Исмагил Тасимов, который стал инициатором основания горного училища в Санкт-Петербурге, первого высшего техни­ческого учебного заведения в России (ныне Горный институт).

Каждое родовое подразделение имело своих мастеров по металлу — кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требо­вала специальных знаний и навыков. Привозными продуктами металло­обработки пользовались лишь феодальная верхушка и зажиточные люди, все остальные были вполне удовлетворены местной продукцией.

Ювелирная обработка металла — одно из древнейших искусств башкир. На Южный Урал из Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока везли не только готовую продукцию ювелиров, но и полуфабрикаты (серебро, драго­ценные каменья, кораллы, жемчуг, раковины — каури). Это, несомненно, спо­собствовало совершенствованию ювелирного дела башкирских мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило по­чтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По пред­ставлению башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпуги­вать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались иные свойства: к примеру, женщи­нам при доении кобыл и коров полагалось надевать серебряные браслеты — это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Белый металл (серебро) у башкир пользовался особым почитанием. Серебряной чешуей, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудни­ки, головные уборы. Золото занимало заметно меньше места в ремеслах и обиходе башкир.

Сегодня об искусстве башкирских мастеров по художественной обра­ботке металла можно судить по тем старинным изделиям, которые сохра­нились в музейных собраниях страны и за рубежом.

Это поразительной работы оружие, инструменты быта, орудия труда, хозяйственной утвари, а кроме того, сохранились ценные предметы экипи­ровки всадника и конские сбруи. Ювелирные бляхи украшали ремни, кол­чаны, налучья, головные уборы, одежду. Луки деревянных седел покрыва­лись чеканным железом и тонкими серебряными накладками.

Спектр башкирских приемов обработки металлов был весьма широк: литье, ковка, сварка, чеканка и др. Не меньшая коллекция видов орнамен­тации была и в ювелирном искусстве: насечка серебром по железу, профи­лировка краев, чеканка, штамповка, украшение фона зернью, вставка кам­ней и пластин, чернение, позолота, шлифование стеклом, кораллами, ажурная филигрань, инкрустирование бирюзой. А в конце XIX — начале XX века из-за недостатка сырья местные ювелиры все чаще стали употреблять для женских украшений серебро старинных монет.

Что касается орнамента, то преобладали растительные мотивы, исполь­зовались надписи арабской вязью. Весьма широко распространенным было производство жетонов-блях с солярным или растительным узором. Они пользовались большим спросом, поскольку использовались для украшения праздничной верхней одежды и женских нагрудников.

Современная технология заменила многие ручные приемы обработки металла промышленными способами производства изделий. Однако для изготовления уникальных и малосерийных художественных предметов все еще применяются руки мастеров и художников.

ДЕРЕВООБРАБОТКА

Дерево издавна было одним из наиболее любимых в народе материа­лов. Лесные богатства края делали его доступным, а простота обработки — широко распространенным.

В Башкортостане деревообработка получила особое развитие в зоне ли­повых и березовых лесов. Башкирские плотники, столяры и резчики хоро­шо знали свойства деревьев разных пород. Как писал в начале XX века мес­тный географ Д.Н. Соколов, липу на Урале башкиры рубили «в большем размере, чем какое-либо другое дерево». Мягкая липовая древесина легко отслаивалась и поддавалась обработке ножом и полировке. Мастерством башкир в обработке дерева, в частности в выделке дупла для пчел, восхи­щался еще П.С. Паллас: «Весьма удивительным образом и с отменным про­ворством и скоростью башкирцы сие делают».

С древних времен легкую сборную конструкцию юрты, домашнюю утварь, посуду, мебель мастерили из дерева. Сундуки и специальные под­ставки для них с выдвижным ящиком, с несложной геометрической резь­бой или раскраской колером в два цвета — характерные предметы мебели в кочевом жилище. Богатый набор резной посуды — другая обширная груп­па предметов, выполненных из дерева. Это различного размера кадочки, предназначенные для хранения продуктов. Они просты и однотипны по форме (долбленые, со вставным дном), устойчивые, с гладко обработан­ными, без орнаментации, поверхностями. Их притягательность — в кра­сивой текстуре дерева, в удобстве и логичности вещи, необходимой в быту. Иногда по краям сосуда идет простейшая резьба, например в виде елоч­ки, как бы подчеркивая верх и низ предмета. Уникальное произведение башкирского народного искусства — цепь ювелирно тонкой работы, вы­резанная из единого куска дерева (длина до полутора метров). Цепь за­вершается кольцом, в который вписан тотемный знак в виде фигурки бе­гущего волка.

Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и др. К началу XX века выделились центры по изго­товлению резной посуды и прочих изделий. В прибельских селениях, на юге современного Бурзянского района, было налажено производство низких ку­мысных кадок с елочным, солярным и зооморфным орнаментами. По за­падным склонам Урала и в среднем Забелье (дер. Нижний Ташбукан, Сайт-баба, Уметбаево и др.) выпиливали деревянные цепи с фигурками куницы, волка или медведя в кольце, ковши с цепями, вазочки для меда с кольцевы­ми и биконическими подвесками, подсвечники, трости. Местный стиль про-

является в оформлении резных ковшей в Зауралье. Производство резных седел было распространено на территории современного Белорецкого, Бурзянского, Зилаирского и других районов. Украшение домов резьбой и рос­писью связано с развитием строительных традиций у башкир во 2-й по­ловине XIX — XX веке. Ломовая резьба покрывала карнизы, наличники и двери домов и мечетей, калиточные проемы, опорные столбы и створки ворот; с заделкой фронтонов стали украшаться причелины, фризы дома; изредка полосу узора помещали на углах. Технические приемы резьбы были разнообразными: пропильная — ажурная и накладная, старинная глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-вы­емчатая) резьба. Распространенным приемом башкирских мастеров резь­бы по дереву было углубление фона. Характерные орнаментальные мотивы домовой резьбы — солярные узоры, роговидные мотивы в форме отдельных или сдвоенных завитков, интеграла, в виде «бегущей волны» и др. В юго-восточном Башкортостане узоры на плоскости наличников копировали мотивы вышивки и аппликации на сукне и войлоке. В пропильной резьбе, особенно в центральных районах, преобладали растительные композиции, иногда в узор вплетались изображения птиц и зверей, часто стилизован­ные. В северном Башкортостане зооморфные сюжеты сочетались с гео­метрическими фигурами. Со 2-й половины XX века домовая резьба соче­тается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного.

В распоряжении башкирских мастеров был широкий набор инструмен­тов: топоры-тесла, долота, скобели и струги. Тонкую резьбу выполняли но­жом и резцом. Инструменты обьино изготавливались на местах. Богатым де­коративно-орнаментальным оформлением и силуэтным совершенством выделялась деревянная посуда для кумыса: кадочки с крышкой, резные ков­ши и разного размера чаши.

В Уфимской губернии в конце XIX века в связи с активизацией кустар­ной промышленности и деятельностью Кустарного комитета появились цен­тры по выпуску художественных изделий из липы, березы и др. Уровень качества продукции местных мастеров был высок настолько, что сувениры вывозились далеко за пределы Башкортостана.

Особую надежду в возрождение традиций этого промысла вселяет уси­ливающаяся в последнее время тенденция к возврату культурных ценнос­тей древних видов традиционно-прикладного искусства.

Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Причиной развития ис­кусства росписи стало, прежде всего, желание мастера обогатить пред­мет, сделать его красивым, нарядным. В настоящее время у мастеров и художников Башкортостана сложилось свое направление росписи по де­реву, в которую заложена уникальная технология хохломы, а сам тип рос-

симметрич­ностью мотивов, напоминающих световую мозаику; формы предметов, ук­рашенных башкирской росписью, взяты от деревянной посуды, широко распространенной в быту и отвечающей особенностям национальной куль­туры башкир писи отличается от свободного хохломского письма строгой

КОЖЕОБРАБОТКА

Художественная обработка кожи относится к старинным видам ремес­ла Первая одежда была из шкур животных. Первое орудие человека (силки для ловли зверей и птиц), воинские доспехи (щиты, панцири), колчаны для стрел, конская упряжь, жилища (юрты, шатры), так же как и пергамент, на котором писали первые книги, были из кожи.

Художественным достоинством отличались предметы воинского и охотничьего снаряжения: кожаные с тисненым узором налучники, колча­ны для стрел, охотничьи подвесные сумки с приспособлениями для дроби и огнива, дорожные сумки на поясе. Узор выдавливался на поверхности кожи, еще не просушенной после выработки. Наиболее характерный ор­наментальный мотив — вьющийся трилистник и его всевозможные вари­ации. Тисненая фактура колеи дополнялась украшениями — металличес­кими накладками с серебрением, реже золочением, с чеканными или чернеными узорами, где также доминирует мотив трилистника. Предме­том особого внимания в убранстве коня было седло. Оно обтягивалось кожей. Передняя лука седла украшалась посеребренной пластиной с тра­диционным узором, нередко дополняясь вставками из сердолика. Сочета­ние тисненой кожи с металлом, их традиционно-орнаментальная обра­ботка создавали особый художественный эффект, который усиливал суровый и благородный образ вещи.

Среди народов Урало-Поволжского региона башкир отличало широ­кое использование животного сырья при изготовлении различных изделий. Коневодство и овцеводство обеспечивали население кожей, шкурами, шер­стью. Широко использовались шкуры крупного рогатого скота, а также меха и шкуры диких зверей.

