Планирование учебно-воспитательной работы
Систематическое, последовательное и прочное усвоение учебного материала по изобразительному искусству в значительной степени определяется тщательным, научно обоснованным планированием учебного материала в каждом классе. На основе базисного учебного плана и программ по изобразительному искусству учитель составляет календарно-тематические планы на учебный год по каждому классу. Программа является тем документом, который на основании работы школы, последних достижений педагогической и психологической науки указывает содержание обучения изобразительному искусству в каждом классе, виды занятий, объем учебного материала по каждому виду занятий и по каждой теме; указывает примерные учебные задания по каждой теме.
Как свидетельствует опыт учителей, совершенно необходимо планировать как содержание каждого урока в отдельности, так и поурочно материал каждой четверти, всего учебного года. К этому же обязывает и соблюдение дидактических принципов. Планирование конкретного урока осуществляется в виде рабочего плана-конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи данного урока. Здесь также фиксируется последовательность всех этапов (элементов) урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане-конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя. [12, 64]
Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю систематически вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его моментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания.
При подготовке к уроку следует использовать разнообразный материал: высказывания выдающихся художников, методические рекомендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследовательской и научно-методической работы.
Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой, в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения.
Планирование каждого конкретного урока невозможно без планирования учебного материала на год и четверти. В практике преподавания изобразительного искусства широкое распространение получило тематическое иллюстрированное планирование уроков. В таком плане наряду с указанием темы урока, времени, отводимого на выполнение учебного задания, техники работы дается наглядное изображение того, что будут рисовать школьники.. Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели, задач и оборудования урока, здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, так и на больших плотных листах. Первый вариант позволяет легко вносить изменения в планирование, одну карточку заменяют другой. Карточки удобно хранить в конвертах по четвертям, но чтобы представить картину в целом, их придется где-то раскладывать. Второй вариант дает возможность увидеть сразу все годовое планирование по четвертям. Оба варианта возможны, они помогают заранее подобрать необходимый теоретический, наглядный и музыкальный материал, продумать систему уроков, облегчают подготовку к ним.
При планировании важно учитывать следующие принципы: должны быть представлены все разделы программы, необходимо обеспечить последовательное усложнение знаний, умений и навыков, а также преемственность между классами; следует учитывать праздники, календарные изменения в природе; необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник; следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков; материал лучше планировать тематическими блоками.
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Важным разделом работы учителя изобразительного искусства является организация учета успеваемости школьников. Систематический учет знаний, умений, навыков, получаемых учащимися в процессе обучения, служит необходимой основой воспитания у детей серьезного, ответственного отношения к рисованию.
Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно фиксировать в классном журнале и дневниках учащихся.
Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.
Предварительный учет проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме контрольных урочных заданий всему классу по различным видам занятий изобразительным искусством (например, рисование с натуры чайника, рисование на тему «Праздничный день», выполнение в полосе узора из растительных форм), так и в форме беседы.
Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы. Возможны два вида текущего учета: выставление оценок за рисунки после их выполнения и за устные ответы на уроке, причем оценки за рисунки должны быть поставлены сразу же после их выполнения.
Чтобы объективно оценивать работу учащихся, необходимо установить конкретные критерии, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
Большое значение в стимулировании изобразительной деятельности школьников и развитии интереса к ней имеет анализ ученических работ. Во время анализа педагог отмечает положительные и отрицательные стороны работ учащихся. Подобный анализ ученических рисунков отвечает потребности детей показать результаты своего творчества коллективу, вынести свои рисунки на суд товарищей. Вот почему школьники очень ответственно относятся к таким анализам.
У учащегося всегда есть потребность в объективной оценке своих рисунков, которая показывает степень его знаний, умений и вместе с тем степень старания, интереса к работе. Поэтому учитель, оценивая рисунки учащихся, всегда должен учитывать, с интересом работал школьник над рисунком или нет. Особенно важно указать на это во время оценки рисунка, демонстрируемого всему классу. Тогда ученики будут знать, что их эмоциональное отношение к процессу рисования непосредственно сказывается на качестве композиции.
Анализ своих рисунков и рисунков товарищей заставляет учащихся более упорно и настойчиво работать над изображением, вызывает удовлетворение от процесса рисования.
Периодический (по четвертям) учет знаний обычно осуществляется в виде оценки успеваемости школьников за четверть. Оценка за четверть не просто средняя арифметическая оценка за рисунки — она обязательно должна объективно отражать успехи школьника в изобразительной деятельности, его старание, увлеченность предметом, поэтому следует учитывать различную внеклассную работу учеников по изобразительному искусству — активное участие в выпуске классной (школьной) стенгазеты, в проведении бесед, лекций по изобразительному искусству. Итоговый (годовой) учет — это учет работы каждого школьника за год, который выражается в годовой оценке по изобразительному искусству. [12, 86]
Рекомендуется вводить в процесс обучения по предметам искусства не только традиционную количественную, но и качественную оценку, поскольку искусство дает безграничный диапазон творческого общения и сопереживания ученика и педагога.
Качественная оценка — это оценочные суждения педагога. Количественная оценка (отражающая, естественно, и качество) — традиционно сложившаяся пятибалльная система.
Введение качественной оценки обусловлено необходимостью оценить эмоционально-ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности, индивидуально-творческое развитие каждого ученика. Безусловно, оценочные суждения педагога могут быть подвержены влиянию субъективного фактора, поскольку каждый педагог имеет свой уровень эстетической восприимчивости, общей и профессиональной культуры учителя, собственный опыт творчества в том или ином виде искусства.
Необходимость количественной оценки подтверждается тем, что с ее помощью измеряется процесс формирования и развития эстетических знаний и практических умений.
Количественной оценке подвергаются элементы минимума обязательного содержания образования по предметам искусства.
Конкретные критерии количественной и качественной оценок разработаны и представлены в действующих программах разнообразных курсов по искусству. [26, 13]
Иллюстрированный план выполняется в виде небольших кадров, в каждом из которых дано изображение и записана тема урока. Студент выбирает для работы один из классов с 1-го по 6-й и составляет блок из 4 – 5 уроков таким образом, чтобы отобранные из программы темы заданий были связаны единой общей направленностью и удачно дополняли друг друга. Цикл рекомендуется закончить уроком с тематической композицией. Придерживаясь тематики той или иной программы, изобразительный ряд может строиться по определенной теме (например, одного времени года, традиция того или иного промысла, народная сказка, историческая или современная тема и т.д.).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.
Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая — качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.
1. За что выставляется оценка?За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы.
Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.
2. Как выставляется оценка?Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми, руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.
В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урокаскладывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.
Тема 3.4. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование и оформление
Студент должен
знать:
- современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изобразительного искусства;
уметь:
- подбирать, изготавливать наглядные пособия для уроков изобразительного искусства.