Изобразительные наглядные пособия.

Виды учебно-методических пособий

1) Натуральные наглядные пособия

· подлинные предметы – применяют при рисовании с натуры, при объяснении задания;

· плоские предметы простой и сложной формы;

· предметы объемной формы: цилиндрической, конической, сферической, граненой, комбинированной.

А) Рисунки:

· цветов и различных пород деревьев;

· животных, птиц, фигуры человека в фасовой и профильной характеристике (в спокойном состоянии и различных трудовых и спортивных движениях);

· натюрмортов с разных точек зрения;

· пейзаж (различные линии горизонта);

· виды транспорта;

· детские рисунки.

 

Б) Таблицы:

· стилизации растительных и животных форм;

· орнаменты;

· последовательности выполнения рисунка разных заданий;

· по основам цветоведения;

· по перспективе.

1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности натуры, которые будут разъяснены педагогом.

2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем работы учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его.

3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком.

4. Рисунки выполняются очень четко и ясно.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться.

6. Таблицы должны иметь заголовки, рассказывающие основную цель работы.

В) Альбомы:

- репродукции картин;

- наборы открыток с репродукциями произведений изобразительного искусства.

Г) Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи с музыкой, стихами, сказками.

ЭКРАННЫЕ ПОСОБИЯ (ДИАПОЗИТИВЫ, ДИАФИЛЬМЫ, ЭПИПРОЕКЦИИ, КИНОФИЛЬМЫ)

Экранные наглядные пособия создают эмоциональный настрой, способствуют формированию образа и дают возмож­ность всем учащимся рассматривать детали крупного изображения, что не всег­да возможно при рассматривании репро­дукции даже большого размера. Особен­но необходимы экранные пособия при про­ведении уроков-бесед об изобразительном искусстве и при уточнении зрительных представлений.

Диапозитив — это фотографическое позитивное изображение на стекле или пленке. Пленочные диапозитивы, напеча­танные фотографическим способом на по­зитивную пленку, разрезают на кадры, которые помещают в рамку. Изображение диапозитива, спроецированное на экран, образует световую кар­тину крупного размера. Существенные преиму­щества экранного пособия — яркость и четкость изображения.

Изображение диапозитива на экране неподвижно. Это дает учителю возможность держать изображение на экране столько времени, сколько не­обходимо по ходу урока. (книгу Г. В. Карпова и В. А. Романина «Технические средства обучения» М., 1972).

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм,- это диапо­зитивы, напечатанные на кинопленке и соединенные в одну непре­рывную ленту. В диафильмах изображение сопровождается текстом, который состав­ляет с изображением одно целое.

Эпископические проекции. На экран проецируются не только диапозитивы на прозрачной основе, но и непрозрачные изображе­ния, выполненные на бумаге: рисунки, репродукции картин, фото­графии, художественные открытки, таблицы. Проекция непрозрач­ных изображений называется эпископической. Эпипроекции имеют меньшую освещенность изображения на экране и требуют более тщательного затемнения помещения. Для получения нормальной освещенности экрана проекционный аппарат устанавливается в 3—5 м от экрана.

Материал для эпипроекции подбирается из различных журна­лов и книг. Серия иллюстраций на определенную тему, подобранных и наклеенных на бумажную ленту, называется эпифилъмом. При демонстрации ленту с иллюстрациями кладут на предметный столик эпидиаскопа и плавно передвигают на нем от одной иллюстрации к другой.

Кинофильм — это кинопленка с нанесенными на нее позитивны­ми изображениями. На пленке звукового фильма, кроме кадров, да­ется фонограмма для синхронного воспроизведения звука с быстро-сменяющимися кадрами кинофильма.

Видеофильмы – современные экранные пособия. Они представляют собой фильмы, выпущенные промышленным способом и выполненные учителем самостоятельно с помощью видеокамеры.