Из шкур рыси, волка, медведя шили верхнюю одежду, из козьей кожи (шевро, сафьян) — мягкие сапожки и комнатные туфли. Халаты, шубы и головные уборы отделывали мехом лисы, выдры, белки, куницы.

Навыки обработки животного сырья у башкир связаны с традициями древних скотоводов. Для выделки шкур и меха использовали кисломолоч­ные продукты: перекисшее снятое молоко, перекисшую сырковую массу или сыворотку.

Меховые шкурки разминали руками, овчину — особым инструментом. Данный инструмент представлял собой деревянную рогатину-развилку с концами неодинаковой длины, между которыми помещался железный скре­бок. Шкуру обрабатывали в подвешенном состоянии: захватив верхнюю часть инструмента правой рукой, продевали ногу в ременную петлю на его длинном конце и производили со стороны мездры скоблящие движения. При обработке шкуры использовали и узкую дощечку с зазубринами — ручной скребок.

Для пошива обуви, походных сумок, кумысных сосудов кожу закалива­ли в дыму, так как после копчения кожа становилась более прочной.

В старину для сшивания шкур и кож башкиры использовали сухожи­лия. В южных и восточных районах кожи сшивали ссученным конским волосом.

Одним из древнейших ремесел скотоводов является изготовление ко­жаной утвари. Широко применялась кожаная посуда, легкая и прочная, ук­рашенная тиснением и аппликацией. При изготовлении кожаных сосудов применяли шкуры почти всех домашних животных, но в качестве основно­го сырья, особенно при производстве посуды для кумыса, использовали ло­шадиные шкуры. Условия кочевой жизни требовали и удобную для пере­возки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота. Башкиры умели снимать шкуру животных без разрезов по линии ног и живота. Из такой шкуры делали боль­шие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из снятой цели­ком кожи головы, вставив кожаное круглое дно, делали подойники, из кожи шеи — кадочки. Высокие бутыли и фляги, сшитые двойным швом, сохраняли форму коленных выступов ног. Шкура с туловища шла на изготовление ог­ромного сосуда для кумыса — саба, вмещавшего до 10 ведер кумыса.

Всю кожаную посуду, за исключением объемного саба, сшивали в сы­ром виде, затем наполняли для объема золой и вешали на жердочках в коп­тильнях.

Изготовление кожаных сосудов требовало умения и опыта, им занима­лись в основном мужчины. В аулах были отдельные мастера по выделке ов­чин, мехов, пошиву тулупов и меховой одежды. Несложная технология об­работки небольших шкур делала этот труд доступным и для женщин. Женским занятием считалось шитье мягких меховых торб из телячьих, жеребячьих шкур или стриженой овчины. Кожаные сосуды, благодаря проч­ности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюком на лошадях.

Необходимым головным убором остаются меховые шапки. Ношение шапки в любое время года — обычай, характерный для быта, сохранившего скотоводческие традиции. Для торжественных случаев у состоятельных баш­кир имелись дорогие шапки из меха камчатского калана, выдры. Шили шапки также из шкуры волка, лисы, песца, реже из заячьего или беличьего меха. Особой популярностью у башкир пользовались головные уборы из меха рыжей лисы. Самым доступным материалом была овчина. Вырабатывались также для шапок шкурки ягнят и каракуль. Меховые шапки носили баш­кирские женщины. В ряде районов меховые шапки считались девичьим

убором. Шапки надевали не только на тастар, но и на платок. Девушки но­сили шапки без платков. Женские шапки были невысокими, с плоским вер­хом и меховым околышем. Ценились шапки, широко отороченные мехом выдры; их верх обшивали иногда позументом.

Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные со­суды, из шкуры передних ног — меньшие бутыли. Кожаные сосуды, благо­даря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюком на лошадях.

Художественным достоинством отличались предметы воинского и охот­ничьего снаряжения: кожаные с тисненым узором налучники, колчаны для стрел, охотничьи подвесные сумки с приспособлениями для дроби и огни­ва, дорожные сумки на поясе.

Орнаментация кожи — традиционный вид декоративно-прикладного искусства кочевых народов. Тисненая фактура кожи дополнялась украше­ниями — металлическими накладками с серебрением, золочением, с чекан­ными или чернеными узорами, где доминирует мотив трилистника. Пред­метом особого внимания в убранстве коня было седло.

Сочетание тисненой кожи с металлом, их традиционно-орнаменталь­ная обработка создавали особый художественный эффект, усиливающий благородный образ вещи, и в настоящее время национальное искусство ху­дожественной обработки кожи не утратило своей притягательной силы.

КОВРОДЕЛИЕ

Ковроделие относится к старинным видам ремесел тюркских народов. С давних времен они владели мастерством изготовления разнообразных вор­совых и паласных ковров, валяных циновок, узорных кошм. Эти изделия имели не только утилитарное назначение, но и украшали жилище, прида­вая ему национальный колорит.

Важное место в быту башкир-скотоводов занимало женское домаш­нее производство, связанное с переработкой шерсти. Мягкость и эластич­ность волокон, способность сохранить тепло сделали шерсть универсаль­ным сырьем для кошм и ковров, необходимых при обустройстве жилищ, особенно переносных. Войлоками покрывали купол и решетчатые стены юрты. Кошмы и паласы стелили на полу и на дощатых нарах. При перехо­де к оседлости паласы и шерстяные подстилки стали использоваться в де­ревенском интерьере. Особо ценились белые кошмы.

Войлок валяли из овечьей шерсти. Процесс изготовления войлока в до­машних условиях, известный всем кочевникам, был описан в XVIII веке И. Ге­орги: «Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на про­стыне или рогоже, вспрыскивают горячей водой, потом катают вместе с рогожей или простыней и опять вспрыскивают, катают ...из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко сожмется». В прошлом у башкир практико­валось изготовление кошм с помощью лошади. В этом случае циновка со сложенной на нее шерстью накручивалась на вал с веревочными петлями на концах; в приспособление впрягали коня и катали по степи.

Белый войлок украшали несложным орнаментом из валеной шерсти контрастного (темного естественного, красного, зеленого, оранжевого и др.) цвета. Узор из парных завитков — рогов, кружев, треугольников, ромбов — располагался по краю, несколько крупных фигур находилось симметрич­но в центре.

С переходом к оседлости войлок утратил прежнее значение. На первый план выдвинулось ковроделие. Распространенным видом ковровых изделий были паласы с продольно-полосатым орнаментом. Узор создавался нитями основы и состоял из разноцветных гладких или зубчатых полос. Нити, скру­ченные из двойной пряжи, плотно прилегали друг к другу, не оставляя зазо­ров. Ткали такие ковры на горизонтальном'узконавойном станке, без бер-да. Тонкая нить утка прибивалась с помощью мечевидной пластины. Материалом для паласов служила овечья и козья шерсть. Нити из козьей пряжи были более прочными, обладали блеском и придавали особую кра­сочность изделию. Ткали паласы узким полотнищем, затем разрезали на

куски нужной длины и сшивали. Повторение полосок одного цвета через определенные интервалы обуславливало ритмический строй орнамента. Башкирские ткачихи умело использовали руно естественного цвета, соче­тая белую, серую и коричневую пряжу. Употребляли также шерсть домаш­ней окраски, теплых спектральных тонов. Насыщенность сочетаний крас­ного, желтого, зеленого цветов уравновешивалась узкой серой или темно-коричневой полосой.

Искусно выполнялись детально орнаментированные паласы. Ткали их широким полотнищем. Для каждой цветной детали имелся свой уток. В местах соприкосновения элементов узора нитями разного цвета обхваты­вали с двух сторон нить основы, не оставляя зазоров. Орнаментированное центральное поле узорного ковра состояло из крупных фигур, заполненных мелкими деталями ромбов, шестиугольников, восьмиконечных звезд, квад­ратов. Иногда геометрический орнамент дополнялся роговидными завит­ками или растительным рисунком. Часто узоры в виде уступчатых ромбов или меандров покрывали всю поверхность ковра, не оставляя фона. Внутри больших фигур помещались мелкие. Центральное поле обводили каймой. В старинных коврах использовалась пряжа, окрашенная растительными крас­ками домашнего изготовления. Материал отличался прочностью и прият­ным теплым колоритом.

Некоторые ковровщицы выполняли на станках или рамах ворсовые ковры. К основе привязывали шерстяные нити, концы которых выводили налицо и подравнивали ножницами. Для составления узора использовалась шерсть разных цветов, фон обычно был черно-коричневым. На нем разме­щались крупные медальоны той или иной конфигурации. Характер орна­мента и техника исполнения сближала башкирские ковры с ковровыми из­делиями киргизов, туркмен, узбеков. Ворсовые ковры и узорные паласы часто использовались для украшения стен жилища, в то время как полосатыми застилали нары или лавки, а в гостевой комнате или в юрте — пол. Их утеп­ляли, нашивали на кошму.

В целом в Башкортостане ковроделие представлено безворсовыми ков­рами: большие и маленькие паласы, половики, коврики для табуретов, ска­меек, для покрытия сундуков, сотканные пряжи овечьей шерсти. В боль­ших паласах, кроме орнаментально-геометрических, формы симметрично построены на черном фоне, который своей глубиной и плотностью органи­зует большое пространство ковра. Такие паласы несут в себе идею значи­тельности, монументальности. Для восточных и юго-восточных районов ха­рактерны полосатые паласы. Их декор выстроен на ритмичном чередовании широких и узких цветных полос — простейший тип ковроткачества. Они отличаются сдержанностью и благородством цвета за счет использования природных органических красителей. Еще более архаичны и вместе с тем изысканны по своему художественному решению паласы, сотканные из некрашеной пряжи естественно-природной окраски: коричневой, черной, се­рой, белой. Первородность материалов и простота традиционной техноло­гии дают высокий художественный результат. Такие паласы и поныне про­должают ткать башкирские мастера на юге республики.

В наши дни паласное ковроделие переживает свое возрождение. Праз­дничная нарядность современных безворсовых ковров, гармония традици­онных орнаментальных форм с жизнерадостной расцветкой принесли им широкую известность и за пределами республики.

УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО

Ткачество — одно из выдающихся изобретений человечества. С появле­нием тканей были выработаны способы их орнаментации в процессе тканья.

Тюркские племена были знакомы с ткачеством до прихода на Южный Урал. Древний ткацкий станок был без рамы, имел примитивные нитчин-ки в виде палочек.

Башкиры для домашнего ткачества использовали нити из стеблей кра­пивы, дикой и культурной конопли. По словам П.И. Рычкова, «холст ткут они больше из крапивы, а иногда из пеньки: но всегда претолстый и узкий»; «толстый холст на одежду ткут они по большей части сами; ибо не только прядут нитки из пеньки, но и из простой большой крапивы». Со временем крапивный холст был вытеснен конопляным, так как по качеству он пре­восходил крапивный холст. На Южном Урале не только собирали дикую коноплю, но и культивировали это растение. В северных районах в XIX веке выращивали лен, но льняное полотно шло, главным образом, на полотенца и скатерти. Одежду, особенно обрядовую, шили из конопляных тканей. В южных районах в ткачестве преобладала конопля. Потребность населения удовлетворялась не только дикой коноплей. По наблюдениям П.И. Неболь­сина, каждая семья собирала около четырех пудов дикорастущей конопли, вырабатывала «аршин сто грубого, но прочного холста». Посеяв пуда пол­тора конопли, получали до трех пудов сырья, достаточных на 100 аршинов ткани. Этого запаса хватало на одежду для всей семьи, полотенца, скатерти и другие вещи.

В XIX веке полотна ткали от 28 до 32 см ширины. Одежда и предметы домашнего убранства ткались на ручном станке. Широкое распростране­ние получило узорное ткачество, где геометризм орнамента обусловлен тех­нологией (счетное переплетение нитей утка и основы). Здесь выделяются две наиболее характерные группы предметов. Одна — большие занавеси для разделения интерьера дома на мужскую (гостевую) и женскую половины, скатерти, ритуально-обрядовые полотенца, женские фартуки. Их ткали в закладной и выборных техниках (а полотнища еще и в браной) из шерстя­ных ниток тонкого прядения, выкрашенных в яркие цвета. Цветовое реше­ние основано на сочетании насыщенного цветного геометрического узора и ярко-красного (реже желтого, оранжевого, черного) фона. Равномерное соотношение пространства фона и узора, архитектоника и логическая яс­ность декоративной композиции свидетельствуют о высоком художествен­ном вкусе. Ритмичный строй декора перекликается с характерными рит­мами башкирского устно-поэтического, музыкального творчества, искусства танца.

ВЫШИВКА

Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного ис­кусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глу­бокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди оду­хотворяли окружающую среду и, помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц и другие, верили, что они при­несут в дом благополучие.

В процессе исторического развития у каждого народа складывался оп­ределенный характер вышитого узора, своеобразные приемы техническо­го выполнения, неповторимые колористические решения. Приемы выши­вания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовалось из поколения в поколение. Как женщины многих народов, так и башкирские женщины обязаны были владеть искусством вышивания. Девушки украшали вышив­кой свое приданое, а количество узора и яркость цвета зависели от назна­чения наряда и возраста женщины. В вышивке отражается направление моды, национальный колорит и одновременно подчеркивается индиви­дуальность человека.

Веками складывались традиции художественного осмысления текстиль­ных форм в бытовой среде земледельческого и кочевого мира. В народе вы­работалось многообразие приемов исполнения вышивки: переплетения, со­четания, вариации различных швов. От них зависит характер вышитого узора во всем — начиная от структуры настила ниток, прорисовки и построения узора до его компоновки на поверхности изделия. Все перечисленные свой­ства в органическом единстве формируют художественно-стилистические особенности предметов национальной вышивки, по которым можно опре­делить их принадлежность к эпохе, региону бытования, иногда к имеди ма­стера. По характеру швов и, следовательно, по образно-пластическому ре­шению узора можно выделить два характерных типа в традиционной вышивке башкир — счетные (строчевышивка) и свободные швы.

Вышивка является одним из видов традиционного декоративно-при­кладного искусства башкир. Для башкирской вышивки характерны как сво­бодные, так и счетные швы.

Основым материалом для вышивки до середины XIX века служила до­мотканина, со 2-й половины XIX века — покупные хлопчатобумажные и шелковые ткани. Вышивали иглой или крючком, с пяльцами или без них.

Разнообразию приемов вышивания у башкир соответствует богатство орнаментации рисунка, цветовой гаммы, мотивов вышивки, их сочетаний и широкий ассортимент изделий.

Башкирским вышивальщицам было известно около двух десятков при­емов узорного шитья. О распространении в башкирских аулах различных способов ручной орнаментации тканей в XIX веке писал Д.П. Никольский: «Как на одно из излюбленных занятий башкир можно указать на вышива­ние... вышивать должна уметь каждая башкирская девушка». Вышивка де­лается шерстью, шелком, бисером и т.п. Большая часть вышивок выполня­ется по полотну, по миткалю (полотенца, рубахи), по сукну.

Вышивали шаршау, подзоры, полотенца, скатерти, молитвенные ков­рики, салфетки для кумысных кадок. Нашивали вышитую ткань на чепра­ки, кошмы. Вышитыми узорами украшали свадебную и праздничную одеж­ду. Ритуальными были свадебные кисеты, жениховские платки.

Наиболее характерным видом вышивки был тамбур, известный всем тюркским народам. В зависимости от особенностей исполнения тамбур­ного шитья, различались обычный петельный тамбур, двойной тамбур, или «косая сетка», когда одновременно с контурами заполнялось сеточкой внутреннее поле, а также ковровый шов. Обычный и двойной тамбур обыч­но сочетались. Так вышивались кисеты, мужская и женская суконная одеж­да, ленты для перетяжки постели, чепраки и другие вещи.

Двойной тамбур был неразрывно связан с кускарным орнаментом, иног­да и вышивку называли кускарной — целый ряд элементов узора с одинар­ными и парными завитками, интегралами. Комбинации кускаров создава­ли вихревые розетки, спирали с завитками, сердцеподобные фигуры. Особо ярко кускарная вышивка представлена в орнаментации свадеб­ных кисетов.

Поверхность кускарной фигуры, расположенной в центре, заполнялась шерстяными (реже шелковыми) нитками красного, зеленого, желтого цве­тов. Фоном было черное, красное или белое сукно.

Обычным тамбуром мастерицы вышивали растительные узоры на бе­лых, красных, розовых и голубых тканях — на полотенцах, салфетках, ска­тертях, молитвенных ковриках, занавесках для матицы и стен, женских платьях, фартуках и мужских рубахах выполнялись однотонные или мно­гоцветные орнаменты. В композицию включались линейные и розеточные узоры. Стилизация узоров зависела от местных традиций. Концы вышитых полотенец и край коротких занавесок украшали белым или цветным кру­жевом собственного плетения.

Из всех женских ремесел вышивка оказалась наиболее приспособлен­ной к современным условиям. Появились новые материалы, расширились технические возможности рукоделия, но до сих пор сохранилась художе­ственная основа старого вышивального искусства — традиционный коло­рит и выработанный веками орнаментальный строй.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Народный костюм служил наиболее ярким определителем националь­ной принадлежности человека Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хо­зяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и про­изводственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетичес­кие идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торже­ственных церемоний.

В башкирском костюме представлена одна из наиболее ярких сторон традиционной художественной культуры. Истоки этой культуры берут на­чало в центральноазиатском регионе в среде кочевых племен, в основном, тюркского происхождения. Переместившись в течение I тысячелетия на запад, часть кочевников осела по обеим сторонам Южного Урала, включив в состав местное население, среди которого, как полагают ученые, были груп­пы финнов, угров, самодийцев, сармат.

Прослеживаются и ранние азиатские взаимодействия башкир с иран­цами, тунгусами, монголами и другими народами Сибири, Ближнего и Даль­него Востока.

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древ­него и средневекового скотоводческого мира. В XVIII веке побывавшие у башкир И.И. Лепехин, П.С. Паллас, И. Г. Георги обращали внимание на ши­рокое использование при изготовлении одежды материалов животного про­исхождения: выделанных овечьих и конских шкур, войлока, сукна, кожи. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские голов­ные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, на границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пла­стами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно ес­тественно белого или коричневого цвета. Тонкое сукно употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое — для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горя­чей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.

Как и всякая бытовая и художественная культура народа, одежда, при относительной ее консервативности, находилась в постоянном развитии. С течением веков осваивались и применялись новые материалы, совершен-

ствовался покрой, видоизменялась форма вещей. При характеристике ук­рашений говорилось, что их богатое оформление (сплошная зашивка осно­вы кораллами и серебром) появилось в средневековье — в пору интенсив­ного расслоения башкирского общества, в условиях активных торговых связей с Востоком. Старые башкирские коллекции петербургских и уфим­ских музеев содержат немало вещей, к началу XX века в деревенском быту утраченных. В башкирской одежде XVIII — начала XIX века нетрудно выде­лить более ранний пласт. Старинная одежда отличается непривычными про­порциями кроя (большие ластовицы, широкий воротник, длинный подол рубах и пр.), экзотическими украшениями (перламутровые пластинки, ин­дийские раковины, монеты-чешуйки, медные пронизки, лебединые и гуси­ные пушки). В этнографических заметках XVIII—XIX веков встречаются опи­сания редких уборов, упоминаются не совсем обычные способы украшения одежды: «горным камнем», соком растений. Применялась исчезнувшая позже плотная вышивка «косым стежком», росписью. На рисунках и гра­вюрах XVIII—XIX веков можно увидеть головные уборы, о которых к насто­ящему времени воспоминаний в народе не сохранилось.

Существенные изменения народная одежда претерпела в первые деся­тилетия XX века. Участие в первой мировой войне, затем в сражениях на фронтах гражданской войны и в социалистическом строительстве привели фактически к утрате мужского костюма. Если и оставались в мужской одеж­де некоторые традиционные детали, то лишь у людей старшего поколения. Много новшеств под влиянием города появилось в одежде женщин.

Дальнейший подъем экономики, технизация производства, расшире­ние мировоззрения, крепнущие интернационалистические связи способ­ствовали все более активному вытеснению из сельской жизни привычных форм, бытовых обычаев и устоев. Однако вместе с устаревшим, пережиточ­ным утрачивалось и рациональное. Исчезла самобытность, отличавшая в прошлом народы и этнические группы. Забывалось наиболее ценное — ху­дожественные традиции, в сложение которых внесли вклад десятки и сот­ни предшествующих поколений.

В последнее десятилетие пробудившееся внимание населения к своему творческому наследию, воссоздание наиболее ярких праздников и обрядов, интерес к фольклору по всей стране вызвали необходимость восстановле­ния традиций, связанных с костюмом. Во многих случаях речь шла о воз­рождении костюма, поскольку истинное представление о традиционном костюме сохранилось лишь в памяти старшего поколения. Этнографичес­кие архивы и научное описание накопленного материала приобретают при этом первостепенное значение.

В наши дни национальный костюм популярен в тех районах, где сохра­нились фольклорные традиции — прежде всего, на юго-востоке Башкирии: в Абзелиловском, Бурзянском, Баймакском, Хайбуллинском районах и др. Однако не только в глубинке, но и в столице тонкий национальный коло­рит тактично вводится в модели платьев и костюмов, создаваемых для эст­рады. В отличие от фольклорной, эта одежда разрабатывается на современ­ной модной основе.

Тем не менее нельзя не заметить, как старинный костюм, извлекае­мый из сундуков почтенных женщин во время экспедиционных поездок, вызывает у присутствующих людей любого возраста волну теплых чувств и радостных воспоминаний. Как показывают беседы с сельским населе­нием во время социологических и иных исследований, многие не против заказать и носить отдельные традиционные виды одежды. Возможно, тог­да и возродится в полной мере искусство башкирского национального тка­чества одежды.

 

АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (САМОАНАЛИЗ)

В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи

между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логиче­ское следствие анализа учителем своей собственной работы Сухо­млинский видел в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль сто­роне педагогического процесса, исследует, изучает фак­ты, читает педагогическую и методическую литературу. Это становится началом высшего этапа педагогического творчества — сочетания практики с элементами науч­ного исследования.В самой своей основе педагогичес­кий труд, требующий анализа фактов и умения предви­деть, имеет родство с научным исследованием. В основе творческого труда учителя — прежде всего уме­ние анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

 

Анализ урока учителем— критический анализ собственно­го урока, показывающий способность и умение вынести точ­ную оценку самому себе и учить этому школьников. Критич­ное отношение к своей работе - это умение не только выде­лять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, ре­зультаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность. Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подго­товки урока, в его предвидении, затем в ходе самого уро­ка, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообоб­щение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществ­ляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различ­ных видов анализа урока. Выделим наиболее часто упо­требляющиеся:

1. Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст де­тей, их психолого-физиологические особенности, уро­вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей меж­ду собой, интерес к предмету и др. Такая обобщенная характеристика должна быть при каж­дом анализе урока, но любой учитель знает, что ее со­ставляющие много сложнее и шире. Остановимся на них подробнее. Урок сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его ор­ганизации учитель в той или иной степени учитывает сле­дующие аспекты: структуру межличностных отношений (лидеры - предпочитаемые, аутсайдеры - непредпочитае-мые), круг желаемого общения каждого ученика, нали­чие группировок, их состав и т. д.; недостатки биологи­ческого развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрез­мерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т. д.); недостатки психиче­ского развития, слабое развитие интеллектуальной сфе­ры тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности; развитие психических свойств (отсутствие познавательно­го интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношении личности к самому себе, учите­лю, семье, коллективу); недостатки подготовленности учащихся (пробелы в фактических знаниях и умениях,

проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привыч­ках и культуре поведения).

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча­щихся. Опираясь на характеристику класса, определить,
чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.

4. Охарактеризовать замысел урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики (методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; какая часть материала требует помощи учителя при его усвое­нии; что необходимо прочно запомнить, а что использо­вать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при достиже­нии нового, как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом бу­дут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие
аспекты триединой цели урока). Определить тип и струк­туру урока.

5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.

6. Выделить наиболее успешный этап (или фраг­мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.

7. Дать оценку успешности достижения цели урока.Какие условия определили успешность занятия (подго­товленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаи­моотношения и доверия в группах учащихся, сотрудни­
чество учителя и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т. д.).

8. Проанализировать результат урока во взаимосвя­зи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который

может выявить трудности учащих­ся в освоении тех или иных худо­жественных знаний, умений и на­выков, показать возможные мето­дические ошибки учителя в преподавании учебного материала, открыть новые возмож­ности реализации учебного материала в практических работах детей.

9. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в зве­ньях «учитель — класс», «учитель — микрогруппы», «уче­ник — учитель», «ученик — ученик».

10. Если учитель считает, что результат урока мог быть более высоким, нужно попробовать определить, что по­мешало его достичь (слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем или сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели урока и т. д.).

11. Отметить, все ли потенциальные возможности (свои и класса) учитель использовал; если нет, то почему.

12. Отметить, что учитель хочет изменить в уроке или развить в дальнейшей работе над темой урока.

использованная литература

1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М., "Знание", 1973. 48 стр.

2. Ахадуллина Н.Э., Ахадуллин В.Ф. Теория композиции: Иллюстрированное Учебно - методическое пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 128 с., ил.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1981.

4. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с., ил.

5. Гросул Н. Художественный замысел и эскиз // Искусство в школе, №3-4, 1992. с. 13

6. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности».

7. Изобразительное искусство: Программа для 1-8 классов средних общеобразовательных учреждений /Сост. Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э./под. Ред. Пурик Э.Э. – Уфа, 1999.-56 с.

8. Изобразительное искусство и художественный труд: 5—8 кл.: Кн. Для учителя / Сост. Н. Н. Фомина; Под ред. Б. М. Неменско­го. М.: Просвещение, 1995.

9. Костерин Н.П.Учебное рисование: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с., ил., 8 л. ил.

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.: ил.

11. Кравцов Г. Игра как основа детского творчества. //Искусство в школе, №2, 1994 г.

12. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей.Изд. 2-е, доп. И перераб. М.: Просвещение, 1977. 208 с. с ил.

13. Мелик-Пашаев А. Трансформация детской игры в художественное творчество.// Искусство в школе, №2, 1994.

14. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 416 с.

15. Мочалова Н.М. технологический подход в обучении школьников. Казань: Изд. "Мирас", 1997. 255 с.

16. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981, с.77

17. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1975. 135 с. с ил.

18. Одноралов Н.В. Материалы в изобразитель­ном искусстве: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1996.с.265

20. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. – М.: ИНТОР, 1997. – 48 с.

21. Постоногова Л.П. подготовка студентов худграфа к анализу и оценке детских рисунков.Проблемы теории и методики преподавания художественно – графических дисциплин. Сборник научных трудов. – Уфа, изд. БГПИ, 1984, 118с.

22. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. — М.: "Агар". 1996.

23. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 кл. / Науч. рук. Б.М.Неменский. — М.: Просвеще­ние, 1994.

24. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. Для классов с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла / Науч. рук. Т.Я.Шпикалова. — М.: Просвещение, 1994.

25. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Компо­зиция. 1—11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). — М.: Просвещение, 1995.

26. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 кл. /сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 320 с.

27. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С.Кузин, Е.О.Яременко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. 224 с.

28. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразитель­ного искусства в школе. — М., Просвещение.246 с. 1980.

29. Ростовцев Н. Н.Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие для вузов. М.:Просвещение: "Изобразительное искусство". 1983. 287 с.

30. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М., Просвещение, 1976. 119 с. ил.

31. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.

32. Сборник нормативных документов. Искусство. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 63, [1] c.

33. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразитель­ного искусства: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. 175 с. ил.